Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Л. Н. АКИНИНА. «ЩЕЛКУНЧИК» -  НЕВОПЛОЩЁННЫЙ БАЛЕТ.



 

 

Л. Н. АКИНИНА

профессор,

e – mail: Lidiya-Princess@yandex. ru

консерватория имени М. И. Глинки

                                              Нижний Новгород, Россия

«ЩЕЛКУНЧИК» -  НЕВОПЛОЩЁННЫЙ БАЛЕТ.

Аннотация: Доклад обозначает основные вопросы, которые возникают при просмотре различных постановок или редакций знаменитого балета. Автор коротко касается истории создания хореографического произведения и приводит некоторые примеры хореографических воплощений данного произведения. Цель доклада – вызвать у молодых хореографов и зрителей, новый  интерес к более глубокому осмыслению музыкальной драматургии балета П. И. Чайковского.

Ключевые слова – балет, «Щелкунчик», Чайковский, Петипа, Иванов, Вайнонен, Григорович, Мордовский балет

 

В феврале 1891 года, П. И. Чайковский получил от Дирекции Императорских театров заказ, на создание оперно-балетного спектакля – одноактную оперу « Иоланта» и двухактный балет « Щелкунчик», тема которого, очень нравилась директору, князю И. А. Всеволожскому – девочка Клара (Маша, в дальнейших русских редакциях) получала подарки к Рождеству. Больше всего ей приглянулся Щелкунчик,  разгрызающий орехи. Ночью Кларе снился сон, где её игрушечный Герой воевал с Мышами. Вместе с оловянными солдатиками, Клара  и Щелкунчик побеждали Зло и устремлялись в Царство сластей и игрушек. Во втором акте, Клара становилась пассивной зрительницей всевозможных танцев. Главной Героиней балета назначалась Фея Драже. Уже, в начале марта, от главного балетмейстера М. И. Петипа, композитором был получен полный рабочий сценарий с конкретными требованиями к музыке, для каждого номера. Чайковскому мало нравился сюжет « Щелкунчика». Особенно, для него, был малоинтересен второй акт, не имеющий никакого развития и нарастания, о котором он писал: « …ощущаю полную невозможность воспроизвести музыкально «Конфитеренбург». [3, 437]Однако, Всеволожский передаёт композитору похвалы от Императорской Семьи, и этот факт, немного, подбадривает композитора. И, всё же, он не чувствует удовлетворения, не чувствует искренности и целостности своего творчества в этом балете. «Балет, бесконечно хуже « Спящей красавицы», - это для меня,  несомненно». [3, 490]

Видимо, Чайковский, скованный жёсткой волей Петипа, консервативностью аристократической публикой Мариинского театра и настойчивыми требованиями Дирекции, в этот период не мог выбрать твёрдую позицию между созданием лёгкого Рождественского спектакля и богатейшим подъёмом своего творчества.                                                                                         Но, вскоре, Петипа тяжело заболевает и передаёт постановку балета второму балетмейстеру театра Льву Иванову. Итак, встретились два мастера, отягощённые неудачным планом спектакля, полностью преодолеть который, Лев Иванов не мог, в силу своей подчинённости и более слабой воле, нежели у всесильного и властного Мариуса Петипа. Однако, Чайковскому, именно это слабоволие коллеги, помогло выплеснуть те музыкальные глубины, которые и делают второй акт детского балета – недетским. Гений композитора вырвался на свободу – безгранично раздвинув узкие рамки привычной балетной музыки, он дал симфоническую картину, где кукольные радости и горести, служат только зачином музыкальной темы. Музыка Чайковского второго акта « Щелкунчика», открывает философско-тревожный мир, затмевая, даже симфонический шедевр « Спящей Красавицы», с её предсказуемым благодушным финалом. В « Щелкунчике», человеческое начало, то есть - Душа, выходила из детства в другую ипостась, где радость, могла быть окрашена предчувствием трагедии. Но, именно там, она взрослела и преображалась. Такая музыка, потребовала от балетмейстера-постановщика, равного ей, хореографического воплощения. Лев Иванов, столкнулся, со сложнейшей задачей, – он и не осилил её полностью. Но « Вальс Снежных Хлопьев», (именно «Вальс Снежных Хлопьев», так написано в партитуре у Чайковского, а не «Вальс Снежинок»! ), - был решён хореографом,  максимально приближенным к замыслу композитора. Снежные хлопья, - это мокрые, тяжёлые комья снега, которые больно бьют по лицу, залепляя глаза, стремясь сбить с дороги и замести в сугроб. Это испытание на силу чувств любви, верности, самопожертвования, которое должны пройти Герои, прежде, чем попасть в Страну вечной Радости.  Медленная мелодия начавшегося снегопада сменяется тревожной, нервной напряжённостью. По воспоминаниям критика Акима Волынского, Лев Иванов разработал этот номер с такой графической правильностью и гармонической цельностью, что в нём явно виделись мелькания морозной пыли, арабески снежных кристаллов. Часть танцующих образовывала большой крест, а прямые линии танцовщиц неслись в другом направлении, создавая образ метели и подготавливая белую пляшущую звезду. В финале танца, общая вьюга закручивала пляшущий хаос в большую группу пирамидального рисунка – сугроб. В этом описании танца, как и музыке П. И. Чайковского – воспроизведена  неукротимая природная стихия, не всегда, благоволящая  к человеку. В вальсе  звучат детские голоса, которые, известный балетовед В. М. Красовская называет  просветлёнными: «Просветлённые голоса детского хора за сценой, как бы, взмывали над плавным танцем…». [2, 144] Однако, подобные истончённые голоса, могут быть и слабеющей жалобой  замерзающих людей. Сила образного мышления Л. Иванова в этом фрагменте балета, всячески достойна нашего внимания. К сожалению, нельзя воспроизвести подробности, из которых складывалась эта талантливая композиция, но явно, что она могла успешно соревноваться с современной постановкой.                                                                                                              12 февраля 2001 года в  Мариинском театре состоялась премьера балета «Щелкунчик»,  автором декораций и костюмов, сценаристом и режиссером выступил Михаил Шемякин, хореограф - Кирилл Симонов. Костюмы снежных хлопьев решены в чёрном цвете. Фон танца – развалины, напоминающие старинное кладбище. Пробиваясь сквозь мистическую бурю, Маша и пытающийся спасти ее Щелкунчик, почти замерзают. Героев спасает Дроссельмейер. Конечно, есть  некоторая радикальность в данной постановке, но в целом – действие в «шемякинской» версии,  подчеркивает трагизм музыки и наконец-то, прерывает слащавый хоровод  дивертисментных вальсов.

