Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лохвицкие



№ 19. – с.

 

(Продолжение. Начало а № 17)

Николай Андреевич описывает альбомы стихов, хранившиеся в доме и принадлежавшие Софье Васильевне, на русском, французском и польском языках. Среди них стихи поэта - поляка Туманского. Воспоминания Нарциса Олизара так же говорят о благородстве души и отзывчивости души супругов Римских-Корсако-вых.

В своем письме вице-губернатору Левашову от 09. 04. 1834 г. Андрей Петрович пишет, что " всячески способствует сохранению спокойствия", прежде всего " посредством гостеприимства". Однако свое положение на Волыни он оценивал как непрочное и просил об увольнении с должности и переводе в Петербург. 13 ноября 1836 г. он был отстранен от должности с пенсией в 1 тысячу рублей: " До императора дошли сведения о его слабости как управителя губернии, докладные Блу-дова Левашову сыграли в этом определенную роль", это те самые " особенные причины". В то же время Левашов пишет: " Римский-Корсаков не подал мне причины быть им недовольным" и далее" ... удаление нахожу незаслуженным".

(Сначала А. П. был уволен без нового назначения и без пенсии. Увольнению предшествовал целый ряд секретных донесений и доносов). В своей тетради Андрей Петрович в это время писал: " Плачу за ошибку ума... некстати изложил правду".

Итак, это документы. Конечно, нам не известно, в чем выражалось сочувствие Андрея Петровича высланным на Волынь после восстания 1830 г. полякам. Только ли это " душевное отношение" и " материальная помощь" или еще что-то, но факт отставки А. П. напрямую связан с поляками. При отставке он был лишен права въезда в Москву и Петербург и " поселился в имении своего отца. Нам известны его свободолюбивые взгляды из таких эпизодов его жизни, как женитьба на женщине " сомнительного" по понятиям того времени происхождения - Софье Васильевне, незаконнорожденной дочери орловского помещика Скарятина и крепостной крестьянки, которую он " взял увозом без согласия родителей" (и то, и другое в  кругах осуждалось! А также его встречи в Ладоге и на Тихвинской почтовой станции (в ту пору он был губернатором Новгорода) с осужденными, следующими в сибирскую ссылку декабристами, передача им денег " на путевые издержки" (600 рублей), о которых декабристы Бесстужев-Марлинский и Якушкин оставили воспоминания. Бестужев-Марлинский писал: " Оказанную услугу свято храню в памяти по сию пору, поскольку ни у меня, ни у моего спутника денег при себе не было". (1826 г. )

В Тихвине в ту пору проживали: Будаевский, Коповский, Виельгорский, Никольский, Передольский. На Богородице-Явленской улице (ныне ул. Римского-Корсакова), где стоял их дом, согласно книгам переписи и документам, имеющимся в Доме-музее, жили: Вальский, Василевский, Покровский, Унковские, Витмер и др. В списках уездных учреждений предводителями Тихвинского дворянства значатся: Унковский-адмирал, коллежский асессор, штабс-ротмистр, штабс-ротмистр Киоф, Штабс-капитан Фок, Швахгейм - возможно, немецкие фамилии.

Гласные Тихвинского земства (видимо заседатели): Дитлов, Гладиус, Тимирев, Швахгейм, Крутицкий, Воскресенский, Рейтер, Левшин, Сущихин, Орем, Михайловский, Луистрем, Михайловский, Пагольский, Кочаловский, Ливенталь.

В Тихвине жили Милютин, Телешов, Комовский, Камчатский, губернатор Лохвицкий.

В Печневе было имение Темирева. Афономами были Кочановскии, Колчинский. Кстати Колчинский и Комовский - лицейские друзья Пушкина.

В Доме-музее Римского-Корсакова есть альбомы Софьи Васильевны на русском языке, рисунок дома на Волыни, план дома адмирала Унковского.

