Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





[5]Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)



1.

  Поговорим о типах политических режимов. Традиционно выделяют три основных: тоталитарный, авторитарный и демократический. Тоталитарный политический режим характерен для тех государств, которые стремятся ради тех или иных целей к полному(тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. При этом власть над всеми на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящих элиты. К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима:

Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период в истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества – мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические номы – подчинены идеологии; монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции;

система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы; партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль над всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, телевидением, кино, литературой и др; всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.

Авторитаризм в свою очередь применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или социального института. Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных следующими основными чертами:

1) Авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе, гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: не обязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть, при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти,

2) Допускается неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность,

3) При авторитаризме высшей ценностью является государство как средоточие властных функций

4) Авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, чуждые тоталитаризму, который разрывает традиционные социальные связи, превращает « классы в массы»

5) В отличие от тоталитаризма, при котором систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется практика избирательного террора.

Существенными чертами авторитаризма являются:

1 Автократизм – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек или группа лиц.

2 Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению

3 Опора на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновении.

4 Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при их условии подконтрольности властям

5 Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики.

6 Рекрутирование политической элиты путем введенения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

7 Нарушается принцип разделения властей. Суд лишен самостоятельности, подчинен, официальной власти. Парламент может существовать, однако не имеет реальной власти.

8  Также авторитарный режим может опираться на другие традиционные общественные институты – бюрократию, церковь, институт семьи и брака. [2]

Теперь перейдем к описанию Демократии. Демократия – это политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.  

Принципами Демократии являются:

1 Признание народа источником власти и носителем суверенитета.

2 Равноправие граждан ( правда, только формально-юридическое), равная возможность участия в политической жизни.

3 Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства.

4 Принцип большинства – именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю.

5 Право меньшинства на оппозицию

6 Политический плюрализм, т. е наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции.

7 Правовое государство – вид демократического государства, политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свободы человека и народов

8 Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры.

9 Выборность органов власти на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. [3]

Кроме тоталитарного, авторитарного и демократического политических режимов выделяют смежные политические режимы, или как их еще называют гибридные. Они сочетают в себе автократические черты с демократическими, к ним относят: режим с синдромом слабого плюрализма – регулярные выборы, высокий уровень конкуренции среди элиты, слабое политическое участие( Украина); режим с синдромом доминирующей власти- наличие декоративных демократических институтов, слабая оппозиция, размывание границ между государством и правящей партией( Россия, ЮАР, Япония), делегативная демократия( Россия во времена правления Бориса Ельцина), также к смежным режимам относят электоральный авторитаризм и проблемную демократию. [4]

2. Перейдем к наиболее интересной части данного реферата, которая подразумевает собой анализ основного закона Российской Федерации 1993 года и поправок к ней от 2020 года. Поправки к Конституции РФ по большей части коснулись именно поправок полномочий президента. Они стали расширеннее. В качестве доказательства сравню: Раннее Президентом РФ мог быть гражданин постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет. По новым поправкам Президентом может стать гражданин проживающий на территории РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство. Условия гарантирующее возможность быть Президентом усложнились, что свидетельствует об укреплении власти действующего Президента и усложнении возможности смены выборного главы государства, что как раз характерно именно для авторитарных режимов. Также в согласии с поправками в полномочия Президента входит осуществление общего руководства Правительством РФ и утверждение по предложению Председателя Правительства структуры федеральных органов. В конституции до поправок Президент мог только представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора, теперь же Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации Генерального прокурора, в конституции старого образца Президент РФ мог представлять Совету Федерации только судей Конституционного, Верховного суда, в обновленной Конституции Президент РФ назначает Председателей судей, их заместителей и заместителей заместителей. В демократическом государстве действует система сдержек и противовесов, каждая ветвь власти не может занимать доминирующее положение. Однако вышеизложенные примеры свидетельствуют о повышении влиянии Президента на судебную, законодательную и исполнительную ветви власти. Из этого следует сделать вывод, что ветви власти РФ, которые в соответствии понятием о демократическом политическом режиме, независимые и уравновешиваемые друг другом на самом деле стали сильнее зависеть от главы государства, что также свидетельствует о том, что политический режим Современной России нельзя в полной мере назвать демократическим. Хотя согласно Конституции РФ, статьи 1 Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Другие признаки РФ как демократии находят свое отражение в последующих статьях основного закона, к примеру статья 3 указывает на то, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; в статье 13 указано об идеологическом многообразии, что также свидетельствует о демократии в теории; а в статье 14 говорится о невозможности признания определенной религии в качестве государственной: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Это позволяет, на первый взгляд, с точностью сказать о демократии в Российской Федерации. Однако в поправке к Конституции от 14. 03. 2020 в статье 67 содержится одна интересная деталь: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и ВЕРУ В БОГА, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». [5] Упоминание Бога в Конституции противоречит ее содержанию, что также доказывает что российская власть опирается на традиционные социальные институты, что отсылает к авторитарному политическому режиму. Имеется значительный круг ученых, выступающих за незыблемость Конституции РФ. Известный ученый правовед по этому поводу замечает: « Все бы ничего, но как-то не учитывается, что в этом случае имеет место размывание конституционной основы нашей жизни; не будем забывать о том, что Конституцию принимал народ, а приноровление ее правил к обновляющимся условиям жизни производит узкий круг законодателей и конституционных судей».  Многие ученые и исследователи также отмечают естественность отличия развития демократии России от других стран. Авторы уверены, что в силу ментальных характеристик российской нации огромное значение имеет приоритет личности правителя, которая во многом определяет сложившийся на каком-то отрезке времени реальный инвариант господствующего политического режима в рамках данной социально-политической системы Причем личностный интро-режим может быть по характеру президентским без признаков авторитаризма, простым авторитарным режимом и национально-лидерским режимом. Политический режим современной России детерминирован, во-первых, общими закономерностями политического развития, во-вторых в силу определенных исторических причин – совокупностью культурно-исторических факторов. [6]

