Интеллект и интеллектуальная недостаточность
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА
Основная (профессиональная) образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Олигофренопедагогика (Образование детей с интеллектуальной недостаточностью)»
Интеллект и интеллектуальная недостаточность
Эссе
Обучающегося 2 курса заочной формы обучения
Лопухиной Валентины Сергеевны
Преподаватель: кандидат психологических наук
Булгакова О. С.
Санкт-Петербург
Интеллектуальное нарушение — состояние, обусловленное нарушениями структуры и функций мозга и его реакциями на эти нарушения. Признаками интеллектуального нарушения являются: органическое диффузное повреждение коры головного мозга; системное нарушение интеллекта, а так же выраженность и необратимость этого нарушения.
Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, у которых в результате органического поражения головного мозга наблюдается стойкое недоразвитие высших психических функций. Для таких детей характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенная возбудимость или инертность; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов. К особой форме психического недоразвития относится олигофрения. Она возникает в вследствие различных причин, таких как: патологическая наследственность, хромосомные аберрации, при родовой патологии, органическое поражение ЦНС во внутриутробном периоде или на ранних этапах постнатального развития (до 2–2, 5 лет).
При олигофрении, органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Действия вредоносного фактора в большой мере прекратились, и ребёнок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные характером нарушений ЦНС и их отдалёнными последствиями.
Выделяют 3 степени умственной отсталости: в дебильностъ – относительно лёгкая, неглубокая умственная отсталость; имбецильность – глубокая умственная отсталость; идиотия – наиболее тяжёлая, глубокая умственная недостаточность. В настоящее время специалисты выделяют лёгкую, умеренную, тяжелую и глубокую умственную недостаточность. Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта.
К особенностям познавательных процессов умственно отсталых школьников относится: патологическая инертность нервных и психических процессов; интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему; снижение мотивации деятельности; тугоподвижность, косность и стереотипность мышления; нарушение критичности мышления; нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности; недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия; низкая точность и прочность запоминания; непреднамеренность запоминания; нарушения речи; низкая целенаправленность деятельности
|