Конечно же, в таком маленьком в ту пору городке, как Тихвин (даже ко времени революции 1917 г. в нем проживало 3 тыс. человек), каждый знал друг друга. Римский-Корсаков знаком по Волынским событиям с видными польскими фамилиями. По всей вероятности, если не все, то многие из перечисленных фамилий являются польскими. Кроме того высланные на тихвинскую водную систему поляки по известным данным (о чем речь позже) первоначально были приведены в Тихвин и длительное время проживали на Фишовой Горе, время столь длительное, что многие успели жениться на Тихвинских девушках. Конечно же, такой общительный человек, как Римский-Крсаков, не мог не общаться с новоявившимися людьми, интеллигентными, возможно, знакомыми с теми, кто знал Римского-Корсакова по Волыни. Никаких сведений об этом не сохранилось, и это только мои предположения. Хотя возможна и другая картина. Вышедший в отставку пожилой к тому времени человек (Ника родился в 1844 г., когда отцу было 60 лет), значит, в 1846-62 годах не считал нужным окончательно портить свою репутацию, общаясь со ссыльными, и, возможно, осуждаемыми за это наслением, поляками.

Впрочем, декабристов на Тихвинской почтовой станции народ всегда встречал с обнаженными головами, желая им счастливого пути, что известно из их воспоминаний.

Известно, что в 30-х годах 19 века в Тихвине был организован кружок интеллигенции во главе с Андреем Петровичем Римским-Корсаковым. Кружок этот устраивал литературно-музыкальные вечера и концерты. О тихвинских вольнодумцах (" Тихвинских пестелях" ) был донос царю.

Поселившись в Тихвине, Андрей Петрович одного за другим освобождает всех своих крепостных крестьян, часть из них работает в его доме в качестве вольнонаемных работников, получая за это определенную плату. Заметим, что это происходит задолго до отмены крепостного права. Известны также факты, где он давал советы, разрешал споры. Следовательно, тихвинцы считали его человеком справедливым. Об этих фактах биографии вспоминает его сын - композитор Николай Андреевич в книге " Летопись моей музыкальной жизни".

Первой учительницей музыки Ники в Тихвине была соседка - старушка по фамилии Унковская, возможно, полячка. И если это так, то рассказы о Польше, об образе жизни поляков не присутствовать здесь не могли.

Повторяю, никаких сведений о контактах в Тихвине Андрея Петровича с поляками не сохранилось. Однако известен интерес композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова к польской теме, использование им польских напевов и мотивов в опере " Пан воевода", написанной на польский сюжет.

Видимо, суммой альбомов Софьи Васильевны, воспоминаний родителей об их общении, образе жизни поляков, если не в Тихвине, то на Волыни, впечатлений, полученных во время кругосветного путешествия на клипере " Алмаз", и явилось появление одного из шедевров композитора - опера " Пан воевода".

 

" Лохвицкие"

Быть грозе! Я это вижу

В терпетании полей,

В тяжком зное полусвета,

В длинном сумраке аллей,

В мощи силы раскаленной

Скрытых облаком лучей,

В поволоке утомленной

Дорогих твоих очей.

                               1897 г.

Эти слова принадлежат Мирре Александровне Лохвицкой, дочери адвоката. Имение Лохвицких располагалось в Галичне. Мирра Александровна прожила 34 года (1869-1905). Стихи Мирры имели большой успех. Ее причисляли к школе Бальмонта, была удостоена Пушкинской премии Академии наук. Три тома составляет издание ее осчинений. О ней можно составить особую беседу. Я же могу добавить, что Лохвицкие также являются потомками поляков, что Лохвицкий Иосиф Владимирович дворянин, был тихвинским городским головой, являлся дядей известных сестер-писательниц. Есть сведения о том, что Лохвицкие жили в Галично, что сестра Мирры Александровна Надежда Александровна по мужу Бучинская (также польская фамилия) была известной писательницей-юмористкой под псевдонимом Теффи, что в Тихвине был дом Лохвицких там, где сейчас располагается медучилище на ул. Мопра. А дом напротив - мужское начальное училище - был подарен городу купцами Пагольскими. Это сведения из " Вестника Новгородского Земства" № 24 за 1903 г. Новгородский голова - купец Лохвицкий был человеком " скорее барской, чем купеческой складки", достаточно развитый и энергичный. Думаю, что тему Лохвицких мы с вами проработаем отдельно. Мне не удалось выяснить, что является первичным, что вторичным: Званы или Званские, Лазаревские или Лазаревичи, Пагольские или Паголда? Думаю, что, скорее, деревни по имени фамилий, а фамилии эти также явно польского происхождения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.