|
|||
Основной этап работы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Выбор учебника – непростая и ответственная задача учителя. Учебники разные, и нельзя сказать, какой из них лучший. Перед создателями учебника стоит трудная задача – уложить огромное содержание Историко-культурного стандарта в небольшие, регламентированные СанПиНами форматы учебника и соответствовать спецификатору ФИПИ. Следовательно, целями практики является: · выявить соответствие содержания выбранной темы требованиям ИКС; · выявить возможности организации полноценной учебной деятельности при изучении выбранной темы; · выявить возможности формирования основных компетенций при изучении выбранной темы; · выявить возможности формирования метапредметных умений при изучении выбранной темы. Для анализа был выбран учебник истории России 8 класса 1 части, авторами которого являются Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева, под редакцией академика РАН А. В. Торкунова, а именно «Преобразование Российского общества в период правления Петра первого» Необходимо отметить преимущества данного учебника: · понятный и простой язык повествования; · большое количество иллюстраций, карт, таблиц и схем к изучаемым темам; · систематизация вывода в конце изучения темы; · в конце параграфов дополнительно изучение документов и понятийный аппарат. Соответствие содержания выбранной темы требованиям ИКС. В ИКС по данной теме приводится следующее: Империя Петра Великого Российское общество. Изменение социального положения сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Старообрядчество при Петре I. Материал учебника полностью соответствует требованиям ИКС. Помимо этого, содержится и дополнительная информация, продолжая или дополняя выбранную тему: Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета («Ведомости»). Ассамблеи, фейерверки. Даты, основные термины и персоналии по теме «Российское общество в Петровскую эпоху» в учебнике полностью совпадают с историко-культурным стандартом и даже выходят за его границы. Например: 1718—1724 — проведение подушной переписи и первой ревизии; 1722 — введение Табели о рангах; 1725 — учреждение Академии наук в Петербурге. Сопоставление текста учебника по выбранной теме с материалами ФИПИ. Текст учебника соответствует требованиям кодификатора ФИПИ. В этих темах отражена различная информация (даты, события, персоналии, термины и т. д. ), указанные в ИКС, что позволяет решить задания на ЕГЭ. Выявление технологии для преподавания выбранной темы. Часто педагогическую технологию определяют как: • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса; • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса; • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка). В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: 1. Информационно – коммуникационная технология 2. Технология развития критического мышления 3. Проектная технология 4. Технология развивающего обучения 5. Здоровьесберегающие технологии 6. Технология проблемного обучения 7. Игровые технологии 8. Модульная технология 9. Технология мастерских 10. Кейс – технология 11. Технология интегрированного обучения 12. Педагогика сотрудничества. 13. Технологии уровневой дифференциации 14. Групповые технологии. 15. Традиционные технологии (классно-урочная система) Остановлюсь на первой технологии. Информационно – коммуникационная технология Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач: · использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе; · сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию; · формировать и развивать коммуникативную компетенцию; · направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению; · дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути. Постановка исходных противоречий и учебных задач в рамках выбранной темы. Для выбранной темы можно выделить проблемы в соответствии с уроками, а именно: 1. Почему, несмотря на то, что указ о единонаследии ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем, люди встретили его враждебно? Учебная задача: в чем была разница между вотчиной и поместьем? 2. Почему, несмотря на четкое разделение горожан, что уменьшало их заботы, все равно вспыхивали недовольства? Учебная задача: существовало ли деление горожан на разные категории до Петра I? Выявление способов построения метапредметных связей в рамках выбранной темы. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Таким образом, данный учебник поможет формированию следующих метапредметных умений: · Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; · Возможность продуктивно взаимодействовать на других предметах; · Развитие умения работать с информацией.
|
|||
|