Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Протоіерей Осташковскаго Троицкаго собора Николай Але­ксандровичъ Анихановъ.



 

Протоіерей Осташковскаго Троицкаго собора Николай Але­ксандровичъ Анихановъ.

(некрологъ).

 

Одинъ за другимъ въ послѣ дніе годы сходятъ съ жизнен­наго поприща старѣ йшіе священнослужители приходскихъ церквей въ городѣ ’Осташковѣ. Не стало заслуженныхъ про­тоіереевъ: I. П. Салтыкова — кандидата богословія († 1891), В. П. Успенскаго — почетнаго члена Тверской ученой архивной комиссіи, извѣ стнаго своими трудами по исторіи всего Осташ­ковскаго уѣ зда († 1894), и I. А. Киркирскаго († 1898); не стало священниковъ собора — о. I. Середонина (†  1893), о. В. Ильигорскаго († 1897); а нѣ сколько раньше — настоя­телей Воскресенской церкви: о. П. Бѣ льскаго († 1885) и о. Д. Добросердова († 1887). И вотъ еще такъ недавно рас­крылась могила, чтобы принять останки многолѣ тняго со­служивца послѣ днихъ, протоіерея собора о. Николая Аниханова, прослужившаго въ санѣ священника слишкомъ 44 года († 2 ноября 1899 г. на 67 г. отъ рожд. ).

Почившій о. протоіерей родился въ г. Осташковѣ; отецъ былъ священникомъ при Воскресенской церкви, къ ко­торой, черезъ годъ по окончаніи курса въ Тверской духовной семинаріи, 15 авг. 1856 г. былъ рукоположенъ и о. Николай.

Молодой, двадцатидвухлѣ тній студентъ семинаріи, о. Николай Александровичъ пришелъ къ своей паствѣ полный добрыхъ желаній и стремленій служить ей, и вложилъ въ назначенное ему отъ Господа служеніе всю свою думу, всю свою жизнь, — съ достоинствомъ и честію выполняя свои монастырскія обязанности, и тѣ мъ оставилъ по себѣ одни только лучшія воспоминанія какъ среди своихъ прихожанъ Воскре­сенской церкви и Троицкаго собора, такъ и многихъ другихъ лицъ, хорошо знавшихъ и безпредѣ льно любившихъ его. Глубокое сознаніе своего долга, потребное и въ каждомъ дѣ лѣ, а въ пастырскомъ — особенно, не оставляло о. про­тоіерея во всю жизнь. Какъ добрый пастырь, Н. А., можно сказать, — безотлучно стоялъ на своей стражѣ, являясь всегда и всюду по первому же приглашенію своего прихожанина. Правда, за послѣ дніе годы болѣ зненное состояніе слишкомъ затрудняло его въ исполненіи всѣ хъ очередныхъ службъ и требъ по такому большому приходу, какъ соборный, къ которому, кромѣ города, принадлежатъ 19 деревень, разбросанныхъ за озеромъ на разстояніи 4—15 верстъ.

Но за все 35-лѣ тнее служеніе его Воскресенской церкви едва ли были случаи, когда кто-либо исправлялъ за него пастырскія его обязанности; развѣ только болѣ знь за­ставляла его прибѣ гать къ посторонней помощи, — такъ до­рожилъ о. Николай всякимъ случаемъ общенія съ духовными дѣ тьми своими. Убѣ жденный, что священнику только добро­тою сердечною, отзывчивостію на нужды пасомыхъ можно заслужить довѣ ріе и любовь прихожанъ своихъ, о. протоіерей эти прекрасныя качества старался всегда проявлять въ отношеніяхъ къ своей паствѣ. Его любовь, безконечная снисхо­дительность, мягкость, неизмѣ нная привѣ тливость въ обра­щеніи со всѣ ми, ровность и выдержанность характера, какими особенно отличался почившій, замѣ чательная чуткость къ духовнымъ запросамъ и нуждамъ своихъ духовныхъ чадъ, — его желаніе, по апостолу — «быть всѣ мъ вся» производили обаятельное впечатлѣ ніе и неотразимо дѣ йствовали на сердца его прихожанъ, — въ числѣ коихъ были почти всѣ интелли­гентныя лица г. Осташкова, — и всѣ хъ, кто только соприкасался съ нимъ въ жизни. Кто не вспомнитъ безконечно ласковаго вы­раженія его глазъ, этого озареннаго кроткой улыбкой добраго лица почти всегда благодушнаго о. протоіерея Н. А. Аниханова, несмотря на утомительныя его труды и занятія, несмотря на жизненныя испытанія, которыя посылались ему свыше.