 

 

 

 

3. По Конституции РФ принятой 12 декабря 1993 года, РФ признается страной с демократическим политическим режимом. Несмотря на то, что основной закон государства объявляет ее таковой, в действительности политическая система России не отвечает всем определенным идеям демократии. Среди них наиболее важными будут являться репрезентативность власти, ее ответственность перед обществом. Наличие действенного общественного контроля над ней. Некоторые аналитики характеризуют такую систему как «авторитарная демократия», «режимная система». Это связывают, в первую очередь, со слабостью государства и неразвитостью гражданского общества.

Существует многообразие точек зрения на эту проблематику. Разбираясь в этом вопросе, исследователи обращались к истории формирования политического режима в Российской Федерации после распада СССР

Политический режим, который сформировался в период руководства Бориса Ельциным, имел двоякий вид. С одной стороны, в нем присутствовал демократический уклон через критику власти СМИ, альтернативные выборы, в ведении инструментов рыночной экономики. Но с другой стороны, в обществе сохранялись пережитки коммунизма, например все еще прослеживалось сохранение командного управления экономикой, не смотря на то, что страна начинала развиваться по рыночной экономической системе.

По мнению М. Урнова и В. Касамара, Россия при Борисе Ельцине представляла собой некую смесь режимов: на региональном уровне она представляла собой авторитарную систему, на федеральном – демократическую систему. По мнению О. Смолина, при Б. Ельцине существовал « демократический режим по форме, но авторитарный по содержанию политический режим». В. Рукавишников политический режим, существовавший при Борисе Ельцине, определил, как «авторитарная демократия», Л. Гордон – «полудемократия», а Д. Фурман – «фасадная демократия». После выборов 2000 года новым президентом стал В, В Путин. Еще до выборов начал проявляться его особый политический стиль как лидера, который впоследствии и определил будущие методы и способы руководства современным российским государством. В. Согрин – советский историк – о В, В Путине сказал, что новый Президент уже с вступления в должность своим поведением продемонстрировал «политическую независимость и надпартийность», тем самым и утвердил стиль « просвещенного авторитаризма»

В период, когда общество в стране оказалось идеологически и социально расколото, Президент для ведения политики выбрал принцип « социального контракта», то есть консолидация государства, бизнеса и общества, с одной стороны не отказываться от социальных обязательств перед народом, с другой – от постулатов либеральной идеологии.

При этом В. В. Путин, продолжая идеологическую приверженность к демократическим преобразованиям, продемонстрировал решительность при нейтрализации влияния на власть тех олигархов, которые занимались финансированием и контролем СМИ

В экономической сфере Президент стремился совместить экономику России с принципами мирового хозяйствования, а также создать общепринятую в мире экономическую систему, тем самым увеличить приток внутренних и внешних инвестиций. О действиях политика А. Яковлев писал, что «экономика либеральная, политика авторитарная».

Президент в своих ежегодных Посланиях Федеральному собранию делает акцент на то, что необходимо поднять уровень жизни населения, обеспечив безопасную, комфортную и свободную жизнь, которая могла быть доступна только при демократии и развитом гражданском обществе.

 Но, по мнению некоторых политологов, цели, поставленные Президентом, не отвечали действительности. Так, Л. Шевцова определила, что произошел переход от выборного самодержавия Б. Ельцина к бюрократически авторитарному режиму, который был сформирован В. В. Путиным.

В. Ачкасов в оценке политического режима России отметил, что развитие демократии не осуществляется, прокомментировав это следующими словами: « Постепенно демократия превращается в России в конвенциальную ценность, олицетворяющую « все то хорошее», что есть « у них» на Западе, и вряд-ли возможно у нас…»

Следует отметить, что важным фактором в формировании политического режима в России являются выборы в парламент, проходившие в 2003 году, по их результатам А. Яковлев сказал: « исчезла альтернативность, а вместе с ней реальный парламентаризм, поскольку демократия без оппозиции не бывает». [7] По результатам выборов в 2003 году партия «Единая Россия заполучила 223 места, 52 КПРФ, 37 «Родина», 36 ЛДПР.

