Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Некробактериоз



Определение болезни. Некробактериоз (от лат., англ. — Necrobacteriosis; Necrobacillosis; синоним — некробациллез) — зооантропонозная природно-очаговая инфекционная болезнь сельскохозяйственных живот­ных, которая характеризуется гнойно-некротическими поражениями, локализующимися преимущественно на дистальных частях задних ко­нечностей, а в отдельных случаях — на половых органах, вымени, а так­же в ротовой полости, в печени, почках, легких, мышцах и других тка­нях и органах.

Историческая справка. Возбудителя впервые выделил Р. Кох (1881) из изъязвлений роговицы барана, а подробно описал его Ф. Леффлер (1884).

Распространение. Болезнь распространена повсеместно. В Беларуси у крупного рогатого скота болезнь приняла широкое распространение в 90-е гг. XX в.

Экономический ущерб. Определяется потерями от выбраковки и вы­нужденного убоя больных животных, снижения прироста живой мас­сы, удоев. Некробактериоз имеет и социальное значение, так как к нему восприимчив человек.

Этиология. Возбудитель некробактериоза — Fusobacterium necrophorum, облигатный анаэроб, представляющий собой грамотрицательную, не­подвижную, не образующую спор и капсул палочку, полиморфную, способную принимать различные формы. В свежих культурах, в мазках из некротических очагов они принимают форму длинных переплетаю­щихся нитей. В старых культурах штаммы имеют форму небольших палочек и кокков. Различают четыре серотипа: А, АВ, В, С, из которых наиболее вирулентные А и АВ.

Возбудитель хорошо растет на среде Китт-Тароцци с глюкозой, в ко­торой появляются муть и хлопьевидный осадок. На кровяном агаре возбудитель формирует мелкие матовые выпуклые колонии с гладким или шероховатым краем.

Возбудитель некробактериоза является постоянным обитателем руб­ца жвачных. Он сохраняется в почве до 60 дней зимой и до 30 дней ле­том, в воде — 15, в моче — 10-15, в навозе — 30-60 дней. При +100 °С возбудитель погибает за 1 мин. Обычные дезсредства в обычных кон­центрациях губительно действуют на бактерию. Возбудитель чувстви­телен к антибиотикам и сульфаниламидам.

Эпизоотологические данные. К возбудителю некробактериоза вос­приимчивы многие домашние и дикие животные. Молодняк крупного рогатого скота болеет чаще взрослых животных, а бычки — чаще тело­чек. Особую опасность некробактериоз представляет для высокопро­дуктивных молочных коров, а также для группы откорма. К возбудителю некробактериоза восприимчив и человек. Источником возбудителя инфекции являются больные некробактериозом животные, а также бак­терионосители. Микроорганизмы выделяются во внешнюю среду с ка­лом, слюной, с некротизированной тканью, контаминируя почву, корм, подстилку и другие предметы внешней среды, которые являются фак­торами передачи возбудителя. Заражение животных происходит контак­тным и алиментарным путями. В организм новорожденных животных возбудитель попадает через пуповину. Возникновению некробактерио­за у крупного рогатого скота способствуют нарушения витаминно-ми- нерального обмена на фоне нарушений ветеринарно-санитарных и тех­нологических нормативов содержания. Выраженной сезонности не наблюдается. Для некробактериоза характерна стационарность, обус­ловленная широким носительством возбудителя среди диких живот­ных. Последнее дает основание отнести некробактериоз к природно-очаговым болезням. Интенсивность эпизоотического процесса при не- кробактериозе на уровне энзоотии. Заболеваемость — 40 %. Летальность невысокая, так как больных животных выбраковывают.