А такихъ испытаній на долю покойнаго выпадало не мало. Достаточно указать на страшную годину холерной эпидеміи, о. Николай, прослуживъ церкви Божіей всего 10 лѣ тъ, лишился своей дорогой спутницы жизни и почти одновре­менно же — двоихъ дѣ тей и другихъ близкихъ родныхъ, — лишеніе тяжкое и во всякомъ положеніи и званіи, и еще болѣ е тяжелое въ званіи духовномъ и въ положеніи священно­служителя. Потянулись годы одинокой, нерадостной жизни, наполняемой то заботами о воспитаніи оставшагося единствен­наго, совсѣ мъ еще малолѣ тняго сына, то разными хлопотами по дому, хозяйству и проч. Какая потребна вѣ ра, какое упо­ваніе на всеблагій Промыслъ Божій; какое терпѣ ніе, покор­ность и кротость, чтобы перенести столь глубокія раны, которыя, безъ сомнѣ нія, — отзывались жгучею болью при ма­лѣ йшемъ воспоминаніи объ этихъ незабвенныхъ потеряхъ! Съ христіанскимъ терпѣ ніемъ, безропотно понесъ о. Нико­лай крестъ свой, памятуя слово ап. Павла, по которому Господь не посылаетъ намъ искушеній сверхъ нашихъ силъ, а весь отдался служенію на пользу церкви и своихъ ближ­нихъ. Къ этому времени относится и начало его педагогической дѣ ятельности въ разныхъ училищахъ города.

Пастырское слово о. Николая всегда проникнуто было назиданіемъ и исполнено сердечной теплоты и любви къ пасомымъ; оставшіяся по смерти его поученія на воскресные и праздничные дни, и въ громадномъ большинствѣ — поуче­нія къ членамъ мѣ стной пожарной команды, привѣ тственныя рѣ чи, надгробныя поученія и мног. др. ясно показываютъ, что о. Николай не опускалъ ни одного удобнаго случая, когда могь преподать назиданіе своей паствѣ, и всегда говорилъ “просто, сердечно, обнаруживая въ то же время глубокую жизненную опытность, пастырскую силу и тактъ. Всегда доступный, крайне общительный, о. протоіерей умѣ лъ гово­рить и съ простымъ народомъ. Объ этомъ свидѣ тельствуютъ почтенныя лица[1], знавшія о. Николая съ раннихъ лѣ тъ поступленія его на служеніе Воскресенской церкви, когда онъ неизмѣ нно служилъ духовнымъ нуждамъ фабричнаго на­рода, работавшаго на юфтевомъ заводѣ покойнаго коммерціи сов. пот. дв. Ф. К. Савина. Наблюдательный умъ покойнаго владѣ льца завода, пользующагося и теперь большою извѣ ­стностію среди торговаго міра, отлично понималъ, до какой степени вся жизнь простого народа проникнута религіозно­нравственнымъ духомъ, освѣ щающимъ всю жизнь его в сообщающимъ глубокій смыслъ всей его дѣ ятельности. По­этому никогда не начиналось ни одного дѣ ла или какого-либо предпріятія на заводѣ г. Савина безъ благословенія Божія, безъ молебствія, на которое всегда приглашался о. Николай, какъ духовный пастырь дома Савиныхъ. Вотъ при такихъ-то случаяхъ, и особенно во дни годовыхъ праздниковъ (нед. Антипасхи и день Успенія Божіей Матери), когда на мо­лебнахъ присутствовали всѣ рабочіе завода, во главѣ съ хозяевами ихъ и администраціей, о. протоіерей неопустительно сѣ ялъ «разумное, доброе, вѣ чное»... Наблюдалъ ли покойный Ф. К. въ жизни заводской семейныя неурядицы, пьянство, разгулы или другіе пороки — лѣ нь, воровство и т. п., обо всемъ сообщалъ онъ о. Николаю, прося его въ пастырскомъ словѣ коснуться замѣ ченныхъ недостатковъ, и добрый пастырь спѣ шилъ съ словомъ внушенія, съ словомъ укора, — когда видѣ лъ народную бѣ дность отъ пьянства и лѣ ни, будилъ энергію къ труду, благословенному Богомъ, съ особенною чуткостію указывая и на средства, какъ побѣ дить то или другое зло въ средѣ рабочаго, трудящагося народа. Много проповѣ дническихъ тетрадокъ о. Николая осталось у Ф. К-ча, а нѣ которыя и теперь хранятся у супруги покойнаго, Пр. Ив. Савиной: въ часы досуга онѣ доставляли ей духовное утѣ шеніе.

