|
|||
1 урок:Русская живопись 60-х годов XIX векаВ1862 г. Совет Академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только её художественные достоинства. Однако «вольности» в стенах Академии просуществовали недолго. Уже на следующий год молодые художники, обучавшиеся последний год, подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты, помимо заданной темы», но получили отказ. Темой выпускной картины был определён «Пир в Валхалле», сюжет из скандинавской мифологии. Кроме строго определённого сюжета, обязательны были и другие правила: заранее известное общее композиционное решение, преувеличенные мимика и жесты персонажей, эффектное написание драпировок. За успешное выполнение картины молодых художников ожидала шестилетняя стажировка в Италии за государственный счёт. Но выпускников мифология, тем более скандинавская, не интересовала. Современность была намного важнее, острее, интереснее. Ведь шло пореформенное десятилетие. В 1861 году с отмены крепостного права начались долгожданные перемены. И молодые художники хотели изображать российскую повседневность, её самые животрепещущие, жгучие проблемы. Цель своей работы они видели не в живописи, а в самой жизни. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют « бунтом четырнадцати». Все четырнадцать выпускников исторического класса не пожелали писать картины на заданную тему и подали прошение о выходе из Академии. «Пир в Валхалле» так и не был написан. Смелость и решительность этого шага трудно переоценить: по-прежнему в России невозможно было считаться художником, не будучи признанным Академией. Выпускники с ней сознательно порвали, но других профессий, а также средств к существованию у них не было. Оказавшись без мастерских и без денег, молодые люди объединились в коммуну – Артель художников, которую возглавил живописец Иван Крамской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг. Артельщики имели общий дом, одежду, пищу, общие деньги и инструменты для работы. Чернышевский в своей теории шёл дальше и отрицал даже семью как союз между двумя людьми. Однако у молодых художников до этого дело не дошло: за два года артельного житья они убедились в невозможности обходиться совершенно без собственности, хотя бы самой малой и бедной, без своего дома с правом на уединение, без личных предпочтений и привычек. Поэтому через два года Артель распалась. А несколько лет спустя по инициативе художника Григория Мясоедова возникло новое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Деятельность Товарищества началась в 1870-х годах. А для 60-х главную роль играло творчество художника Василия Перова (1834–1882). Перов учился в Арзамасской школе живописи, а потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1861–1862 гг. появились одно за другим три жанровых полотна, сделавших Перова самым популярным художником. За картину « Проповедь на селе » Академия художеств присудила ему Большую золотую медаль, которая давала право на заграничную поездку. В этой картине, созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а другой – на задремавшего в кресле помещика, говоря, что всякая власть на земле от Бога; сидящая рядом его молодая супруга слушает не проповедь, а то, что нашёптывает ей на ухо какой-то холёный господин. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорчённо и недоверчиво слушают священника. Картина похожа на рассказ, причём рассказ очень простой, прямолинейный. Богатые безразличные господа и лицемерный священник изображены явно сатирически. Живописных достоинств у картины почти нет, да Перов и не заботится о них. Живопись для него – лишь средство обличения, а как будет написан возмутительный, вопиющий сюжет – его мало волнует. Картина « Сельский крестный ход на Пасхе », вызвавшая у одной части публики негодование, а у другой – восторг, продолжила обличительную линию в творчестве Перова. Из кабака вываливаются пьяные участники крестного хода во главе со священником, и зритель разглядывает фигуру за фигурой. Хмурый пейзаж усиливает ощущение отвратительного пьянства, мрака, грязи, тоски. В картине нет и следа улыбки, юмора, насмешки, какие были в жанровых картинах Федотова, есть лишь предельная серьёзность. На полотне « Чаепитие в Мытищах » разжиревший, самодовольный монах пьёт чай за столиком на свежем воздухе. Он «не замечает» стоящих рядом нищих – босоногого мальчика и солдата, калеку с боевой наградой на старой шинели. Солдата