Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Звенящая отвагой и мужеством холодная сталь…»



Романы Андрея Воронова-Оренбургского написаны в разное время, но яркие краски их не потускнели. Тайна этого успеха кроется в живом и искреннем чувстве, с которым автор рассказыввает о мало известных страницах нашей истории.

Неспроста писатель, начиная свой труд, окружает себя антуражем давно ушедших эпох, надевает на себя старинный камзол, зажигает восковые свечи и… начинает творить. Так создается образ авторского вхождения в тему повествования. Творец, оставаясь с нами, хочет встать совсем рядом со своим героем, тем самым предельно сблизить нас с ним. Желает войти в его жизнь и незримой призрачной тенью следовать за каждым его шагом.  Готов поддержать его в тяжелую минуту роковых испытаний и радоваться с ним в час торжества. Воспевать его отвагу, великодушие, доблесть, прославлять верных друзей и клеймить врагов. Желает открыто, не скрывая, любить героя и влюблять его в нас.

И это ему – удается на все сто!

Начните лишь читать романы А. Воронова-Оренбургского. «Паруса судьбы», «Голова Горгоны», «Форт Росс» из цикла «Фатум». Военно-исторические романы кавказской темы «Рай под тенью сабель», «Кавказ − проповедь в камне», «След барса», «Дарго − кровь за кровь» из цикла «Эшафот»; «Ярое Око», «Когда оживают легенды», «Каньон Вечности» или  «Пиковая Дама-Червоный Валет», «Дикое золото»... И они сразу же пленят вас удивительной правдивой яркостью, героичной самопожертвенностью во имя долга и чести, удивительным лиризмом, задушевностью и чарующей простой».

Героям автора неведом страх. Они рождены для жестоких схваток с врагами Империи, любить прекрасных женщин, верой и правдой служить Престолу. Их звонкие клинки не знают жалости к предателям и негодяям. Их души исполнены благородства.

Итог их службы – победа русского оружия. Знак их – алый росчерк стали на груди врага.

Герои многочисленных романов автора, будь то: морские офицеры, лихие казаки, выликосветские дамы и кавалергарды, солдаты и маршалы, суровые горцы и степняки, каторжники и проститутки, политичекские ссыльные, террористы и жандармские сыщики… Вот уже второе десятилетие вызывают стойкую симпатию – или восторг у читателей! И объяснение этому одно: образы героев, славных сынов России, образы достойных и решительных людей раскрываются мастером слова с большой убедительной полнотой и силой, а говоря одним словом – талантливо!

При этом хочется напомнить, что написание большинства романов писателя пришлось на лихолетье девяностых годов, когда падение нашей морали, казалось, не ведало дна, а в массовой литературе безраздельно господствовал взгляд откровененой «порно-чернухи» и дешевого «фэнтэзи».

Тем отрадне сознавать, что в книгах А. Воронова-Оренбургского, несмотря ни на какие «злые ветры судьбы», герои остаются достойными подражания и восхищения.

Пользуясь скупыми биографическими данными из жизни выдающихся деятелей прошлого: Н. П. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, Д. В. давыдов, М. Д. Скобелев и др., вчитываясь в их очерки и письма, тщательно изучая воспоминая очевидцев и современиков, автор силой художественного проникновения во многом верно и точно, раскрывает духовный облик великих полководцев и политических деятелей нашего прошлого, собственной кровью и жизнью, доказавших свою исключительную преданность Отечеству. Показавших миру немеркнущую доблесть и силу русского штыка.

Герои романов под пером А. Воронова-Оренбургского обретают героический и драматический отсвет, их страсть и преданность государственным задачам Империи воспринимаются как непрерывная цепь рыцарских подвигов.

Писатель хоть и отдает должное высокому статусу своих героев, их чинам и титулам, но ничего тривиально стилизованного в этих фигурах нет – они полны живых страстей, страданий, замыслов. И капитан Преображенский, и князь Осоргин, и полковник уланского полка Манеев, и вице-король Новой Испании герцог Кальеха дель Рей и дон Хуан де Аргуэльо – это дерзновенные и борющиеся люди с целым спектром своих достоинств и слабостей, пожалуй такие, какими они были на самом деле.

Прослеживая все перепитии и злоключения жизненной борьбы своего героя, писатель как бы не отрывает руки от напряженноно и мощного пульса жизни своего кумира, и в этой напряженности ритма прозы явственно ощутим унисон двух бьющихся сердец – автора и героя. Поэтому, будь то Джон Бартон из 7-го кавалерийского полка генерала Кастера или Алексей Кречетов, ставший по роковому стечению обстоятельств тайным агентом разведки Его Величества, будучи подчас одинокими в своей борьбе, все же не одиноки.