Большая и главная доля дѣ ятельности покойнаго о. про­тоіерея посвящена была Воскресенской церкви и ея при­ходу; здѣ сь онъ провелъ 35 лѣ тъ изъ своей пастырской службы. Въ полномъ развитіи физическихъ и духовныхъ силъ, съ умѣ лымъ и тактичнымъ отношеніемъ къ своимъ духов­нымъ дѣ тямъ и ко всѣ мъ вообще — о. Николай до конца дней сво­ихъ пользовался всеобщей глубокою признательностью, любовью и должнымъ уваженіемъ, что и засвидѣ тельствовала не одинъ разъ его паства многими цѣ нными ему приношеніями въ видѣ церковныхъ принадлежностей: св. Евангелія въ серебряномъ окладѣ, животворящаго креста Господня[2] и дароносицы художественной работы изъ серебра[3], иконы святителя и чудотворца Николая, съ вырѣ занною на золоченой дощечкѣ надписью: «о. Н. А. Аниханова въ день двадцатилѣ тія его въ священномъ санѣ покорно проситъ принять этотъ образъ П. П. Дружининъ. 1881 г. 15 авг. » и мн. др.

Но особенно ясно, можно сказать — трогательно выразилисъ любовь и сердечная привязанность къ о. Николаю въ то время, когда пронеслась вѣ сть о перемѣ щеніи его на должность настоятеля при Троицкомъ соборѣ. Воскресенскіе прихожане другъ передъ другомъ спѣ шили выразить свою сердечную скорбь по поводу предстоявшей разлуки и про­сили своего уважаемаго пастыря присоединиться къ ихъ хо­датайству предъ Высокопреосвященнымъ объ оставленіи на прежнемъ мѣ стѣ служенія.

Нельзя сказать, чтобы назначеніе на должность на­стоятеля при мѣ стномъ соборѣ обрадовало и самого о. Николая, — чтобы вызвало благопріятное у него расположеніе духа: онъ не искалъ этого мѣ ста и скорѣ е — былъ посланъ на это служеніе высшею епархіальною властью. Поэтому онъ охотно присоединился къ ходатайству прихожанъ. Но трудно было поколебать разъ навсегда строго обдуманное опредѣ леніе Владыки, — и Воскресенская церковь разсталась съ своимъ дорогимъ и достоуважаемымъ пастыремъ, поднеся ему, съ разрѣ шенія епархіальнаго начальства, золотой на­персный крестъ съ украшеніями и соотвѣ тствующею над­писью на добрую память о 35-лѣ тнемъ служеніи его въ санѣ священника при Воскресенской церкви. Не будемъ приводить описанія того, какъ состоялось это чествованіе[4]; но скажемъ съ полнымъ убѣ жденіемъ что это было сердечное воздаяніе отъ всѣ хъ почитателей о. Николаю за его полезные труды, безупречное отношеніе его къ своимъ обязанностямъ, за добрыя душевныя отношенія его ко своимъ прихожанамъ.

Каковы были отношенія и труды на пользу и духовное назиданіе членовъ мѣ стной пожарной команды почившаго о. протоіерея безмездно отправлявшаго пастырскія обязанности для нея въ теченіе почти всей своей жизни, — это до нѣ которой степени отразилось во время юбилейнаго торже­ства команды по случаю 50-лѣ тія со дня основанія ея, когда и на долю глубокочтимаго пастыря выпало небывалое въ гор. Осташковѣ чествованіе поднесеніемъ ему богато и художественно отдѣ ланнаго подарка, серебряной братины — кружки съ надписью: «о. прот. Н. А. Аниханову отъ признательной Осташковской общественной пожарной команды. 1643 21/XII 1893 г. »

На ряду съ пастырской дѣ ятельностью почившій о. про­тоіерей въ теченіе 30 лѣ тъ состоялъ въ должности законоучителя городскихъ училицъ. Всякая дѣ ятельность требуетъ затраты силъ и энергіи; но педагогическая — беретъ всего человѣ ка. Добросовѣ стный педагогъ — это миссіонеръ, который долженъ забыть себя и всецѣ ло отдаться своему дѣ лу, по возможно только при наличности достаточнаго запаса любви къ ближнему вообще и воспитываемымъ въ частности.