Патогенез. Ведущим фактором в развитии инфекционного процесса при некробактериозе является нарушение витаминно-минерального обмена, особенно при недостатке кальция в организме животных. Со­держание кальция в плазме крови у животных на постоянном уровне поддерживает паратгормон паращитовидной железы. Определенная роль в усвоении кальция из кормов принадлежит витамину D3. При не­достатке кальция в организме, в том числе его поступление с кормом, паратгормон стимулирует высвобождение его из костей, хрящевой тка­ни и поддержание его на нижнем уровне в плазме крови. Такая патоло­гия возникает чаще у молодых животных с активным приростом живой массы, у глубоко стельных коров, потребляющих много кальция на пос­троение развивающегося плода, и у высокоудойных коров, использую­щих его на образование молока.

Снижение уровня витаминно-минерального обмена, наличие травм и других повреждений способствуют проникновению возбудителя в ор­ганизм животного. Первоначально в очаге проникновения бактерий образуется небольшая язвочка, затем в воспалительный процесс вовле­каются окружающие ткани, повреждаются стенки сосудов, откладыва­ются обильные массы фибрина, выходит большое количество белка, появляются тромбы. Из первичного некротического очага F. necrophomm прорастает в тромбы и с оторвавшимися от них частицами уносится с то­ком крови в различные участки тела и внутренние органы, вызывая их метастатические поражения. Болезнь осложняется развитием смешан­ной инфекции при участии стрептококков, стафилококков, клостридий, вирусов; развивается злокачественное течение некробактериоза, заканчивающееся сепсисом и смертью животного.

При доброкачественном течении развитие патологического процес­са приостанавливается, первичный некротический очаг инкапсулиру­ется и животные выздоравливают.

Течение и симптомы болезни. Инкубационный период — 1—3 дня.

У молодняка болезнь протекает остро. Различают три формы болез­ни: кожная; некробактериоз слизистых и некробактериоз внутренних органов.

При некробактериозе конечностей поражаются задние конечности. Заболевание начинается с покраснения кожи межкопытной щели, жи­вотные при этом придерживают пораженную конечность на весу или опираются на ее зацеп. Затем в области подошвы и межкопытной щели, венчика копыт появляются гнойные поражения — кровоточащие гной­ные раны, абсцессы, свищи. При этом отмечают сильную болезнен­ность. В дальнейшем наблюдают поражения суставных капсул и связок, сухожилий, костей. Процесс может принять злокачественный харак­тер, вызывая поражения вышележащих суставов.

При некробактериозе кожи и слизистых оболочек у взрослого круп­ного рогатого скота отмечают поражение в области туловища, чаще задней его части, как наиболее часто травмируемой, мацерируемой и инфицируемой возбудителем, выделяющимся с каловыми массами. У молодняка — телят и ягнят — отмечают поражение кожи носа, сли­зистых оболочек рта, десен, языка, гортани, трахеи, желудочно-кишеч­ного тракта в виде дифтеритического налета и некротических язв; у сви­ней — некротический ринит и стоматит.

Некробактериоз внутренних органов проявляется массовыми абс­цессами в печени. При этом характерных клинических признаков не наблюдают. У крупного рогатого скота и овец часто поражаются поло­вые органы.

Отмечают воспаление слизистой оболочки влагалища, на ней обнаруживают некротические наложения и язвы. Из наружных по­ловых органов выделяется кровянисто-гнойный экссудат. При распро­странении некротического процесса на слизистую оболочку матки бе­ременное животное абортирует.

Патологоанатомические изменения. При некробактериозе конеч­ностей отмечают гнойные артриты, тендовагиниты, скопление гной­ного ихорозного экссудата в межмышечных пространствах, флегмо­ны, крупные абсцессы и некротические очаги в мышцах бедра и таза. При некробактериозе внутренних органов в печени, селезенке и других паренхиматозных органах находят абсцессы различной величины, со­держащие сметанообразную творожистую гнойную массу или некроти­ческие очаги. При поражении половых органов на стенках влагалища обнаруживают некротические наложения и язвы. Матка увеличена, ее стенки утолщены, слизистая оболочка местами некротизирована.