Кульминацией всего балета – является центральный дуэт или Па-де-де. В первой постановке, его исполняли, искусственно появившиеся, во втором акте персонажи – Принц Коклюш (Любимчик) и Фея Драже.  И, здесь, Лев Иванов не смог выйти из под невидимого влияния гения Петипа, - этот дуэт, очень напоминал танец Принцессы Авроры и Четырёх Кавалеров из балета «Спящая красавица», в постановке М. Петипа. Обводки, аттитюды, были красивы,  гармоничны, но узнаваемы и вторичны -  они не передавали великой вдохновенности музыки, окрашенной величественной печалью. Музыка превосходила своей глубиной и философской высотой сценарий балета и далеко опережала хореографические возможности 19 века. Последующие интерпретации постановщиков 20 века, тоже не принесли достаточных  результатов. Александр Горский решал балет как детскую сказку, Фёдор Лопухов насытил хореографическую стилистику излишней акробатикой, Василий Вайнонен в своей редакции лишил действие, высокой поэтичности, заключённой в музыке и тем более, неоправданно ввёл в Центральное Адажио, откровенно заимствованных у Петипа, четырёх Кавалеров, которые ставили под сомнение невинные отношения Маши и Принца. Что же, происходит в музыке Чайковского? Почему, в балете на зримую детскую тему – музыка звучит, так душераздирающе, словно реквием? Музыковед Борис Асафьев находил общие моменты в звучании и содержании некоторых мотивов «Щелкунчика» и знаменитым, последним произведением - Шестой Симфонией, посвящённой племяннику: ««Между тем музыка, написанная для этого па-де-де Чайковским, вовсе не обычная балетная музыка. Сочиненная за год до Шестой симфонии, в которой так поражает и волнует какое-то чаяние приближающейся смерти, музыка па-де-де в «Щелкунчике» носит уже аналогичные черты, вообще столь характерные для композитора. Почему «понадобилось» Чайковскому придавать трагический характер танцам феи Драже – ответ на это он унес в могилу. Но то, что эта музыка, во всяком случае,  не выражает характер шаловливой феи-лакомки, в этом не может быть сомнения». »[6, 1]                                                                             В 1966 году, главный Балетмейстер Большого театра СССР Юрий Григорович, представляя свою премьеру «Щелкунчика», - учёл опыт прошлого, но избрал свой собственный путь. Через весь балет, проходит мотив Путешествия от Детства к Взрослению, он определяет и драматургию балета. Смысл всего содержания балета Григоровича – в постижении загадки Вечного Древа Жизни, образ которого дан в живописно- пластическом образе ёлки. Ёлка, как бы соединяет в себе различные временные пространства – бурю снежной юности, мышиные призраки ночной жизни, лето семейного кукольного счастья, и, наконец, кульминационное венчание Героев, уносящие их, в космический мир гармонии. Масштабность содержания великого советского балетмейстера и богатая хореография, -  наиболее созвучна гению русской музыки. Но, после волшебных сновидений, Маша Григоровича – просыпалась в счастливом доме своих родителей и трагические ноты музыки заглушались картиной танцевальной радости. Критик Александр Павлович Демидов, в своей книге « Юрий Григорович» писал – « «Щелкунчик» Григоровича, был по существу, очень личным спектаклем, отражавшего мысли чувства, молодого, в ту пору, балетмейстера. Он радостно вступалв новый (Большой) театр, сулившему ему, исполнение всех художнических желаний» [1, 49]Однако, несмотря на заслуженный и ошеломительный успех постановки, несмотря на уникальное решение и воплощение идеи, - настроение П. И. Чайковского, явно противоположно, настроению Ю. Н. Григоровича. Асафьев Б. В. находит, что в музыке «Щелкунчика», заложены отзвуки  глубоких душевных переживаний: «По существу же, это туго стянутые узлы нервов, будто бы обезболенных. Они рожаются из накопившейся в сердце душевной боли, долго стиснутой». [6, 1]Многие исследователи творчества Чайковского, склоняются к тому, что в Шестой симфонии, композитор отобразил трагическую тему безответной любви, выразил болевой конфликт между обществом и изгоем, излил драму невозможного счастья. Тема безнадежности и обречённости, по всей вероятности, звучит и в «Щелкунчике».                                                       В 1994году, в Музыкальном театре республики Мордовия, была осуществлена постановка балета « Щелкунчик», в хореографии АкининойЛ. Н.  Пресса, в том числе и столичная, - живо отреагировала на работу молодой балетной труппы: «…самое неожиданное, в этой постановке, то, что нам предложили необычное, новое прочтение бессмертного балета – философскую сказку, трагическую. В семье, Машу считают дурнушкой. Брат и сестра, копируя мир взрослых, дразнят её. Вместо, красивой куклы ей достаётся уродец – Щелкунчик…. Вальс Снежных Хлопьев несёт огромную смысловую нагрузку- это страшная стихия, безжалостно проверяющая силу человеческих чувств. Если, прежде, этот номер ставился как украшение – дивертисмент, то в этой постановке, перед угрозой ледяной круговерти, Маша и Щелкунчик, приходят к осознанию самопожертвования. Уродец превращается в Прекрасного Принца, Маша навсегда остаётся в Стране Любви»[4, 11]. Премьеру в маленьком Саранске, от мировой премьеры в прославленном Мариинском театре – разделяло семь лет. Кирилл Симонов, автор хореографии «шемякинской» постановки,  представляя премьеру своего балета рассказывал, что главная тема «Щелкунчика» – история  одинокой, непонятой  девочки. Маша – нелюбимая дочь, дитя-изгой, гонимая, как ее родителями, так и ровесниками. Ей пришлась по душе кукла Щелкунчик, которую отвергли остальные. Игрушка напомнила девочке саму себя. Они никогда не найдут с миром вульгарности и жестокости -  общего языка. И, по этой  причине,  в конце балета Маша остаётся в Конфитюренбурге.                                             «На мой взгляд, “Щелкунчик” – одна из самых трагических партитур Чайковского. Как известно, балет возник незадолго до Шестой симфонии – предсмертного творения композитора. Музыка «Щелкунчика» многогранна и, как все великое, неисчерпаема. При каждом новом обращении к ней приоткрываются все более неожиданные пласты этой уникальной “балетной симфонии. Я предполагаю, что этот балет давно нуждался в том, чтобы с него сняли покров нарочитой “детскости”, и некое ощущение детского утренника. Его музыка неизмеримо глубже, содержательнее, философичнее. Шемякина привлекла новизна музыкального прочтения. Мы открыли купюры, привели в соответствие с авторскими темпы, и музыка зазвучала совершенно по-иному – ломая стереотипы и раскрывая иные смыслы», - сказал Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев[5, 1]                                                                                                          «Щелкунчик» - трудный, интересный, мистический и прекрасный балет. Этот шедевр не годится для коммерческой эксплуатации  и случайной публики. Зритель, должен уходить с него уставшим от поставленных  психологических задач и счастливым, - от их, верного решения.

