![]()
|
|||
МэриПаркерФоллетт (1868-1933)Недооценкачеловеческогофактора, упрощениепредставлений о мотивахчеловеческогоповедения, присущие " классической" школев менеджменте, сталипредметомостройкритики, послужившейоднойизпредпосылоквозникновениявторойосновнойшколы в американскойтеорииуправления – доктрины " человеческихотношений", или " человеческогоповедения". Предметомисследованияданнойшколыявилисьпсихологическиемотивыповедениялюдей в процессепроизводства, " групповыеотношения", " групповыенормы", проблемы " конфликта и сотрудничества", " коммуникационныебарьеры", " неформальнаяорганизация". Возникновениеэтойшколыобычносвязывается с именамиЭлтонаМэйо и ФрицаРотлисбергера. Однаковажнуюроль в формированииэтогонаправлениясыгралитакжеисследованияМэриПаркерФоллет, котораябылаоднимизпервыхтеоретиков, обосновывающихнеобходимостьнаучногоисследованияпсихологическихаспектовуправления. Теорияуправления, доказывалаФоллетт, должнабазироватьсяненаинтуитивныхпредставлениях о природечеловека и мотивахегоповедения, а надостиженияхнаучнойпсихологии. Фоллетоднаизпервыхвыдвигаетидею " участиярабочих в управлении" и ратуетзасозданиеатмосферы " подлиннойобщностиинтересов". Фоллеттнеоставилачеткосформулированнойконцепции, нооначастовыступала с докладами и статьями. Еюбыловысказаномногоценныхмыслей, способствующихразвитиюновогонаправления в менеджменте. Срединихнашлиотражениемногиеположенияшколычеловеческихотношений: необходимостьисследованияпсихологическихаспектовуправления, проблемы «власти» и «авторитета», «интеграцияработающих (чтобылюдиработали «друг с другом»), подлинная «гармонияинтересов» и др. В своихработахонавыражалауверенность в преимуществегрупповыхинтересовперединдивидуальными. Онапридерживаласьточкизрения, в соответствии с которой «истинное «я»- это «я групповое», а «человекнеимеетправвнеобщества, помимообществаиливопрекиобществу». К 20-м гг., когдаколлективизмсмогзримовыразитьсебя в различныхформахсоциализма, подобнаяпозициядляевропейскихполитиковсталаедвалинесамоочевидной. Темнеменее, теоретическиеположенияФоллеттзатрагивалифеномены, которыенерассматривались в литературепоменеджменту. МэриПаркерФоллетт «соединиланаучныйменеджмент, разрабатывавшийсяТейлором и егоучениками, с новойсоциальнойпсихологиейдвадцатыхгодов, вследствиечегоулучшениечеловеческихотношений в производственнойсфересталоосновнымпредметомзаботысовременногоменеджмента». ФоллеттопередилаМэйо и первойсформулировалаидею о том, чторешающеевлияниенаростпроизводительноститрударабочегооказываютнематериальные, а главнымобразомпсихологические и социальныефакторы. В основедоктринычеловеческихотношений, помнениюФоллетт, должнылежатьдостижениянаучнойпсихологии. В своихработахонакритиковалапредшествующиешколызаодностороннийподход к управлению, игнорированиепсихологическихаспектов и развивалаидею «новогоподхода» к процессууправления. Помнениюсторонников «человеческихотношений», производствонесможетдостичьзначительнойэффективности, еслиононебудетсовершенствоватьсоциальнуюорганизациюпредприятия. Инженерныйподходдавноисчерпалсебя. Напервыйпланвыдвигаютсяпроблемычеловеческогоповедения, психологииработников. Поэтомупредметомисследованиястановятсяэтическиенормы и правила, убеждения, мотивыповедения. Насменуконцепции «экономическогочеловека» пришлаконцепция «человекасоциального». Если «экономическийчеловек», продаваясвоюрабочуюсилу, стремитсяполучитьмаксимальнуюматериальнуювыгоду, то «социальныйчеловек» стремится к признанию, самовыражению, получениюдуховноговознаграждения. Фоллеттнеоставилачеткосформулированнойконцепции, нооначастовыступала с докладами и статьями. ПрижизниМэриПаркерФоллеттбылиопубликованытрикниги и двежурнальныестатьи. Через8 летпослесмертиученнойбританскийспециалист в областименеджмента Л. Урвикотредактировал и опубликовалсборниклекций «Dynamic administration: The Collected papers of Mary Parker Follett». Ещёчерез 8 лет, в 1949 году, увиделсветеёсборник «Freedom and Coordination».
|
|||
|