Вотъ этой-то любви и было много въ почившемъ о. протоіереѣ. Посвятивъ себя воспитанію дѣ тей, онъ и здѣ сь столь же неуклонно и полезно работалъ, какъ и вездѣ. Съ глубокимъ сознаніемъ долга и съ истинною любовію къ воспитываемымъ, можно сказать — въ такой мѣ рѣ доступной немногимъ, слѣ дилъ онъ за ними въ классѣ, внѣ класса и въ церкви, и при всѣ хъ посѣ щеніяхъ домовъ своихъ прихожанъ, на улицѣ — вездѣ былъ замѣ чательно простъ, доступенъ, привѣ тливъ при встрѣ чахъ съ ними и нерѣ дко заговаривался съ малымъ ребенкомъ на долгое время. Такое отечески—доброе и кроткое обращеніе съ учениками, которымъ оживлялась его многолѣ тняя преподавательская дѣ ятельность, привлекало къ нему симпатіи цѣ лаго множества питомцевъ, находившихся подъ его руководствомъ: его зналъ почти весь городъ, — у него учились отцы и дѣ ти. Протоіерей Н. А-чъ оставилъ по себѣ добрую память и среди своихъ сослуживцевъ по городскою училищу. Общіе училищные интересы, а иногда и нужды учащихъ находили всегда сочувственный откликъ въ его добромъ, отзывчивомъ сердцѣ. Въ гостепріимномъ домѣ о. Николая собирались преподаватели училища, и здѣ сь, иногда въ присутствіи г. г. инспекторовъ народныхъ училищъ, - обсуждались вопросы по преподаванію, велись дружескія бе­сѣ ды о злобахъ школьной жизни и проч. и проч. Какъ сер­дечно любили его учащіе и ученики городского училища, достаточно сказалось при прощаніи съ нимъ, когда по раз­строенному здоровью о. Николай долженъ былъ разстаться съ дорогимъ для него училищемъ. Съ разрѣ шенія учебнаго начальства[5], они 25 февр. 1896 г. поднесли глубокоува­жаемому о. законоучителю св. икону угодника Божія свят. чудотв. Николая въ серебряной позлащенной ризѣ съ грави­рованной на особой серебряной дощечкѣ надписью: «Про­тоіерею Николаю Александровичу Аниханову на доброе во­споминаніе о службѣ въ Осташковскомъ четырехклассной го­родскомъ училищѣ отъ глубокоуважающихъ сослуживцевъ и благодарныхъ учениковъ. 5 ноября 1895 г. ». При чемъ г. учителемъ-инспекторомъ А. Н. Лебедевымъ, отъ лица всѣ хъ учащихъ, сказано было задушевное прощальное слово, в которомъ обрисовалась вся дѣ ятельность о. Николая на пользу училища, а однимъ изъ учениковъ — послѣ дній привѣ тъ отъ благодарныхъ учащихся. — «Присущая вамъ сердечная доброта, говорилъ между прочимъ А. Н. Л—въ, — неподдѣ льная искренность, примѣ рное отношеніе къ дѣ лу, составляющему далеко не легкій трудъ, который вы съ честію несли въ продол­женіе многихъ лѣ тъ въ стѣ нахъ этого учебнаго заведенія, научая подростающее поколѣ ніе истинамъ вѣ ры, и мягкость характера снискали вамъ, по справедливости, благоволеніе начальства, симпатію гражданъ и любовь со стороны това­рищей по службѣ и учениковъ... На педагогическомъ совѣ тѣ училища 10 ноября прошлаго года[6] постановлено — обратиться къ г. директору народныхъ училищъ съ ходатайствомъ о дозволеніи поднести вамъ на память объ училищѣ св. икону на собранныя по добровольному желанію деньги... И вотъ мы, досточтимый о. протоіерей, сегодняшній день собрались всѣ, всей училищной семьей, безъ шума и грома, но един­ственно съ молитвеннымъ обращеніемъ къ св. угоднику Божію, имя котораго вы носите. Молимъ, чтобы онъ своей чудодѣ йственной силой поддержалъ васъ съ вашей жизни на многія лѣ та. Надѣ емся, что сегодняшнее ваше посѣ щеніе училища не будетъ послѣ днимъ, и что связь ваша съ училищемъ, на благо ему, продолжится долгое время. Да будетъ сія святая икона связующимъ звеномъ духовнаго общенія между вами и всѣ ми нами! Пусть она напоминаетъ вамъ о вашей дѣ ятельности въ этомъ училищѣ въ былые годы, а вмѣ стѣ съ этимъ — и о всѣ хъ насъ, собравшихся здѣ сь по­чтить васъ скромнымъ, но отъ чистаго сердца общимъ под­ношеніемъ, съ одной стороны — вашихъ глубокоуважающихъ васъ сослуживцевъ, а съ другой — благодарныхъ учениковъ. Прошу васъ отъ лица всѣ хъ моихъ сотоварищей благосклонно принять это выраженіе нашего глубочайшаго къ вамъ ува­женія и не забыть насъ въ своихъ молитвахъ предъ престоломъ Всевышняго»... Въ этомъ скромномъ чествованіи о. протоіерея, несомнѣ нно, сказались самыя лучшія чувства любви и расположенности къ нему со стороны глубокопочитавшихъ его сослуживцевъ за его долгое и плодотворное служеніе въ училищѣ, за его добрыя отношенія къ нимъ, — сказалась и лучшая дань благодарности со стороны всѣ хъ учащихся своему о. законоучителю[7]. Дай Богъ, чтобы эти дѣ ти не забывали добрыхъ уроковъ своего дорогого «батюшки»: ему и изъ горняго міра будетъ отрадно видѣ ть, какъ посѣ янное имъ доброе сѣ мя возрастаетъ и приноситъ добрые плоды.

