«Утверждаю»
Зам. директора по УР
________ Ванина Е. С.
«06» сентября 2021 г.
дисциплины ОП. 01. Педагогика
специальность 44. 02. 01. Дошкольное образование
на 2021-22 учебный год: 102 ч.
Преподаватель Пехенько О. В.
Рассмотрено на заседании П(Ц)К дошкольного и специального дошкольного образования
протокол № 1 от 28 августа 2021 г.
председатель П(Ц)К __________ Воробьева М. М.
№
|
Наименование разделов и тем
| Сроки
| Тип занятия
| Макс. учеб. нагр.
| Всего
| Теор.
| Практ.
| Кол часов сам раб
|
Самостоятельная работа студентов
| Прим.
| |
Раздел 1. Общая характеристика педагогической профессии
| |
| Тема 1. 1. Педагогическая профессия и ее особенности
|
|
Сообщение новых знаний
|
|
|
|
-
|
| Составить аннотированную картотеку публикаций из педагогических периодических изданий федерального и регионального уровня о роли педагога в современном обществе
|
| |
| Гуманистический, коллективный и творческий характер педагогической профессии.
|
|
Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
|
| |
| Профессиональное становление личности педагога
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| -
|
| |
| Способы профессионального самообразования, самовоспитания и саморазвития
|
|
Комб.
|
|
|
| -
|
| |
| Тема 1. 2. Педагогическая деятельность и ее характеристика
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Составить программу профессионального самообразования и саморазвития на год по плану, предложенному преподавателем
|
| |
| Структура педагогической деятельности, ее основные виды
|
|
Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Разработка презентации по теме «Способы повышения эффективности педагогической деятельности» с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
|
|
| |
| Защита презентаций
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| |
Разделл 2. Общие основы педагогики
| |
| Тема 2. 1 Педагогика как наука.
|
| Сообщ. новых знаний
|
|
|
| -
| -
|
|
| |
| Возникновение и развитие педагогической науки
|
| Сообщ. Новых знаний
|
|
|
| -
| -
| |
| Объект, предмет и функции педагогики.
|
| Комб.
|
|
|
|
| -
| |
|
| |
| Основные понятия и категории педагогики
|
| Сообщ. новых знаний
|
|
|
| -
| -
|
|
| |
| Тема 2. 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Составление сообщения о традиционных и новых отраслях педагогики
|
| |
| Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками и с практикой
|
| Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Составление опорной схемы о месте педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
|
| |
| Основные аспекты взаимообогащения педагогической науки и педагогической практики
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Написание творческой работы (сочинение-рассуждение) о взаимосвязи педагогической науки и практики
|
| |
| Изучение и анализ российских и международных документов по образованию
|
| Прак.
|
|
| -
|
| -
|
|
| |
| Определение современных проблем образования, тенденций его развития и реформирования.
|
| Прак.
|
|
| -
|
| -
|
|
| |
| Тема 2. 3. Педагогический процесс. Сущность педагогического процесса
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
|
|
| |
| Функции педагогического процесса. Этапы педагогического процесса
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
| |
| Тема 2. 4 Принципы педагогического процесса, их характеристика
|
| Комб.
|
|
|
| -
| -
|
|
| |
| Специфические особенности принципов педагогического процесса в работе с детьми разных возрастных этапов
|
| Комб.
|
|
|
| -
| -
| |
| Тема 2. 5. Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
| -
|
| |
| Реализация реальных целей в обучении, воспитании и педагогической деятельности
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
| |
| Тема 2. 6 Образовательные
учреждения, их типы и виды.
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Составить словарь основных понятий темы
|
| |
| Альтернативные образовательные организации
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| |
| Тема 2. 7 Особенности организации
педагогического процесса в разных типах и видах общеобразовательных организаций
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Изучить Закон РФ «Об образовании», законспектировать основные принципы государственной политики в области образования
|
| |
| Особенности организации педагогического процесса в альтернативных образовательных учреждениях.
|
| Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Тема 2. 8 Педагогическое
исследование.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
|
|
| |
| Методы педагогического исследования.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
| |
| Определение соответствия выбора методов задачам исследования (на примере анализа одной из дипломных работ студентов).
|
| Прак.
