|
|||
Живописец Раннего Возрождения. «Чудо со статиром».
Живописец Раннего Возрождения Великий флорентийский живописец XV в., отец живописи Раннего Возрождения, Томмазоди Джованни ди Симоне Кассаи по прозвищу Мазаччо («увалень»), родился в 1401 г. в семье нотариуса. Несмотря на недолгую жизнь, он оказал сильнейшее влияние на живопись XV в. За столетие между Джотто и Мазаччо не родилось ни одного равного им мастера. Работал в основном во Флоренции. В капелле Бранкаччи во Флоренции Мазаччо исполнил несколько фресок. Самая большая фреска называется «Чудо со статиром». Сюжет взят из Евангелия. Здесь иллюстрируется рассказ о том, как однажды Христа с апостолами остановил таможенный сборщик у ворот города Капернаума и не хотел пропускать до тех пор, пока они не уплатят положенную подать — статир. Тогда Христос послал апостола Петра на озеро, где тот поймал рыбу, достал из нее монету и смог заплатить стражнику. Многофигурная композиция объединяет три разновременных эпизода: 1. В самом центре изображен Иисус в окружении учеников, 2. на сцене слева Петр ловит рыбу и извлекает из нее статир, 3. а справа — он уже вручает монету привратнику. Этот архаический прием, тем не менее, не нарушает новизны, которой отличается фреска, ее жизненно убедительные, чуть грубоватые герои.
Художник сумел средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нем персонажей, группируя их согласно замыслу повествования. Величественные фигуры Христа и апостолов изображены на фоне сурового гористого пейзажа. Их движения естественны, а тела имеют реальные пропорции. Знание анатомии человеческого тела Мазаччо приобрел, работая с натурой и изучая произведения античной скульптуры. Поразительны герои Мазаччо — седобородые старцы, черноволосые мужчины, юноши со свежим деревенским румянцем. Полные величия и достоинства, они являют нам целую галерею крупных и ярких характеров. Исследования современных реставраторов показали, что Мазаччо работал над каждой головой целый день, в то время как пейзажный фон в «Чуде со статиром» написан всего за три дня. Торжественные массивные фигуры персонажей помещены у Мазаччо в реальное окружение. Свет падает из правого верхнего угла. Фигуры объемны, соотнесены по масштабу с окружающим их пейзажем, написанным с учетом световоздушной перспективы. К произведению Мазаччо применимы слова: «Фреска или картина является окном, через которое мы видим мир. »
|
|||
|