грубо отталкивает от стола прислуга. Все предметы и пейзаж в картине написаны сухо, отчуждённо. Они нужны художнику лишь для того, чтобы как можно нагляднее осудить одну сторону и посочувствовать другой. Воспользовавшись своим правом на пенсионерскую поездку, Перов отправился за границу, однако добрался только до Парижа, отправив оттуда в Академию письмо с просьбой позволить ему вернуться в Россию. Своё желание он мотивировал тем, что не знает пороков и недостатков европейской действительности, а потому и не имеет тем для картин. Писать же что-либо иное, кроме недостатков, он не был настроен. После возвращения в Россию Перов написал самые известные свои картины, наполненные высочайшим трагизмом. Они составляют своеобразную трилогию: это «Проводы покойника», «Тройка» и «Утопленница». Согбенная фигура крестьянской вдовы, героини «Проводов покойника», показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности в пустынном холодном мире. Персонажи картины «Тройка», дети, везут сани с огромной обледенелой бочкой и вызывают ещё большее сострадание у зрителя. Эти дети – ученики мастеровых. Родители отдавали их из деревни в город, в ученье, то есть для обучения какой-то профессии. Но городская жизнь их оказывалась не легче деревенской. Обычно, помимо освоения азов профессии, дети выполняли всю самую тяжёлую и грязную работу по дому, терпели постоянные побои. В «Утопленнице» трагизм доведён до предела: несчастная, не выдержав жизненных тягот, утопилась ночью, бросившись в реку с моста, и новый день начинается уже не для неё. Особенно остро сопоставление лежащей фигуры покойницы и сидящего рядом городового, с трубочкой: он очень устал, вылавливая тело из воды, для него это обычное уголовное «дело». Не столь трагична, однако полна безысходной тоски картина « Последний кабак у заставы». Мы видим заснеженную улицу городской окраины, переходящую за заставой в большую дорогу, двое саней, поставленных случайно, под углом друг к другу, застывшую женскую фигуру. Вероятно, ещё утром выехал хозяин из дому, да задержался в кабаке до самого вечера: зажигаются огни, метёт позёмка, тоскливо лает пёс, женщина часами цепенеет в ожидании мужа. По заказу коллекционера Павла Третьякова Перов, вместе с другими художниками, создал целый ряд портретов деятелей русской культуры. Портреты эти сходны по композиции и сдержанны по цвету. При этом художник стремился как можно точнее передать и внешний облик, и особенности личности героя. Портрет драматурга Александра Николаевича Островского напоминает жанровое полотно. Островский изображён в домашней одежде; он внимательно глядит на зрителя и, кажется, сейчас вступит в разговор. Фёдор Михайлович Достоевский показан иначе. Он внутренне одинок и не склонен к контакту со зрителем. Руки сцеплены у колен, взгляд направлен чуть выше сомкнутых пальцев, но, в сущности, обращён внутрь себя (в этот период писатель работал над романом «Бесы»). В облике Достоевского подчёркнута почти болезненная напряжённость. Вопросы и задания
1. Почему произошёл «бунт четырнадцати»? Чего добивались молодые художники? 4. На каких принципах существовала Артель художников? 5. В чём Василий Перов видел задачу своего искусства? Какими картинами он начинает свой творческий путь? 6. Почему Перов попросил у Академии позволения вернуться из заграничной поездки в Россию гораздо раньше срока? 7. Какие картины составляют трагическую трилогию Перова? 2 урок: Роль и значение организации «Товарищества передвижных художественных выставок» в развитии русской живописи Почти в то же время, когда распалась петербургская Артель, появились московские художники, которым идеи петербуржцев понравились, и они предложили объединиться. Это были выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества, нового художественного учебного заведения, которое сыграет важнейшую роль в развитии русской живописи. Лидером москвичей стал Григорий Мясоедов. Он уже успел хлебнуть нищеты и во время учёбы подрабатывал тем, что раскрашивал в кондитерских пряники. Однако он, конечно, мечтал писать настоящие картины, которые были бы понятны всем и могли что-то изменить в жизни современного ему общества. Во время поездки за границу Мясоедов видел, как художники организуют путешествующие выставки, для посещения которых зрителю не нужно ехать в другой город: выставка сама приедет к нему. По-русски Мясоедов назвал их передвижными. Благодаря таким выставкам увидеть