Диагностика. Комплексная. В лабораторию направляют материал некротических очагов на границе здоровой и некротизированной тка­ни, при гибели животных — пораженные ткани и части паренхиматоз­ных органов с некротическими очагами. В лаборатории проводят мик­роскопическое исследование мазков из некротизированных тканей; выделение из патматериала культуры возбудителя; заражение лабора­торных животных (чаще кролика).

Диагноз на некробактериоз считают установленным при:

♦ выделении из патматериала культуры возбудителя некробактери­оза и развития некротического очага у кролика на месте введения ма­териала с последующим обнаружением в мазках из этого очага типич­ных микроорганизмов;

♦ развитии у зараженного кролика некротического очага на месте введения материала и обнаружении в мазках из него типичных микро­бов, даже при отсутствии роста возбудителя в посевах из исходного ма­териала.

Дифференциальная диагностика. У крупного рогатого скота исключа­ют ящур, вирусную диарею, злокачественную катаральную лихорадку; у овец — копытную гниль, оспу, травматическое повреждение копыт, стоматиты и дерматиты, ламиниты и пр.

Лечение. Больных животных изолируют. Рацион балансируют по ос­новным питательным элементам, предоставляют животным активный моцион.

Из антисептических средств применяют:

♦ при поражении слизистых оболочек — 3%-й раствор пероксида во­дорода; 0, 1-0, 2%-й раствор перманганата калия; 3%-й раствор медного купороса; 3%-ю эмульсию карболовой кислоты на нафталанской нефти;

♦ при поражении кожи губ йодглицерин, цинковую мазь.

Для ножных ванн используют 5-10%-й раствор формалина; 10-20%-й раствор медного купороса и 10%-й раствор цинка сульфата или «Цикосол»; 1: 500 раствор этакридина лактата; 3-5%-й раствор феносмолина.

Из антибактериальных препаратов используют:

♦ местно - террамицин аэрозоль-спрей; антисептин; 15%-ю мас­ляную взвесь дибиомицина; терафузон;

♦ для общего лечения — кламоксил LA и террамицин LA; хостомокс LA и хостоциклин LA; нитокс; кобактан; фузобарин; суспензию дибио­мицина на 30%-м глицерине, приготовленном на 0, 5-1%-м растворе новокаина.

Специфическая профилактика. Для активной иммунизации применя­ют инактивированную вакцину против некробактериоза животных; инактивированную эмульсинвакцину против некробактериоза живот­ных; вакцину против некробактериоза конечностей крупного рогатого скота «Нековак-стимул» инактивированную, ассоциированную; инак­тивированную эмульгированную вакцину против некробактериоза жи­вотных.

Мероприятия по профилактике и ликвидации болезни. Меры профи­лактики некробактериоза крупного рогатого скота включают комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на недопуще­ние заноса возбудителя и возникновения этой болезни в хозяйстве.

При установлении диагноза хозяйство объявляют неблагополучным и вводят ограничения. Больных изолируют и подвергают лечению. При этом тяжелобольных, старых коров выбраковывают. Всем живот­ным неблагополучного стада вводят в рацион микро- и макроэлемен­ты, витаминосодержащие препараты. Все поголовье крупного рогато­го скота неблагополучного стада подвергают вакцинации с лечебной и профилактической целью. Один раз в 10 дней производят обработку дистальных частей конечностей 10%-м раствором формальдегида или медного купороса. Молоко от больных животных пастеризуют.

Ограничения с хозяйства снимают через 4 мес. после последнего слу­чая выздоровления, падежа или убоя больных животных и проведения заключительной дезинфекции.

 

Ботулизм

Определение болезни. Ботулизм (англ. Botulism, лат. Botulismus си­нонимы — ихтиизм, аллантиизм) — это острая, тяжело протекаю­щая, инфекционная, из группы кормовых токсикоинфекций болезнь многих видов животных и человека, характеризующаяся поражени­ем ЦНС, выражающаяся в парезах и параличах поперечнополосатой и гладкой мускулатуры и приводящая к 100%-й гибели заболевших животных.

Историческая справка. Болезнь известна с XVIII в. Двести лет назад Ю. Кернер изучил и описал клинические признаки болезни у человека.

