|
|||
Эристика, диалектика, софистика.Области ораторской практики делятся на эристику, диалектику, софистику. Разделение это, идущее из античности, связано с тем, на каких условиях ведется речь. Эристика как искусство спора предполагает выигрывание его независимо от того, какими средствами ведется спор, цель речи – утвердить свое право на поступок и оставить за собой окончательное суждение. Приемов эристики достаточно много, но принципы у них однородны - не дать закономерно и последовательно развить мысль, чтобы дело полностью прояснилось, и утвердить свой интерес. Таким образом, эристика – диалог вне диалектических правил, ведение спора ради победы. Правила диалектики противоположены правилам эристики. Они состоят в том, что участники диалога совместно ищут объективную истину. Например, как по Платону: В: “Является ли Эрот богом? ” О: “Нет, он не бог! ” В: “Является ли Эрот смертным? ” О: “Нет, он не смертный”. В: “Кто же он? ” О: “Среднее между богами и людьми”. В: “Как называются те, кто посередине между богами и людьми? ” О: “Это гении (даймоны)”. В: “Что они делают? ” О: “Они передают волю богов людям”. В: “Значит, Эрот – один из гениев? ” О: “Да”. Так можно упрощенно представить фрагмент диалога между Сократом и Диотимой в сочинении “Пир”. Диалектика противоположена эристике. Она требует: а) держаться одного и того же смысла терминов в процессе всего рассуждения; б) не изменять темы обсуждения; в) не пропускать фактов, относящихся к теме обсуждения, все факты должны быть рассмотрены; г) не допускать эмоционального давления на оппонента; д) не опровергать оппонента иначе как в интересах истины и терпеть неудобные суждения; е) не подходить к делу предвзято. Таким образом, диалектика - искусство спора, предполагающее совместный поиск участниками диалога объективной истины. Между противоположными этическими требованиями диалектики и эристики находится софистика. Смысл софистики как этики речи состоит в видимом следовании диалектике, но с эристической целью – добиться выигрыша спора. Софистика - поиск объективной истины с целью добиться выигрыша в споре. Для этой цели используется действие с объемом понятий. Всякое понятие расширено или сужено, если оно не определено строго предварительно. Прием сведения к абсурду – характерная черта софистики. Эристика, диалектика, софистика различаются отношением к этосу. Так, эристика предполагает преследовать свою пользу (этос), презирать оппонента (пафос) и не считаться с силлогистикой (логос). Диалектика предполагает доказательство истины (этос), уважение к оппоненту (пафос) и применение силлогизмов (логос). Софистика предполагает, доказывая, решить в свою пользу (этос), ввести в обман и угодить (пафос) и применить силлогизмы и софизмы (логос). Это различие предполагает оценки речи с точки зрения слушающего. Такими оценками являются “хитроумие, красивость и сила”. Эти оценки обычно относятся к внешности ритора. Оценке подвергается внешность ритора, так как слушающие оценивают не его речи, а его самого, хотя, на самом деле, они оценивают речь.
|
|||
|