произведения искусства могли не только столичные жители, но и провинциалы. А если темы картин на таких выставках будут злободневными, понятными каждому, то посетителями их станут даже представители простого народа. Вместе московские и петербургские художники разработали для нового общества Устав – правила, по которым собирались действовать. Его главным пунктом было то, что необходимо предоставлять всем жителям России возможность знакомиться с русским искусством. И только после было записано, что следует ещё и помогать художникам продавать их произведения, чтобы поддерживать собственное существование. Так и возникло новое объединение художников Москвы и Петербурга, которое вошло в историю под названием «Товарищество передвижных художественных выставок», а проще – «Товарищество передвижников». Первая передвижная выставка открылась в 1871 году в Петербурге. И что самое удивительное – в залах той самой Академии художеств, которая за несколько лет до этого изгнала четырнадцать непокорных учеников. Время быстро менялось: профессора примирились с бывшими бунтовщиками. Успех выставки был колоссален: только в Петербурге её посетило 11, 5 тысяч человек. Академические выставки никогда не собирали столько публики. Картин тоже продали много. Но по правилам, покупатели не могли получить купленную картину, пока выставка не объедет все запланированные города. Часть вырученных денег художники направляли на организацию новых выставок и покупку материалов, а часть брали себе. И тут появился вопрос: сколько стоит картина, какую цену за неё назначать? Конечно, живописные произведения продавались в России не впервые, но раньше большей частью это были полотна представителей академической живописи. Они предназначались для богатого и знатного покупателя, им суждено было украшать дворцы и богатые особняки. Поэтому и цены у них были соответствующие, высокие. А сколько должна стоить картина, предназначенная для народа? Сначала было решено назначать цену в зависимости от размера, буквально по сантиметрам. Но вскоре выяснилось, что это неудачное решение. Покупатели готовы были платить не за размер, а за само изображение. Причём наибольшей популярностью пользовались сцены из русского быта и пейзажи. Поэтому некоторые картины их авторы повторяли по нескольку раз. И всё же картины передвижников стоили в несколько раз дешевле картин академиков. И это была осознанная позиция молодых мастеров. Передвижники победили, и в русском искусстве появилась новое направление, изображающее жизнь и быт простых людей, их проблемы и горести, а также русский национальный пейзаж. Это вовсе не значит, что Академия признала себя поражённой. Она по-прежнему выступала за главенство большой исторической картины, удовлетворяла потребности состоятельной публики, а также являлась ведущим художественным учебным заведением. Просто её мнение теперь считалось лишь одним из возможных мнений, наряду с которым существуют и другие. Искусство передвижников должно было говорить правду о жизни: это и есть реализм. Быть верным действительности для художника-реалиста означало не только точно воспроизводить подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Поэтому, глядя на картины передвижников, многие узнавали себя, своё окружение, случаи из собственной жизни. Картины заставляли задуматься над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен. С Товариществом передвижных выставок были связаны почти все заметные художники-реалисты. Всего прошло сорок восемь выставок Товарищества (последняя в 1923 г. ). Душой и идеологом объединения был И. Н. Крамской. Он считал, что «только уверенность, что труд художника нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами». Путь Ивана Крамского в искусство характерен для передвижников: он родился в маленьком городе Острогожске в семье мелкого чиновника, закончил четырёхклассное училище, был переписчиком, подмастерьем иконописца, ретушёром у фотографа; наконец приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. В годы учёбы им был написан автопортрет. К зрителю повёрнуто умное и волевое лицо с пристальным взглядом. Здесь нет ничего, что связывалось бы с привычными представлениями о художнике, зато Крамской подчеркнул в собственном облике типичные черты разночинца. Именно так, по воспоминаниям Репина, он и выглядел в то время: «Вместо прекрасного бледного профиля у этого было худое, скуластое лицо и чёрные гладкие волосы