Если столь плодотворна и симпатична была дѣ ятельность о. Николая, какъ пастыря церкви, проповѣ дника и законо­дателя, то не меньше заслуживаютъ вниманія труды его и на другихъ поприщахъ дѣ ятельности.

Представляя себѣ прошлое о. протоіерея, мы видимъ его «ревностнымъ исполнителемъ духовныхъ обязанностей во время бывшей въ 1866 г. въ гор. Осташковѣ холерной эпидеміи, за что объявлена ему признательность епархіаль­наго начальства; видимъ его въ должностяхъ — члена Правленія Осташковскаго духовнаго училища (съ 1873—1879 г. ), члена благочинническаго Совѣ та (съ 1887 г. ), члена уѣ зднаго училищнаго Совѣ та, цензора проповѣ дей, благочиннаго 1 округа (съ 1891—1898 г. ), предсѣ дателя уѣ зднаго отдѣ ленія епархіальнаго училищнаго Совѣ та (съ 1891—1897 г. ), ди­ректора Осташковскаго отдѣ ленія Общества попечительнаго о тюрьмахъ (съ 1891 г. ), предсѣ дателя мѣ стнаго комитета по сбору пожертвованій для губерній, пострадавшихъ отъ неурожая (1891 г. ), уѣ зднаго наблюдателя церк. -прих. школъ и школъ грамоты (съ 1896 по 1898 г. ), — видимъ его при неодно­кратномъ исполненіи обязанностей духовнаго слѣ дователя и другихъ порученій епархіальнаго начальства. Съ увѣ ренвостію можемъ сказать, что, пока почившему о. Николаю позволяли силы, онъ былъ дѣ ятельнымъ исполнителемъ архипастырскихъ предначертаній и всѣ хъ обязанностей, какія на него возлагались по усмотрѣ нію епархіальной власти, и за свои ревностные труды въ разное время награжденъ всѣ ми знаками отличія до ордена св. Анны второй степени включительно, удостоенъ благословенія Св. Синода съ грамотою и благодарности г. попечителя учебнаго округа за отличные труды по народному образованію[8].

Кромѣ участія въ рѣ шеніи разныхъ текущихъ общецер­ковныхъ вопросовъ и дѣ лъ, при чемъ голосъ и мнѣ ніе о. Николая выслушивались всегда съ должнымъ вниманіемъ, онъ принималъ живое участіе и въ дѣ лахъ общественнаго упра­вленія, состоя въ теченіе нѣ сколькихъ лѣ тъ гласнымъ го­родской думы, казначеемъ приходскаго попечительства, су­ществовавшаго при Воскресенской церкви, членомъ мѣ стнаго благотворительнаго общества спасанія на водахъ и другихъ учрежденій.

Намъ остается сказать нѣ сколько словъ о частной и домашней жизни почившаго о. протоіерея. Отличительной чертой характера его была чрезвычайная, кротость, миро­любіе. Всегда со всѣ ми ласковый, съ улыбкой на устахъ, привѣ тливый, о. Николай былъ безусловно дорогимъ чело­вѣ комъ, пріятнымъ собесѣ дникомъ, — всюду вносилъ онъ съ собою радость, вселялъ какую-то особенную бодрость духа, миръ, невольно заставляя забывать разныя житейскія невзгоды. Какъ начальникъ, онъ не терпѣ лъ бумажнаго производства по разнымъ тяжебнымъ дѣ ламъ; спокойно и продолжительное время выслушивалъ всѣ хъ обращавшихся къ нему, и всегда былъ радъ, — когда можно было обойтись безъ жалобъ. По временамъ о. Николай любилъ окружать себя людьми, близ­кими его сердцу, дѣ лилъ съ ними свой досугъ и посѣ щалъ нерѣ дко дома преданныхъ ему друзей. Къ числу послѣ днихъ, несомнѣ нно, принадлежалъ всѣ ми уважаемый, нынѣ также почившій о. протоіерей I. А. Киркирскій и нѣ сколько до­мовъ прихожанъ: Ф. К. и Г. А. Савиныхъ, М. М. Савина (Воронскаго), П. П. Дружинина, Тюлевыхъ (Ракитиныхъ), Митиныхъ, Бочкаревыхъ и др. Разсказываютъ близкіе къ о. Николаю, что послѣ постигшаго его несчастія во время холерной эпидеміи каждый праздникъ и каждый почти воскресный день за нимъ посылался экипажъ отъ Воронскихъ, гдѣ онъ обѣ далъ и проводилъ свой праздничный досугъ. Немудрено, что это обстоятельство избавило о. Николая отъ разныхъ нареканій, какія нерѣ дко выпадаютъ на долю людей въ его положеніи... Къ тому же одинокая жизнь о. Николая сначала наполнялась заботами объ оставшемся единственномъ его утѣ шеніи - сынѣ, а затѣ мъ и о его семейныхъ[9]: ради ихъ жилъ и трудился почившій, о. протоіерей, ничего не жалѣ лъ для нихъ, — постоянно строилъ что-нибудь, передѣ лывалъ у себя въ домѣ, занимался въ саду, сажалъ плодовыя деревья, цвѣ ты'— чтобы доставить только удовольствіе своимъ дѣ тямъ, пріѣ зжавшимъ къ нему на лѣ тнія каникулы. Помочь бѣ днымъ роднымъ покойный' считалъ своимъ долгомъ. Оставшись четвертымъ послѣ смерти родителей своихъ, онъ въ горькой нуждѣ прошелъ школу обученія, самъ извѣ далъ всю тяжесть матеріальной нищеты и содержалъ своихъ братьевъ, выплачивая въ то же время рачительную сумму своей тещѣ. Домъ его былъ всегда открытъ для нищихъ, которые въ теченіе дня безпрепятственно приходили за милостыней и не знали отказа; о. протоіерей умѣ лъ находить и такихъ, которые стыдились про­сить явно, и позднимъ вечеромъ посылалъ на домъ такимъ жалкимъ бѣ днякамъ, что могъ.

