|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
φ2 = φ1 + Ген. РШ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2φ 2 = φ 1 + Ген. РШ Для облегчения вычислений генеральных РШ и ОТШ применяют схему, в которую вносят все курсы и плавания, совершенные судном во время перехода. Пользование схемой будет рассматриваться на примере. Алгебраическая сумма отшествий называется генеральным отшествием (Ген. ОТШ = ОТШ1 + ОТШ2 + ОТШ3 +…+ОТШn). По генеральному отшествию и средней широте из таблицы 2. 20 выбирают генеральную разность долгот и рассчитывают долготу пункта прихода. λ 2 = λ 1 + Ген. РД Курс судна ведущий непосредственно в пункт прихода называется генеральным курсом (Ген. К), а расстояние по генеральному курсу между пунктами отхода и прихода называется генеральным плаванием (Ген. S). Расчет осуществляется по формулам:
- tg Ген. К= ; - Ген. S = Ген. РШ * sec Ген. К (при Ген. К< 45, 0º ) - Ген. S = Ген. ОТШ * cosec Ген. К (при Ген. К> 45, 0º ) Искомые величины можно получить прологарифмировав формулы с использованием Таблиц 5. 42а, 5. 42б, 5. 42в, 5. 44 МТ-2000. Пример: Из точки с координатами φ 1=44º 02, 0' N и λ 1=37º 54, 0' Е судно следовало переменными курсами и было подвержено дрейфу от ветра N – 6 баллов и течению Кт=22, 5º, Vт=2, 0 узла в течение 10 часов. Поправка гирокомпаса Δ ГК= +1, 0º
Рассчитать счислимые координаты φ 2, λ 2, Ген. К и Ген. S Решение. Схема для решения этой задачи и ей подобных, следующая:
Ген. РШ 0º 28, 1' кN Ген. ОТШ 250, 51' кW Все исходные данные и величины РШ и ОТШ, выбираемые из таблицы 2. 19а записываются в соответствующих колонках и на соответствующих строчках схемы.
φ 1 = +44º 02, 0' Ген. РШ = +0º 28, 1' φ 2 = +44º 30, 1' = 44º 30, 1'N 2. Находим среднюю широту: φ 1 = 44º 02, 0'N φ 2 = 44º 30, 1'N = = 44º 16, 0'≈ 44, 3º 3. После этого вычисляем Ген. РД по таблице 2. 20:
250, 51 кW 349, 712' Ген. РД=5º 49, 7' кW 4. Найдя Ген. РД, находим по ней долготу пункта прихода: λ 1 = +37º 54, 0' Ген. РД = - 5º 49, 7' λ 2 = +32º 04, 3' = 32º 04, 3'Е 5. Определяем Ген. К судна и Ген. S. Для расчета Ген. К используем формулу: tg Ген. К = Прологарифмируем формулу по таб. 5. 44 МТ-2000 Lg tg Ген. К = Lg Ген. ОТШ – Lg Ген. РШ. Подставляем их значения из графы 7 и 10 таблицы. Lg tg Ген. K=Lg250, 51' – Lg28, 12' Lg250, 51= Lg2, 5051*100= Lg2, 5051+ Lg 100=0, 3987+2, 000=2, 3987 Lg28, 1= Lg2, 81*10= Lg2, 81+ Lg10=0, 4487+1, 000=1, 4487_________ Lg tg Ген. К= 0, 9500 Табл. 5. 44 Lg tg Ген. К=0, 9500 tg Ген. К=8, 9 Табл. 5. 42 б tg Ген. К=8, 9= к =83º 35, 3'NW=276, 4 6. Генеральное плавание рассчитаем по формуле: Ген. S=Ген. ОТШ cosec Ген К, так как Ген. К> 45, 0º. Прологарифмируем формулу по таблице 5. 44. Lg Ген. S= Lg Ген. ОТШ+ Lg cosec Ген. К= Lg250, 51+ Lg cosec83º 35, 3' Lg 250, 51 =2, 3987 (из предыдущего расчета) Lg cosec 83º 35, 3' = 0. 0027 = Lg1, 0063=0, 0027 Lg Ген. S = 2, 4014. По таблице 5. 44 находим Ген. S=252 мили. Ответ: φ 2 = 44º 30, 1' N, λ 2 = 32º 04, 3' Е Ген. К=276, 4º; Ген S=252 мили
Ортодромическая поправка - ψ (пси) есть разность между локсодромическим и ортодромическим направлениями и предназначена для перехода от ортодромических направлений к локсодромическим и обратно. Ортодромическая поправка выбирается из таблицы 2. 12 МТ-2000. Аргументами входа в таблицу служат средняя широта φ m и разность долгот Δ λ. В северной широте положительна для восточных направлений (Орт П< 180 ) и отрицательна для западных (Орт П> 180 ). В южной широте знаки противоположны знакам для северной широты. Материал на задачу номер 4 необходимо взять из учебников: Навигация, Ю. К. Баранов, М. И. Гаврюк, В. А. Логиновский, Ю. А. Песков, или Навигация и лоция, В. И. Дмитриев, В. Л. Григорян, В. А. Котенин. Они в фонде библиотеки колледжа имеются. При решение задач на расчет элементов прилива в основных и дополнительных пунктах следует руководствоваться примерами, условными обозначениями и схемами расчетов, приведенными в " Таблицах приливов". Определение расстояния до ориентира по измеренному вертикальному углу рассчитывается по таблице 2. 7 МТ-2000.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|