|
|||
Церковная скульптура и декор. Архитектор и художник города ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Церковная скульптура и декор Любимец папского двора (ему особенно покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал многие из самых ответственных церковных заказов. Назначенный в 1629 главным архитектором собора Святого Петра, он в 1624-33 возвел под его куполом величественный и динамичный в своей монументальной живописности бронзовый балдахин-киворий над главным алтарем; основу его конструкции составляют спиралевидно изгибающиеся колонны, рождающие эффект непрерывного роста. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628-47) продолжает традицию ренессансного «триумфального» надгробия, придавая ей новое пластическое красноречие. Впав в немилость при папе Иннокентии X и временно удаленный в середине 1640-х от папского двора, он создает вне Ватикана известнейшее свое скульптурное произведение «Экстаз святой Терезы» (1645-52) в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Мистический экстаз святой переходит тут в чувственно-эротическое переживание, камень мрамор обращается в массу изломанных, невесомых форм. Со 2-й половины 1650-х Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов, а также торжественное надгробие папы Александра VII (1671-78). В этих произведениях — при всей их живописной риторике — усиливаются черты углубленного драматизма. Архитектор и художник города Пропаганда католической веры (как главная задача Контрреформации) была неразрывно сопряжена у Бернини с традицией ренессансного гуманизма, то есть с наглядным выражением безграничных возможностей творческого гения человека. То же касается и его архитектуры. Более, чем какой-либо иной мастер, он способствовал сложению новых, барочных, черт в архитектуре «вечного города» — Рима, причем его ансамбли отнюдь не подавляют человека, но, напротив, в чисто ренессансном духе возвышают его, усиливая праздничную авантюрность облика Рима. По его проектам и эскизам были построены пышные фонтаны с живыми, динамичными фигурами, олицетворяющими природные стихии, — фонтаны Тритона (на площади Барберини, 1640) и Четырех рек (на площади Навона, 1647-52), была оформлена площадь перед собором Святого Петра (1656-65), закрепляющая его значение как главного храма католического мира — с грандиозной колоннадой, в плане овалообразующей и как бы по словам самого Бернини «заключающей (зрителя) в объятия», возведена церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), увлекающая мощным, пульсирующим ритмом своих форм, устроена «Королевская лестница» в Ватикане (1663-66), в которой хитроумный перспективный трюк заставляет спускающуюся сверху фигуру выглядеть гораздо выше, чем на самом деле. Приглашенный в 1665 в Париж, к королевскому двору, Бернини выполнил монументальные проекты нового фасада Лувра и в 1671-77 конного памятника Людовику XIV, однако они не получили одобрения короля. Театр Театральное начало, присущее работам Бернини, находило непосредственное выражение и в написанных им пьесах (комедия «Фонтан Треви» и др. ), которые он не только сочинял, но и сам ставил. Он был также выдающимся художником и инженером сцены и придумал целый ряд новых сложных механических устройств, производивших зрелищные эффекты.
|
|||
|