Распространение болезни. В виде спорадических случаев ботулизм регистрируется во всех странах мира, в том числе и в Беларуси.

Экономический ущерб. Складывается из почти 100%-й летальности заболевших животных, а также затрат на проведение профилактичес­ких и лечебных мероприятий. К ботулизму восприимчив и человек.

Этиология. Возбудитель ботулизма — подвижная грамположительная, строго анаэробная, спорообразующая бактерия Clostridium botulinum. В мазках имеет вид палочек с закругленными концами дли­ной 3-9 мкм и шириной 0, 6-1 мкм. Капсул они не образуют, подвиж­ны, строгие анаэробы, в молодых культурах грамположительны.

В период роста на мясопептонно-печеночном бульоне (МППБ) клостридии вызывают помутнение среды с образованием газа. При этом культуры издают резкий запах прогорклого масла. При неблагоприят­ных условиях вегетативные формы возбудителя ботулизма образуют крупные субтерминально расположенные овальные споры, которые превышают толщину микробной клетки, что придает палочке со спо­рой вид теннисной ракетки.

По антигенным свойствам возбудитель ботулизма подразделяется на семь серологических типов — А, В, С, D, Е, F и G. В анаэробных усло­виях возбудитель ботулизма продуцирует специфический летальный нейротоксин.

Споры возбудителя ботулизма чрезвычайно устойчивы. Они выдер­живают кипячение в течение 4-5 ч, 10%-я соляная кислота разрушает их через 1 ч.

Ботулинический токсин во внешней среде сохраняется до 1 года, в консервированных продуктах — годами. Выдерживает высокие кон­центрации (до 18 %) поваренной соли. Токсины при кипячении пол­ностью теряют свои токсические свойства в течение нескольких ми­нут.

Эпизоотологические данные. Восприимчивы животные многих ви­дов, в том числе птицы, независимо от возраста. К ботулизму воспри­имчив и человек. Источником возбудителя инфекции при ботулизме являются корма, вода и продукты питания для человека, содержащие токсин. Попадание же самого возбудителя при ботулизме в организм животного не обусловливает развития инфекционного процесса. Ток­син попадает в организм преимущественно с кормами или водой через пищеварительный тракт. Интенсивность эпизоотического процесса — на уровне спорадии или энзоотии. Определенной сезонности не наблюда­ется, но все же болезнь чаще регистрируется летом- Заболеваемость — 20-30 %. Летальность — 70-100 %.

Патогенез. В патогенезе ботулизма ведущая роль принадлежит токси­ну. При алиментарном заражении всасывание ботулотоксина происхо­дит через слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта. Непрерыв­ное и сильное раздражение рецепторов токсином вызывает расстройс­тво деятельности коры головного мозга, нервные клетки из-за перевозбуждения истощаются и отмирают. Развиваются параличи мышц глотки, языка и нижней челюсти. Происходит расслабление мышц тела, снижается мышечный тонус, развиваются параличи дыхательных и сер­дечных мышц, что приводит к асфиксии и смерти животного.

Течение и симптомы болезни. Инкубационный период — от 18 ч до 16-20 сут. Болезнь протекает молниеносно, остро, подостро и хрони­чески. Как правило, заболевание начинается остро и складывается из трех основных синдромов — паралитического, гастроэнтерального и токсического.

Характерными признаками ботулизма у всех животных является на­рушение иннервации, особенно паралич жевательного и глотательного аппарата. Аппетит и жажда у больных сохраняются. Животные долго пережевывают корм, но проглотить не могут. Пытаются пить, но вода выливается из ротовой полости и через носовые ходы. Язык животного в период приступов сухой и обложен желто-белым налетом. Наблюда­ются расстройство зрения, слюнотечение, нарушение секреторной и моторной функций желудочно-кишечного тракта.

У лошадей и крупного рогатого скота молниеносное течение ботулиз­ма характеризуется внезапной гибелью животных. Животных находят лежащими в коматозном состоянии. Смерть наступает без агонии.