Своим непреклонным сопротивленим злу, вероломству, коварству, предательству, мужественной стойкостью в столкновении с внутренними и внешнимим врагами России, герои автора утверждают гражданственность и патриотичность своих убеждений, своего верноподданического мировоззрения и свою принадлежность к славянофильскому, православному лагерю. Тема служения и бескорыстной любви к Отечеству, звучит в каждом из 22 томов полногласно и утверждающе. Писатель гармонично вживается в характеры не только главных героев, но и второго, и третьего плана. Дерзкие, хитрые, умные и простодушные слуги своих господ, рядовые матросы и солдаты, крестьяне и бурлаки, кокотки из кабаре и салунов, ковбои и шерифы, заводчики и купцы, равно как сыщики и жандармы, выписаны автором броско и метко.

Великолепно воссоздавая быт и нравы царской России, показывая с полной убедительностью народный исток любви своих героев к Родине, А. Воронов-Оренбургский не ослабевает свое внимание к этой важнейшей черте русского человека и, увлекаясь драматическими, а подчас и трагическими сторонами судеб своих героев, не оставляет в тени весь тот комплекс светлых чувств, которые не отделимы от жизни и личности кипучих и сильных духом деятельных натур.

Возможно, это происходит потому, что писатель, желая как можно полнее представить живые фигуры своих героев. не позволяет себе упускаит из виду, что личности определяются не только фактами их биографий, но и в большей степени содержанием их творчества и поступками. И правда, когда автор выпукло и трагично изображает ожесточенную борьбу графа Воронцова с мюридами имама Шамиля и раскрывает в этой связи причинно-следственные начала кавказской войны, ее исторические и политические корни, то человеческие хакрактеры той и другой стороны от этого выявляются очень рельефно, хотя и не всегда бесспорно. Конечно, писатель не ставил перед собой целью лишь хроникальный анализ осады Кавказа. Автора, как мне видится, интересовали прежде всего живые люди и героический дух той кровавой и неоднозначной эпохи. Энциклопедическое знание исторических реалий, политических коллизий и противоречий, национальных особенностей, будь то: Россия, Испания, Польша, Америка, Италия или Англия – сослужила автору хорушую службу для более углубленной и объективной обрисовки, как исторических площадок, где происходит действие, так и для личностей героев, для выявления большей масштабности их взглядов, большей их философской исторической проницательности.

И пусть въедливые историки-критики порой не согласны с той или иной позицией автора, делают укоры в адрес «научной осведомленности» и «правомочности» …Но нам, читателям, не стоит забывать о главном – А. Воронов-Оренбургский воссоздал образы исторических деятелей России столь живо и сочно, рассказал о них с таким трепетным вниманием, с таким глубочайшим уважением, что домыслить к этим живым характерам некоторые другие недостающие им черты не так уж и трудно.  Кто знает, быть может, что на такое активное и дотошное чтение писатель из Царского Села и рассчитывал?..

Однако, при всем том я, как историк, не могу не сделать одного принципиального замечания. А. Воронов-Оренбургский хорошо осведомленный с источниками и строящий свои исторические саги на довольно точном историческом материале, все же в иных случаях бывает однобоко пристрастен, а то, напротив, доверчив и подпадает под влияние устоявшихся взглядов на прошлое нашей истории. Надо полагать, что автору многочисленных военно-исторических и историко-приключенческих полотен не были известны капитальные биографические исследования ряда современных ученых, вышедшие в 80-90 гг., иначе он не допустил бы некоторых досадных ошибок.

Впрочем, писатель волен отдаваться своей буйной фантазии и использовать даже «малодостоверные, сомнительные» факты, если они представляются ему в чем-то весомыми и характерными для его героев.

Значимо то, что в сюжетных коллизиях А. Воронова-Оренбургского выведена формула достоинства, чести и благородства русского офицерства. Ее пафос, к счастью, не клиширован из тома в том, а. следовательно, важным является не только символ, функция, но и подлинные личности ее персонажей и создателя.

А теперь вывод: в романах автора достигнут главный вольтеровский постулат: «все жанры хороши, если они не скучные».

А. Воронов-Оренбургский – отнюдь не скучен! Писатель, горячо любя своих героев, внушает и читателю это терпкое, отчасти щемящее сердце чувство. И читатели, расставаясь с полюбившимися героями, ставшими им знакомей и ближе, несомненно скажут про себя те слова, которые мы говорим своим близким и дорогим друзьям: «До скорой встречи! »

   

А. И. Конюченко

доктор исторических наук, профессор



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.