|
|
| -
|
| -
| -
|
| |
| Анализ методов исследования.
|
| Прак.
|
|
| -
|
| -
| |
| Тема 2. 9 Личность как объект и субъект воспитания.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
|
| Подбор примеров на основе личных наблюдений или из литературных источников взаимосвязи воздействия на человека биологических и социальных факторов. Доказать и обосновать преобладающее влияние конкретного фактора приведенного в примерах
|
| |
| Факторы, влияющие на формирование личности.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
|
| |
Раздел 3. Дидактика (теория обучения и образования)
| |
| Тема 3. 1 Общее понятие о дидактике.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
| -
|
| |
| Основные дидактические категории.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
| |
| Тема 3. 2 Основные дидактические концепции.
|
| Комб.
|
|
|
| -
| -
|
-
|
| |
| Современная дидактическая концепция.
|
| Комб.
|
|
| -
|
| -
| |
| Тема 3. 3 Сущность процесса обучения.
|
| Комб.
|
|
|
| -
| -
| -
|
| |
| Виды обучения и их характеристика.
|
| Комб.
|
|
| -
|
| -
| |
| Тема 3. 4 Принципы обучения.
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Изучение различных подходов к классификации принципов обучения в педагогике (Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин)
|
| |
| Комплексный подход к использованию принципов обучения
|
| Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Анализ реализации принципов обучения на учебных занятиях (на примере просмотра видеосюжетов).
|
| Прак.
|
|
| -
|
| -
| -
|
| |
| Оформление письменного анализа
|
| Прак.
|
|
| -
|
| -
| |
| Тема 3. 5 Содержание образования как средство обучения и развития.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
| -
|
| |
| Федеральный государственный образовательный стандарт и его функции
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
| |
| Тема 3. 6 Нормативные документы образования.
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Изучить примерный учебный план
|
| |
| Базисный учебный план, учебная программа, учебная литература.
|
| Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Тема 3. 7 Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения.
|
| Комб.
|
|
|
| -
| -
|
-
|
| |
| Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
|
| Комб.
|
|
| -
|
| -
| |
| Тема 3. 9 Методы обучения.
Классификация методов обучения и их характеристика
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
|
| Распределить методы обучения по степени важности и сложности для каждого возрастного этапа (дошкольный возраст, младший, средний и старший школьный возраст)
|
| |
| Педагогические возможности и условия применения методов обучения
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
|
| |
| Тема 3. 10 Современные средства обучения.
|
| Комб.
|
|
|
| -
| -
|
|
| |
| Классификация средств обучения.
|
| Комб.
|
|
| -
|
| -
| |
| Тема 3. 11 Формы организации обучения.
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Определить требования к современному учебному занятию и уроку на основе анализа педагогической литературы
|
| |
| Педагогические возможности и условия применения различных форм организации обучения.
|
| Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Определение педагогических возможностей и эффективности методов и приемов, форм организации обучения на разных возрастных этапах (дошкольный возраст, младший школьный, подростковый, старший школьный возрасты) на основе просмотра видеоматериалов с использованием специального вопросника.
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| Разработать педагогические рекомендации о требованиях к современному учебному занятию и уроку
|
| |
| Анализ педагогических ситуаций.
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| |
| Тема 3. 12 Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.
|
| Комб.
|
|
|
| -
| -
|
|
| |
| Приемы развития способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности
|
| Комб.
|
|
| -
|
| -
| |
| Работа с кейсом.
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| -
|
| |
| Нахождение и анализ ведущих методы стимулирования и мотивации учебной деятельности обучаемых на разных возрастных этапах (дошкольный возраст, младший школьный, подростковый, юношеский).
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| |
| Тема 3. 13 Основы развивающего обучения.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
|
| -
|
| |
| Характеристики основных концепций развивающего обучения.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
|
| |
| Тема 3. 14 Основы дифференциации и индивидуализации обучения.
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| -
|
| |
| Дифференциация обучения учащихся на основе их отдельных особенностей
|
| Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Освоение учебного курса в индивидуально различном темпе
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| Подготовить сообщения о современных подходах к дифференциации и индивидуализации обучения на основе изучения педагогической литературы
|
| |
| Определение направлений работы педагога по дифференциации и индивидуализации обучения в зависимости от особенностей обучающихся и темпов усвоения учебного материала.