Такимъ былъ о. протоіерей Н. А. Анихановъ въ своей трудовой общественной и частной жизни.

Не легко, конечно, воспроизвести нравственный обликъ почившаго во всей полнотѣ; намъ хотѣ лось отмѣ тить, по крайней мѣ рѣ, болѣ е выдающіяся черты долговременной и пло­дотворной дѣ ятельности его на пользу церкви и обществу, -  объ остальномъ же не забудутъ, надѣ емся, — всѣ, кто сколько-нибудь зналъ о. Николая.

Почившему было 58 лѣ тъ, когда состоялось перемѣ ще­ніе его на должность настоятеля при мѣ стномъ соборѣ. Онъ былъ, можно сказать, въ полномъ расцвѣ тѣ своихъ силъ и духовныхъ дарованій. Всѣ ожидали, что еще долго и много будетъ работать во славу Божію добрый пастырь церкви Христовой. Но случилось иначе. Съ трудовой жизнію о. протоіерей былъ хорошо знакомъ съ раннихъ лѣ тъ своей службы; но разныя отвѣ тственныя должности, какія пришлось нести ему, какъ настоятелю собора, благочинному, предсѣ ­дателю Уѣ зднаго Отдѣ ленія Епархіальнаго Училищнаго Со­вѣ та, наблюдателя церковныхъ школъ и др., были совсѣ мъ ему не по характеру и не подъ силу. Кромѣ сего, обшир­ный соборный приходъ съ 19 деревнями, расположенными за озеромъ, несомнѣ нно, сказался на здоровьѣ о. Николая, незнакомаго прежде съ такими поѣ здками и вовсе не знавшаго труда, какой неизбѣ женъ при требоисправленіяхъ по при­ходу въ деревняхъ.

27 ноября 1896 года съ нимъ случился первый припа­докъ болѣ зни, которая тогда же была признана врачами очень серьезною. Съ того дня произошла рѣ зкая перемѣ на въ здо­ровьѣ о. Николая: началось видимое угасаніе жизни. Окру­жающіе видѣ ли его болѣ зненное состояніе; и самъ почившій не скрывалъ своего недуга, жалуясь на разнаго рода недо­моганія, причину коихъ находилъ въ неправильной дѣ ятель­ности сердца. Онъ замѣ тно сталъ нервнымъ, молчаливымъ, совсѣ мъ непохожимъ на того о. Николая, какимъ его знали слишкомъ 40 лѣ тъ. Его, очевидно, тяготило развитіе болѣ зни, результатомъ которой явилось сильное физическое и душевное утомленіе. О. протоіерей напрягалъ всю энергію своей воли, чтобы сохранить ясность сознанія, — не поддаться роковому недугу... Такъ было почти два съ половиной года. Въ это время онъ испросилъ милостивое архипастырское соизволеніе на увольненіе его отъ занимаемыхъ имъ административныхъ должностей; сталъ усиленно пользоваться медицинскими средствами; но въ началѣ осени 1899 г. послѣ довалъ второй ударъ, и состояніе его здоровья сдѣ лалось хуже.

Несмотря однако на упадокъ силъ, значительно измѣ ­нившій ему голосъ, о. Николай продолжалъ служить. Нака­нунѣ смерти своей онъ встрѣ тилъ своего прежняго сослуживца по Воскресенской церкви и едва слышно жаловался на боль въ головѣ и какой-то неопредѣ ленный шумъ въ ушахъ, перешедшій затѣ мъ въ окончательную глухоту. Но и ночь онъ провелъ спокойно; всталъ утромъ сравнительно довольно, бодрый; въ теченіе дня даже исправлялъ свои пастырскія обязанности и уже вечеромъ, въ 7-мъ часу вернулся домой послѣ служенія всенощной въ домѣ своего прихожанина; часовъ въ 10 взялъ книгу и съ нею легъ въ кровать; но не прошло и 10 минутъ, какъ уже взволнованнымъ голосомъ позвалъ прислугу, жалуясь на сильное стѣ сненіе горла... Едва она подошла, какъ послышалось хрипѣ ніе, а немного спустя и сердце перестало биться... Приглашенные врачи только удостовѣ рили фактъ смерти. Ясно, что новый ударъ парализовалъ дѣ ятельность сердца, и о. протоіерей тихо скончался...