вместо каштановых кудрей до плеч, а такая трёпаная, жидкая бородка бывает только у студентов и учителей». Известным Крамского сделала картина «Христос в пустыне», показанная на второй выставке «Товарищества передвижников». В центре безграничной каменистой пустыни под широким светлым небом сидит Христос, пребывающий в одиноком напряжённом, скорбном раздумье. Он готовится выйти к людям для проповеди, поучения и принятия мучительной смерти во искупление их грехов. Для современников полотно читалось как иносказание: образ Христа был символом нравственного подвига, готовности русского интеллигента к жертве во имя людей. Крамской хотел изобразить героя своего времени, совершающего нелёгкий выбор и предчувствующего трагическую развязку. Над картиной художник работал долго: в течение пяти лет его преследовал этот образ. Писал он, говоря его словами, «слезами и кровью». Он хотел создать свой образ Христа, непохожий на другие и запечатлевший тип русского человека. В поисках натурщика для головы Христа он писал и крестьянина, и молодого помещика-охотника, и вообще штудировал, по словам Репина, все мало-мальски подходящие лица. В Ясной Поляне, усадьбе Льва Толстого, Крамской работал над портретом писателя для галереи П. Третьякова. Толстой как раз входил в пору всероссийской, всенародной известности. Иметь в своей коллекции портрет Толстого было давней мечтой Третьякова, но писатель упорно отказывался. И тогда Крамской буквально «добыл» портрет, то есть согласие позировать. Толстой в это время уже издал «Севастопольские рассказы» и роман «Война и мир», писал «Анну Каренину». За месяц Крамской выполнил работу, прославившую его как одного из лучших русских портретистов. Удивительное сходство – не главное достоинство портрета. В нём прочитываются важные свойства личности писателя: глубокий ясный ум, воля, спокойная уверенность. Основное внимание художник уделил лицу (руки не закончены, за свободными складками блузы не ощущается тела). После этого, большей частью по заказу Третьякова, Крамской написал портреты многих выдающихся писателей, учёных, общественных деятелей. По его портретам мы знаем писателей И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Некрасова, художников Ф. Васильева, И. Шишкина, В. Васнецова, И. Репина, А. Куинджи, Н. Ярошенко, самого заказчика коллекционера П. Третьякова. Создавал Крамской и портреты крестьян. Характер Мины Моисеева – крепкого старика с морщинистым лицом и натруженными руками – не поддаётся однозначному определению. В усмешке крестьянина – и ум, и простодушие; весь его облик оставляет ощущение величия: палка в руках кажется посохом, а ветхая одежда ниспадает с плеч, как мантия. Но, возможно, даже больший вклад, чем в живопись, Крамской внёс в организацию передвижных выставок и вообще в художественную жизнь России этого времени. Ныне устройством выставок занимаются кураторы и искусствоведы; пишут о них художественные критики и арт-журналисты; экскурсоводы знакомят с экспозицией посетителей. В то время ни одной из этих специальностей в России не было. Поэтому организовывать выставки, отбирать работы, развешивать, заниматься финансовой стороной, да ещё и писать о них часто приходилось самим художникам. Далеко не все были на это способны. Крамской же был не только отличным организатором и знатоком искусства, но и обладал литературным и публицистическим дарованием и писал статьи, разъясняющие значение живописи передвижников. Он открывал и поддерживал молодые таланты, в частности, рано умершего художника Фёдора Васильева. Крамской открыл Рисовальную школу, которая стала для многих крупнейших художников первой ступенью художественного образования. Так, приехавший из провинции Репин, не сумев сразу поступить в Академию, год осваивал основы мастерства в школе Крамского. Его письма к художникам, особенно начинающим, полны слов ободрения, поддержки; для каждого Крамской находил время, к каждому чувствовал расположение и умело отыскивал именно те выражения, в которых нуждался собеседник.
Вопросы и задания
1. Расскажи, как появилось Товарищество передвижных художественных выставок? Какие цели оно преследовало? 2. Как определялась цена на картины передвижников? 3. Что такое реализм? Когда и где он появился? Что такое критический реализм? 4. Какая картина Крамского принесла ему известность? Сравни образы Христа у А. Иванова и И. Крамского. Чем они различаются и как характеризуют авторов?
|
|||
|