Острое течение проявляется беспокойством и снижением рефлек­торной чувствительности. Походка напряженная, шаткая. Больное жи­вотное передвигается неохотно, с широко расставленными конечнос­тями. Слизистые оболочки глаз, носа и рта гиперемированы либо желтушны и цианотичны.

При подостром течении животные могут подниматься и стоять, при движении быстро устают, спотыкаются и снова ложатся. В результате аспирации кормовых масс болезнь может осложниться пневмонией или гангреной легких.

При хроническом течении животное встает и передвигается с боль­шим трудом, из-за длительного лежания у него появляются пролежни. Сенсорная чувствительность, аппетит и жвачка не нарушены. Живот­ное быстро худеет.

Свиньи болеют редко. Отмечаются потеря голоса, обильное слюно­течение, нарушение координации движений, слепота, паралич жева­тельных мышц и глотки.

Патологоанатомические изменения. При ботулизме они неспеци­фичны. При вскрытии трупа животного обнаруживают желтушность подкожной клетчатки, множественные кровоизлияния на слизистой оболочке глотки и надгортанника, петехиальные кровоизлияния на сердце и серозных покровах. Скелетные мышцы дряблые, цвета варе­ного мяса. При надрезе сосудов из них вытекает густая темно-красная кровь. Желудок содержит небольшое количество кормовых масс. В желудочно-кишечном тракте находят изменения, характерные для катарального воспаления. На слизистой оболочке тонкого кишечни­ка отмечаются кровоизлияния.

Диагностика. Комплексная. Для обнаружения возбудителя и его ток­сина в лабораторию направляют содержимое желудка, паренхиматоз­ные органы, кровь, а также пробы кормов.

Токсин в присланных материалах обнаруживают на основании био­логической пробы на морских свинках и белых мышах. Бактериологи­ческие исследования проводят путем посевов проб материала, иденти­фикации выделенной культуры и заражения ею лабораторных живот­ных. Для определения типа Cl. botulinum ставят реакцию нейтрализации. Современные методы исследования основаны на обнаружении антиге­нов в ИФА и ПЦР.

Диагноз считается установленным при обнаружении в патматериале ботулинического токсина или выделении культуры возбудителя боту­лизма.

Дифференциальная диагностика. У всех животных ботулизм диффе­ренцируют от сибирской язвы, болезни Ауески, листериоза, стахиботриотоксикоза, бешенства, воспаления головного и спинного мозга, В1-авитаминоза. У лошадей следует исключить инфекционный энце­фаломиелит, отравления растениями, у крупного рогатого скота — пос­леродовый парез, ацетонемию.

Лечение. Начинают лечение больных животных с промывания же­лудка. Одновременно рекомендуют сильные слабительные препараты. Средством специфической терапии является противоботулинистическая сыворотка, которую вводят внутривенно как можно раньше.

Специфическая профилактика. С профилактической целью вакцини­руют только норок. В Беларуси зарегистрирована вакцина против чумы, парвовирусного энтерита, ботулизма и псевдомоноза норок «Бионор».

Антитоксическая сыворотка обладает выраженным профилактичес­ким действием в течение 6—7 дней после ее введения.

Мероприятия по профилактике и ликвидации болезни. Во время заго­товки и при хранении кормов не допускают попадания в них земли, трупов мелких животных и насекомых, птичьего помета. Запрещается скармливать влажные, заплесневелые и испорченные корма, а увлаж­ненные следует давать сразу после приготовления. Корма животного происхождения используют только после проварки.

При установлении диагноза хозяйство объявляют неблагополучным и вводят ограничения. Больных животных изолируют и лечат. Убой их на мясо запрещен. Туши (трупы) с внутренними органами и шкурой, а так­же пораженные корма уничтожают.

Ограничения с неблагополучного хозяйства снимают после послед­него случая выздоровления, падежа или вынужденного убоя больных животных и при условии проведения всех мероприятий, в том числе заключительной дезинфекции.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.