Рисунок 1. Точное название танцевального номера «Вальс снежных хлопьев» из балета«Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Рисунок 2. Сцена из балета «Щелкунчик». Большой театр СССР. Хореография Ю. Григоровича.

Рисунок 3. Сцена из балета « Щелкунчик». Мариинский театр. Хореография К. Симонова.  

Рисунок 4. Сцена из балета « Щелкунчик». Саранск. Хореография Л. Акининой.

Список использованных источников и литературы:

1. Демидов А. П. «Юрий Григорович», «Планета», Москва, 1987, стр. 49

2. Красовская В. М. « История русского балета», Ленинград, «Искусство», 1978, стр144

3. Чайковский М. И. « Жизнь П. И. Чайковского», Москва, 1902, том3, стр. 437, 490

4. Барыкин Е. М. «Открытия Саранского «Щелкунчика»», « Нива России», 1995, №11(91), Москва, свидетельство № 01485, стр. 11

5. Гергиев В. А. Балет « Щелкунчик». Центр Михаила Шемякина. [Электронный ресурс]. – режим доступа. «https: //mihfond. ru/mihail-chemiakin/creativity/theater/nutcracker

6. Ященков П. А. « Балет со следами морфия» [Электронный ресурс]. – режим доступа. https: //www. mk. ru/culture/article/2014/01/04/967170-balet-so-sledami-morfiya-i-nerazdelennoy-lyubvi-k-plemyanniku. html

©Л. Н. Акинина, 2022.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.