Рано утромъ 2 ноября соборный благовѣ стъ возвѣ стилъ жителямъ города о смерти о. Николая А. Аниханова. Потянулись одинъ за другимъ его почитатели въ домъ, чтобы поклониться почившему пастырю и за панихидами вознести молитвы объ упокоеніи его доброй души. Всеобщая любовь къ о. протоіерею при жизни его — сказалась и при послѣ днемъ прощаніи съ нимъ. По распоряженію г. предсѣ - дателя Уѣ зднаго Отдѣ ленія Епархіальнаго Училищнаго Совѣ та у смертныхъ останковъ почившаго отслужена была па­нихида священниками — членами Уѣ зднаго Отдѣ ленія въ при­сутствіи полнаго состава Отдѣ ленія и при участіи въ пѣ ніи учениковъ духовнаго училища.

4 ноября, ко времени выноса тѣ ла почившаго, собра­лись все градское духовенство во главѣ съ игуменомъ Житеннаго монастыря Василіемъ, духовныя дѣ ти о. протоіерея, почитатели его, ученики, поставленные шпалерами по пути къ собору, и мн. друг. и, въ преднесеніи св. иконъ и хо­ругвей, проводили многолѣ тняго труженика на нивѣ Христо­вой изъ его дома въ соборный храмъ св. Троицы, чтобы здѣ сь отдать ему послѣ дній свой долгъ.

Послѣ панихиды была отслужена заупокойная утреня, а на другой день о. игуменомъ Житеннаго монастыря совер­шена божественная литургія, при участіи духовника почившаго — о. I. Дюкова, и. д. благочиннаго 1 округа — свящ. о. Г. Дубакина, священниковъ собора: I. Дубакина и I. Ни­котина и Воскресенской церкви свящ. I. Боброва. Послѣ запричастнаго стиха свящ. о. П. Лисицынымъ произнесено было надгробное поученіе, въ которомъ проповѣ дникъ ука­залъ на трудности пастырскаго служенія и соединенныхъ съ нимъ обязанностей и на отношенія къ нимъ почившаго; а въ надгробномъ словѣ, произнесенномъ во время отпѣ ванія свящ. I. Б—мъ, указано на плодотворную дѣ ятельность о. протоіерея на разныхъ поприщахъ его служенія церкви Христовой и обществу, — обрисованъ нравственный облик покойнаго о. Николая и отношенія къ нему соборныхъ прихожанъ и паствы воскресенскаго прихода, — мѣ ста прежняго служенія его. Соборъ былъ переполненъ молящимися; многіе стояли внѣ храма, ожидая возможности поклониться останкамъ умер­шаго о. протоіерея при выносѣ его изъ церкви.

По окончаніи глубокотрогательнаго чина отпѣ ванія свя­щенническаго и послѣ дняго цѣ лованія умершему, гробъ съ смертными останками о. Николая былъ вынесенъ на рукахъ сослуживцевъ и безпредѣ льно любившихъ духовныхъ чадъ его, и, въ преднесеніи запрестольныхъ св. иконъ и хоругвей, вся похоронная процессія направилась кругомъ Троицкаго собора, а затѣ мъ — къ Воскресенской церкви; у западныхъ дверей послѣ дней процессія остановилась. Воскресенская церковь, въ лицѣ ея священнослужителей и прихожанъ, хо­рошо знавшая о. Николая и питавшая къ нему глубокое уваженіе, и здѣ сь воспользовалась случаемъ, чтобы выразить ему свою послѣ днюю глубокую признательность. Двери храма были открыты, и освѣ щенная паникадилами — вся церковь сіяла огнями... Что же значило это праздничное убранство Воскресенскаго храма? — Прежній, горячо любившій воскресен­скую паству и столько же ею любимый пастырь и отецъ возвратился послѣ краткаго своего отшествія, — возвратился къ паствѣ, которой онъ отдалъ 35 лѣ тъ своего служенія, отдалъ, можно сказать — всѣ свои лучшіе годы и силы. Но не для совершенія безкровной жертвы, не для словъ назиданія, благословенiя и утѣ шенія своихъ пасомыхъ возвратился отецъ Николай... Онъ возвратился вновь, чтобы вся жизнь и дѣ ятельность его, всецѣ ло почти прошедшая предъ глазами при­хожанъ этого храма, остались для нихъ всегдашнимъ примѣ ромъ для подражанія, чтобы, взирая (Евр. 13, 7) нынѣ на скончаніе жительства его, подражали вѣ рѣ его, — чтобы эту любовь, которою окружали его при жизни, продлили и по смерти въ своихъ горячихъ молитвахъ о немъ. Вотъ его послѣ дній завѣ тъ, послѣ дняя просьба къ воскресенской паствѣ.