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| |
Раздел 4. Процесс воспитания
| |
| Тема 4. 1 Воспитание как педагогический процесс.
|
| Сообщение новых
знаний
|
|
|
| -
|
| -
|
| |
| Сущность процесса воспитания.
|
| Сообщение новых
знаний
|
|
|
| -
|
| |
| Подбор психологических, социологических и педагогических методов диагностики результативности воспитательного процесса.
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| Сформулировать цели воспитания для детей дошкольного возраста, учащихся начальной школы, для подростков, для старшеклассников
|
| |
| Анализ методов.
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| |
| Тема 4. 2 Принципы воспитания.
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| -
|
| |
| Характеристика принципов воспитания.
|
| Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Тема 4. 5 Воспитание личности в коллективе.
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Подготовить сообщение о современных исследованиях по проблеме детского коллектива
|
| |
| Этапы и уровни развития детского коллектива.
|
| Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Тема 4. 6 Методы воспитания. Характеристика методов воспитания
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
|
|
| |
| Педагогические возможности и условия применения методов воспитания.
|
| Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Тема 4. 7 Формы воспитания.
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
|
|
| |
| Педагогические возможности и условия применения форм воспитания.
|
| Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Определение педагогических возможностей методов и приемов воспитания на основе решения педагогических ситуаций.
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| Разработать методические рекомендации по использованию форм организации воспитательного процесса с детьми на разных возрастных этапах
|
| |
| Анализ выбора методов и приёмов.
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| |
| Тема 4. 8 Средства воспитания.
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Составить сравнительную таблицу различных классификаций средств обучения. Определить наиболее оптимальный подход к основанию классификации средств обучения
|
| |
| Классификация и характеристика средств воспитания.
|
| Комб.
|
|
|
|
|
| |
Раздел 5. Работа с детьми с разными образовательными потребностями
| |
| Тема 5. 1. Особенности работы с детьми с разными образовательными потребностями
.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
|
| Определить отличительные особенности и своеобразие методов и приемов работы с детьми с нормой и с разными образовательными возможностями. Представить сравнительную таблицу
|
| |
| Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка).
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
|
|
| |
| Тема 5. 2. Особенности работы с одаренными детьми
|
| Комб.
|
|
|
| -
|
| Подборка игрового материала для детей с одаренными детьми
|
| |
| Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми.
|
| Комб.
|
|
| -
|
|
| |
| Определение направлений работы с одаренными детьми на основе анализа федеральной и региональной программ «Одаренные дети»
|
| Прак.
|
|
| -
|
| -
| -
|
| |
| Составление плана работы с одаренным ребенком.
|
| Прак.
|
|
| -
|
| -
| |
| Тема 5. 3. Особенности работы с детьми с девиантным поведением
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
|
|
| |
| Профилактика девиантного поведения у детей и подростков
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
| -
|
|
| |
| Определение эффективных методов работы с детьми девиантного поведения на основе анализа педагогических ситуаций
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| Подборка игрового материала для детей с девиантным поведением, направленного на преодоление трудностей в поведении
|
| |
| Определение плана совместной работы с родителями детей с девиантным поведением
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| |
| Тема 5. 3 Средства контроля и оценки качества образования.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
|
| -
|
| |
| Виды контроля и формы его организации.
|
| Сообщение новых знаний
|
|
|
| -
|
| |
| Тема 5. 4 Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
|
| Комб.
|
|
|
|
|
| Составить сравнительную таблицу различных систем оценивания
|
| |
| Различные подходы к оценочной деятельности педагога.
|
| Комб.
|
|
|
|
|
| |
| Разработка графика итогового контроля на год для оценки качества обучения и воспитания воспитанников одного из возрастных этапов (дошкольный возраст, младший, средний, старший школьный возраст).
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| Подготовить реферат о системе оценивания в образовательных системах других стран
|
| |
| Выбор методик для диагностики обученности и воспитанности детей дошкольного возраста
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| |
| Систематизация и закрепление полученных знаний.
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
|
|
| |
| Зачётный урок.
|
| Прак.
|
|
| -
|
|
| |
| Форма итоговой аттестации: экзамен – 6 ч., консультация – 2 ч.
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | | | | | | | |