|
||||||
Тема: Конус - урок 2Цели урока: - закрепление знаний о конической поверхности, конусе; - умение работать с чертежом и читать его; - применение знаний в решении задач. Ход урока I. Организационный момент Тема урока, цель урока. II. Актуализация опорных знаний Математический диктант
Проверяем задание домашней работы. Задача № 1 Дано: конус, АР = 12 см. ∠ PAO = α. a) ∠ PAO = 30°. б) ∠ PAO = 45°. в) ∠ PAO = 60° (рис. 1). Найти: Sосн. Решение: 1) Из Δ РАО r = ОА = 12 · cos α. 2) 3) Если α = 30°, то если α = 45°, то если α = 60°, то (Ответ: 108π, 72π, 36π см2..
Задача № 2 Дано: конус, ОР = 8 дм. (рис. 2). Найти: РO2.
Решение: Сечение и основание конуса - круги - подобные фигуры. Δ АОР ∞ Δ AОР с коэффициентом 1/2. (Ответ: 4 дм. ) III. Решение задач по готовым чертежам Задачи даются по нарастающей сложности: 1. Дано: Конус, ∠ ABC = 120°, АВ = 6 (рис. 3). Найти: R, Н.
Решение: 1) Δ АВС - равнобедренный, угол при основании ∠ A = ∠ С = 30°. 2) Из Δ АВО Н = ВО = 3. (Ответ: H = 3, R = 3√ 3. ) 2. Дано: Конус. Δ АВС - равносторонний, АВ = 12, R = 10 (рис. 4). Найти: OK, Н.
Решение: 1) Из Δ ВОС по теореме Пифагора 2) Δ ABC - равносторонний, АС = 12, СК = 6. Из Δ СОК по теореме Пифагора ОК2 = ОС2 - СК2, (Ответ: Н = 2√ 11, ОК = 8. )
3. Высота конуса равна h. Через образующие МА и MB проведена плоскость, составляющая угол α с плоскостью основания. Хорда АВ стягивает дугу с градусной мерой β (рис. 5). 1) Докажите, что сечение конуса плоскостью МАВ - равнобедренный треугольник; 2) Объясните, как построить линейный угол двугранного угла, образованного секущей плоскостью и плоскостью основания; 3) Найдите МС; 4) Составьте (и объясните) план вычисления длины хорды АВ; 5) Составьте план вычисления площади сечения МАВ; 6) Покажите на рисунке, как можно провести перпендикуляр из точки О к плоскости сечения МАВ (обоснуйте построение). Решение: 1) Образующие конуса равны. Следовательно, стороны Δ МАВ МА = MB, Δ МАВ - равнобедренный. 2) Δ АОВ - равнобедренный, так как две стороны - радиусы окружности. Δ АМВ - равнобедренный, так как две стороны-образующие конуса. Треугольники имеют общее основание. Значит, высоты этих треугольников имеют общую точку - середину основания АВ. По определению линейного угла: угол МСО - является линейным углом двугранного угла, образованного секущей плоскостью МАВ и плоскостью основания конуса. 3) Из Δ СОМ 4) Из Δ СОМ Δ АОВ - равнобедренный. ОС - высота является медианой и биссектрисой. Из Δ ВОС - прямоугольный. 5) . 6) Плоскость СОМ перпендикулярна плоскости ВАМ, т. к. одна из плоскостей (СОМ) проходит через перпендикуляр к другой (ВС). Поэтому перпендикуляр OO1 к прямой МС является перпендикуляром к плоскости ВАМ. Учащиеся могут объяснять и по-другому: Строим OO1 ⊥ СМ, получаем OO1 перпендикулярен двум пересекающимся прямым МС и ВС, следовательно, OO1 - перпендикуляр к плоскости ВАМ. В зависимости от уровня класса в 5) и 6) задании можно рассказать только план решения.
V. Решение задач учебника Задача № 4 Строим чертеж к задаче и обсуждаем: Назовите длину образующей конуса – 2r. Какая фигура получается сечением конуса, проходящим через 2 образующие? Равнобедренный треугольник, две стороны которого 2r и угол между ними задан - 30°. Вспомните и подберите нужную формулу площади треугольника. Решают самостоятельно. Потом один из учеников проговаривает свое решение. На кодоскопе показать возможную запись. Дано: конус, MPN - осевое сечение. МР = PN = 2r, ∠ APB = 30° (рис. 6). Найти: S.
Решение: Все образующие конуса 2r, Δ АРВ - равнобедренный, (Ответ: r2. )
Задача № 5 Обсуждаем: Выразите данную формулу Sосев. через высоту и радиус основания: S = RH. Сколько неизвестных? - 2. Выразите Sосн. формулой (Sосн. = π r2). Вывод: Из формулы Sосн., находим r и, подставляя r в формулу Sосн., находим h (рис. 7). Решение: 1) 2) Из Δ АВР имеем: (Ответ: ) VI. Подведение итогов Вопросы: 1. Какая фигура получается в сечении конуса плоскостью, проходящей через ось конуса? (Ответ: равнобедренный треугольник. ) 2. Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей перпендикулярно оси цилиндра? (Ответ: круг. ) Решение домашнего задания Задача №1. Дано: конус, OP = 1, 2 см, Sосев. = 0, 6 см2 (рис. 8). Найти: Sполн.
Решение: 1) Осевое сечение - треугольник: высота 1, 2 см и основание 2r. 2) Из Δ АОР по теореме Пифагора 3) (Ответ: 0, 9π см2. )
|
||||||
|