Послѣ литіи, совершенной старшимъ священникомъ Воскресенской церкви о. П. Ильинскимъ, гробъ съ остан­ками любимаго пастыря направился къ мѣ сту вѣ чнаго его упокоенія,

Двухверстный путь отъ церквей, гдѣ служилъ покойный о. Николай, до кладбища былъ совершенно усѣ янъ на­родомъ и представлялъ величественную и трогательную кар­тину: совершенно открытая, прямая Знаменская улица, по которой медленно направлялась процессія, по обѣ стороны покрыта была группами жителей города; у приходскаго учи­лища дѣ ти выступили и стали въ ряды на протяженіи цѣ лаго квартала; впереди почти на всемъ протяженіи и сзади шли почитатели покойнаго о. протоіерея; у западныхъ воротъ Знаменскаго монастыря стояли съ святыми иконами и хо­ругвями сестры обители, вышедшія проводить уважаемаго всѣ ми пастыря церкви, который много разъ за свою жизнь принималъ участіе въ богослуженіи этой обители.

По прибытіи на кладбище, тѣ ло покойнаго о. прот. Николая А. Аниханова опущено въ могилу близъ храма кладбищенской церкви.

Миръ праху твоему, добрый дѣ латель на нивѣ Господней.

Воскресенской церкви свящ. I. Бобровъ.

 


[1] Вдова пот. двор. Пр. Ив. Савіна и мн. др.

[2] Отъ Осташк. купеч. доч. Агр. Г. Тюлевой.

[3] Отъ ц. ст. Ост. к. М. М. Савина.

[4] См. Епарх. Вѣ д. 1891 г. № 19. При поднесеніи наперснаго креста, однимъ изъ прихожанъ, г. Н—мъ былъ прочитанъ слѣ дующій адресъ: «Глу­бокоуважаемый о. протоіерей, Николай Александровичъ! Сегодня исполнилось 35 лѣ тъ со времени посвященія васъ въ санъ іерея, каковое время, за исключеніемъ одного послѣ дняго мѣ сяца, вы всецѣ ло посвятили служе­нію въ нашемъ Воскресенскомъ храмѣ, и примѣ рною ревностью въ испол­неніи пастырскихъ обязанностей, добротою души съ рѣ дкою способностью вселять миролюбіе стяжали въ насъ, прихожанахъ, общую любовь и глу­бокое къ себѣ уваженіе. Въ знакъ нашей признательности мы считаем долгомъ просить васъ — принять на память отъ Воскресенскихъ прихожан вручаемый вамъ при семъ наперсный крестъ съ украшеніями, на что по­слѣ довало и надлежащее разрѣ шеніе Тверского епархіальнаго начальства. Да будетъ этотъ священный подарокъ выраженіемъ самаго искренняго проявленія къ вамъ нашихъ чувствъ и симпатій! Мы увѣ рены, что назначеніе васъ на мѣ сто настоятеля Троицкаго собора есть новое несомнѣ нное дока­зательство признанія за вами высокихъ личныхъ достоинствъ; но тѣ мъ не менѣ е не можемъ скрыть, что даже и при такихъ обстоятельствахъ намъ невыразимо грустно разстаться съ вами, какъ съ наилюбимѣ йшимъ пасты­ремъ нашей Воскресенской церкви». Г. О-въ. 14 авг. 1891 г.

[5] Въ виду общаго воспрещенія Министерствомъ чествованія всякихъ юбилеевъ, г. директоръ народныхъ училищъ, отношеніемъ своимъ отъ 2 янв. 1896 г., предоставилъ право училищу почтить заслуги о. прот. частнымъ семейнымъ образомъ, по личному усмотрѣ нію учит. —инспектора, что было исполнено.

[6] 0. Н. А. А—въ уволенъ отъ службы по разстроенному здоровью, согласно его прошенію — 30 окт. 1895 г.

[7] См. № 20 Тв. Епарх. Вѣ д. 1900 г.

[8] Послужной списокъ прот. Н. А. Аниханова изъ клиров. вѣ д. Осташк. Троицкаго собора.

[9] Въ настоящее время сынъ о. прот. Александръ Н. А—въ, окончившій въ 1892 г. курсъ ученія въ Тверской дух. семинаріи, состоитъ надзирателемъ при инженерн. кондукт. уч. въ г. В. -Волочкѣ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.