И по сей день партия Единая Россия сохраняет монополию на власть. Во время появления этих партий они занимали разные шкалы политического спектра. А. Невзоров же так определил многопартийность перед 7 созывом в Государственную думу: «Различные партии в России, за которые предстоит голосовать являются просто-напросто разными названиями все той же Единой России. [8] Что касается оппозиционных движений, то их сложно допустить в современной России. Агенты ФБК организации признанной иноагентом пострадали от своей деятельности. Руслан Шаветдинов, Ирина Славина, Любовь Соболь, Кира Ярмыш, Сергей Магницкий, Борис Березовский, Александр Литвиненко – и это далеко неполный список имен тех лиц, которые пострадали от своей критики действующей власти. За участие в общественной организации « Открытая Россия» в доме семьи журналистки Ирины Славиной провели унизительный обыск. Было изъято все имущество ее семьи, а дверь выбита. Это событие довело ее и она совершила в 2020 году акт самосожжения. Руслан Шаветдинов был одним из участников ФБК, пресс-секретарем его главного участника. Тогда в 2019 году его насильно похитили и отправили на остров Новая Земля. Свое похищение Руслан назвал не иначе как ссылкой, в которой он жил в бочке вдали от цивилизации. Юрист Сергей Магнитский умер в заключении в 2009 году после того, как его предположительно избили. По одной из неофициальных версий (но самой вероятной) его арестовали за расследование о крупном налоговом мошенничестве. И кроме того Магнитский выяснил, что в мошенничестве были замешаны полицейские. [9]

А к слову о митингах в 2020 году! Многих людей, которые не делали ничего противозаконного, были побиты сотрудниками ОМОН. Все эти ситуации напрямую доказывают то, что оппозиционные взгляды, связанные с расследованиями в незаконных действиях со стороны членов правящей элиты запрещены. События в России последние года все больше и больше превращают нынешний режим в более авторитарный.  Неудивительно, что происходит именно так, поскольку это связано с личностью самого Владимира Путина, который родился и воспитывался в Советском Союзе, в системе, находящейся в частичной изоляции от Европы. Однако практика показывает, что чистых демократий не существует. В других государств также есть немало недостатков. Однако Россия идет по своему собственному индивидуальному пути и связано это не только с правящей элитой, но и с многострадальным русским народом, его менталитетом жить ради мифической цели построить лучшее счастливое будущее, не жить и здесь и сейчас, а страдать во имя того самого счастливого конца;

« Нет меры хмелю русскому.

А горе наше меряли?

Работе мера есть,

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит

Мужик беды не меряет,

Со всякою справляется, какая ни приди».

[10]

 

Что касается сферы экономики, то для государств с демократическим режимом характерна рыночная экономическая система. Особенностью Российской экономики является развитие ее по рыночным законам, но при этом в стране отсутствует ярко выраженная рыночная система, что и дает повод предпринимателям использовать рыночные законы в своих интересах, например, для защиты своих личных и имущественных прав. Говоря о политическом режиме России нельзя не обратиться и к такому понятию как «конституционализм». Важным элементом конституционализма является верховенство права. Этот принцип является главным и при определении политического режима и при определении экономической системы, сего мы касались раннее. Так в России эта роль реализуется через Конституцию РФ 1993 года и еще слабо развитую рыночную экономическую систему. Для того, чтобы в государстве имел место быть конституционализм не должен нарушаться баланс разделения властей, не может происходить слияние административных, экономических, политических сил. Также конституционно правовые процессы не могут ослабить тех демократических прав и свобод, которые должны гарантироваться и защищаться [11]

 

                                                Заключение:

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что Росссия демократическое государство, но приобретающее многие характерные черты авторитарного режима, что имеет как свои плюсы, так и свои минусы.

 

                        Список использованной литературы:

[1] Политические режимы современных государств: Монография / Горбуль Юлия Александровна /, 2019

[2]  Учебно-методический проект " Хрестоматия по культурологии", 2013

[3] Онлайн-школа Фоксфорд, 2021

[4] Царство политической имитации / Екатерина Шульман /, 2014

[5]" Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01. 07. 2020)

[6] Авторитаризм и президентство на постсоветском пространстве / С. А. Кислицын, С. В. Петрова, М. С. Терентьева, С. Д. Багдасарян. Сочи: РИЦ СГУ, 2019.

[7], [11]Политический режим Современной России / Костева Дарья Алексеевна, 2020

[8] Интернет-источник: видео-интервью с Александром Невзоровым, 2021

[9]Интернет-журнал РБК

[10] «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.