|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Монетный двор Азак.
Монетный двор Азак. Маленькие, невзрачные кругляшки из меди и серебра с неровными краями, арабской вязью и незатейливыми разнообразными рисунками… монеты Золотой Орды. Сейчас уже и не вспомню: когда и при каких обстоятельствах ко мне в руки попала первая монголо – татарская монетка, но я точно уверен, что коллекционирование этих монет стало увлечением всей моей жизни. Монеты Золотой Орды чеканились более чем на двадцати монетных дворах, один из них находился в Азаке, ныне это город Азов в Ростовской области. В 1332 году, после того как хан Узбек разрешил венецианским купцам торговать в городах Золотой Орды, направление товарного потока, шедшего из Китая и Индии в Европу, изменилось. Выгодное географическое расположение Азака положительным образом повлияло на развитие торговых отношений того времени. Во-первых, максимально обезопасило передвижение караванов; во-вторых, благодаря морскому пути сократило время доставки товаров из Азии в Европу и обратно. Товары из Китая шли в Европу тремя путями: через Азак (Тана, Танаис), Тебриз – Трапезунд (Трабзон) и Сирию – Ливию, что дает нам все основания предполагать, что примерно третья часть всего товарооборота проходила через Азак. Основное население города составляли татары, итальянцы, греки, евреи и аланы. На рынках можно было приобрести икру и рыбу, киноварь, бычьи и козьи шкуры, шкурки пушных зверей, зерно, ткань, золото и жемчуг, шелк, скобяные и гончарные изделия, а также ртуть и оружие. Исходя из этого, следует, что денежное обращение в Азаке было весьма разнообразным. В обращении находились деньги Византии, Италии, других стран Европы и Ближнего Востока, которые представляли свои интересы на рынках города. Великий шелковый путь в древности и раннем средневековье. Выпущенные в Азаке монеты в основном имели местное значение, как и во многих провинциальных городах. В другие районы Золотой Орды монеты Азака попадали редко, вероятно из-за того, что они чеканились по другой, более легковесной стопе, нежели монеты прочих монетных дворов. Весовой максимум монет 1360-х годов составляет 1, 30 - 1, 35 г., при хане Абдуллахе в 1370-е годы вес серебряных монет немного повысился до 1, 40 – 1, 42 г. Видимо, из-за трудностей пересчета монеты Азака в основном обращались в самом Азаке и Приазовье. Несмотря на это, монеты Азака заходили весьма далеко и встречаются в кладах Нижнего Поволжья, Центральной России, в Крыму и Украине, и подтверждают широкие экономические связи города и его значение в торговле. Совсем недавно один мой знакомый нашел в Казахстане дирхем хана Абдуллаха Азакского чекана.
Дирхем хана Абдуллаха, найденный в Казахстане. О небольшой стоимости монет Азака свидетельствует сообщение флорентийского финансиста Франческо Пеголотти, писавшего в первой половине XIVвека: «И обращаются в Тане (Азаке) монеты, которые целиком из меди, без примеси серебра, называемые фоллери (пулы), из которых 16 фоллери приравнивают к одному аспру (данг); и эти называемые фоллери не уплачиваются при крупных торговых сделках, но обращаются только на зеленом рынке и используются в мелких делах, необходимых для местности». Подтверждением этому служит монета хана Узбека, отчеканенная в Сарае: на ней имеется надпись «Шестнадцать пулов - даник» - указание на соотношение номиналов серебряных и медных монет. Н. М. Фомичев в своей работе «Джучидские монеты из Азова» пишет, цитирую: «В зависимости от взаимоотношений итальянцев с татарами торговая активность Таны влияла на работу монетного двора. Судя по количеству местных и привозных медных монет, Азакский монетный двор выпускал медные монеты лишь тогда, когда нехватка столичных медных монет затрудняла развитие внутренней торговли Азака с итальянской колонией».
Пул чекана Сарая 726 г. х. с надписью «Высочайшее повеление, 16 пул - даник». Работать монетный двор Азака начинает при хане Узбеке в 1331 – 1332 годах. Основную массу монет на нем заказывают торговые люди, то есть, чеканка была свободной. Судя по сообщению Пеголотти, любой человек, имеющий запас серебра в виде слитков, мог заказать чеканку монет на монетном дворе. Определенное количество монет шло за работу и в доход монетного двора. «И когда кто-то относит серебро на монетный двор Таны (Азака), то из каждого из названных соммо монетный двор делает 202 аспра, но отдает посторонним 190 аспров и считается, что остаток идет за работу и в пользу монетного двора». При хане Узбеке государственной религией становится ислам, мусульманское имя Узбека – Мухаммед. В его эпоху после имени хана на монетах появляется благожелательная надпись: «Да продлит Аллах его правление». Эту надпись продолжают использовать и последующие за Узбеком правители Золотой Орды. На рисунке представлена монета хана Абдуллаха с изображением животного, на лицевой стороне которой указана эта легенда. Пул Абдуллаха с легендой «Да продлит Аллах его правление». На монетном дворе Азака чеканились монеты от имени ханов Узбека, Бердибека, Кульны, Науруза, Хызра, Ордумелика, Кильдибека, Абдуллаха, Токтамыша, Бек – Пулада, Шадибека, Пулада, Тимура, Джелал ад – Дина, Кибака, Чекре, Сеид – Ахмада I, Дервиша и Улу – Мухаммада. В 763 году в Азаке чеканится монета от имени Мамая. Как известно, Мамай ханом не был, поскольку не являлся чингизидом – потомком Чингисхана. Не имел он и права выпускать собственную монету, но монета с его именем все же была отчеканена. Х. М. Френ дает такой перевод легенды аверса монеты: «Мамай хан правосудный». Монеты последнего хана Улу – Мухаммада, чеканенные на монетном дворе Азака, не датированы, поэтому точно сказать, в каком году закончил свою работу монетный двор не представляется возможным. Бердибек, Азак, 759 г. х. Кильдибек, Азак, 762 г. х. Кильдибек, Азак, 763 Токтамыш, чекан Азака. Год не видно. В каком именно месте города находился монетный двор, пока неизвестно, сведений о его местонахождении нет, но будем надеяться, что когда-нибудь археологи его обнаружат.
Цитированная и используемая литература. Добромыслов Л. Б. Серебряный чекан Золотоордынского Азака при хане Токтамыше. Москва, 2016. Мухамадиев А. Г. Древние монеты Казани. – Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2005. Савоста Р. Ю., Зайончковский Ю. В. Неизвестные страницы нумизматики Золотой Орды: азакскиеданги 814 – 820-х годов хиджры. – Харьков: Коллегиум, 2015. Сагдеева Р. З. Серебряные монеты ханов Золотой Орды. Каталог-определитель. Москва, 2005. Фомичёв Н. М., 1981. Джучидские монеты из Азова. Советская Археология №1. Френ Х. М. Монеты ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды, с монетами разных иных мухаммеданских династий в прибавлении. СПб, 1832.
Выпуск дирхемов монетного двора Азак XIII в.
Выпуск дирхемов монетного двора Азак XIVв.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|