Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Введение. Анализ произведения



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

 

Направление Специальное дефектологическое образование Профиль «Дошкольная дефектология»

 

 

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Анализ педагогического труда Януша Корчака «Как любить ребенка? »

 

 

                                                                               

 

                                                                         Выполнила: Хайруллина М. И.

                                                        студент СОДД 21-14

                                                      Проверила: магистр 

                                                                           педагогических наук

                                               Сандалова Н. Н.

                                       Уфа 2015

Оглавление

Введение. 3

Анализ произведения. 4

Цитаты из произведений. 7

Список литературы.. 9

 

 

 

Введение

Януш Корчак- выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

. Книга «Как любить ребенка» Януша Корчака занимает особое место в мировой педагогике. Это не сухой научный труд, но и не записки дилетанта, не дидактическое наставление, не сборник правил, которым нужно неукоснительно следовать, не праздные мемуары, не художественный вымысел. Это поразительный синтез профессиональных знаний, опыта, наблюдательности, педагогического чутья, литературного таланта и огромной любви к ребенку.

Труд «Как любить ребенка» был опубликован в 1919 году. Над его созданием Корчак работал во время своего пребывания на Украине, где некоторое время провел в столичных детских приютах. «Как любить ребенка» стал одним из первых научно-популярных трудов Корчака.
Воспитательная методика Януша Корчака в первую очередь базировалась на равенстве (ребенка нельзя недооценивать), свободе (ребенка нельзя делать рабом) и любви (ребенка нельзя недолюбливать). Иначе и быть не может! В суровые годы между двух войн, революции, еврейских репрессий, ужасного варшавского гетто только любовь могла спасти будущее поколение.

У педагога не было собственных детей и семьи. Всего себя он посвящал сиротам, ждущим его отеческого совета в Украине, Белоруссии, польских городках и селах и, конечно же, в Варшаве, где находилось его главное детище – приют «Дом сирот». Корчака хватало на всех, любовью дышат строчки его произведений, но это не слепая «сюсюкающая» любовь оголтелой мамаши, это любовь-уважение к маленькому человеку, отважно познающему новый мир.

Анализ произведения

В книге «Как любить ребенка» Януш Корчак прослеживает жизнь маленького человека с момента его появления на свет и до совершеннолетия.

«Все начнется в тот день, когда малыш с силой и отвагой вырвется из материнской утробы в новый мир. Вы будете вместе страдать от боли и вот, наконец, он маленьким сморщенным комочком умостится на вашей груди. Самое простое позади, теперь предстоит задание посложнее – нужно вырастить из этого существа человека».

«Воспитание, – акцентирует автор, – не приятная забава, а работа, в которую нужно вложить все усилия бессонных ночей, капитал тяжелых переживаний и множество размышлений».

Впервые месяцы жизни ребенка нужны внимательность и спокойствие. Ребенок  еще не может защитить себя даже от самых невинных раздражителей окружающего мира. Шелуха от семечки, случайно попавшая на небо ребенка, причинит ему огромные страдания, едва уловимый сквозняк спровоцирует болезнь, а собственная рука, неожиданно вырвавшаяся из пеленки, напугает до слез.

Однако ошибочно, убежден Корчак, следить только за вегетативным развитием младенца, напрочь забывая о психологическом развитии малыша, становлении его личности. «Он ничего не понимает», – легкомысленно отмахиваются родители, не подозревая, что именно в колыбели закладывается фундамент для будущего человека.

А между тем с каждой неделей ребенок становится все больше и взрослее. На его личике уже проявляются эмоции, он узнает голос матери и дарит родным свои первые беззубые улыбки. Зрение и слух малыша становятся острее, постродовой шок прошел, теперь ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Он рассматривает свои ручки, сжимает их в кулачки, хватает погремушку, удаляет ее от глаз, пробует на вкус. «Он не забавляется, раскройте же, черт подери, глаза, и вы заметите в нем усилие воли – он пытается понять»!

Ребенок, как ученый в лаборатории, ищет причинно-следственные связи предметов и явлений. С какой нежностью и любовью он смотрит на свои пинетки, наверняка, приписывая им свое умение стоять, плащ или курточка открывают дорогу в новый мир – на улицу, материнская грудь – источник наслаждения, мягкое одеяло – чудо-экран, что показывает сны.

Скоро малыш овладеет двумя важнейшими навыками – умением ходить и говорить. Многие мамочки дотошно выпытывают у врачей, когда ребенок должен ходить и говорить? Собственно, когда пойдет и заговорит. Все дети разные, не стоит свято верить среднестатистическим показателям.

Януш Корчак упоминает также о воспитании красивых и некрасивых детей. Он пишет, что каждого из них нужно воспитывать по-разному, но главное в обоих случаях – честность со стороны родителей. Маленькому красавчику нужно дать понять, что без других добродетелей его внешность померкнет. Игнорировать его красоту не стоит, ее обязательно отметят другие, и тогда ситуация может выйти из-под вашего контроля. Вы и не заметите, как малыш превратится в самовлюбленного гордеца.

Некрасивого ребенка нельзя кормить иллюзиями о его ангельском совершенстве. Встреча с бестактным внешним миром и жестокостью сверстников станет огромным шоком для ничего не ведающего ребенка.

Эффектная внешность упрощает шествие по жизни, но не является ключом ко всем благам. Есть огромное множество несчастных красавцев и счастливейших уродов.

У ребенка есть права. В числе главных автор выделяет право:

1) на смерть

2) на сегодняшний день

3) быть тем, что он есть

 «Как жалки эти лилипуты в стране великанов! – любовно восклицает автор, зачарованный тем, как малыш пытается справиться с дверной щеколдой, – Голова вечно задрана кверху, чтоб хоть что-нибудь увидеть. Окна где-то высоко, как в тюрьме. Чтобы сесть на стул, нужно быть акробатом».

Нельзя игнорировать вопросы малыша. В одно время они посыпятся градом: Что творится в носу, когда чихаешь? Кем труднее быть, водолазом или моряком? О чем говорят муравьи? Кто шьет ангелам платья? Можно ли из большой рыбы сделать лодку? Почему нельзя смотреть, как собака вскакивает на собаку?

Автор призывает подыскать ответы на детские вопросы.

Большие дети – большие проблемы. Вам еще предстоит пережить школьную адаптацию, домашние задания, искусно скрываемые двойки и замечания в дневнике, первую любовь, переходный возраст, половое созревание, протест юношества.

Корчак считает, что в глазах подросшего ребенка родитель находится во вражеском лагере взрослых. Не имея возможности работать, он вынужден принимать деньги взрослых, как милостыню от врага, и чувствовать  власть над собой. Не напоминайте о его подневольном положении, не опускайтесь до шантажа. Говорите с ребенком на равных, не допускайте снисходительных смешков, назидательного осуждения в отношении проблем, которые волнуют подростка. Вам они, безусловно, покажутся наивными, но для него они представляют первостепенную важность. Имейте уважение к его детским переживаниям, и он не станет платить вам скрытностью и безразличием.

Любите своего ребенка, но не превращайте его в собственность. Он, прежде всего, личность, человек. Ваша задача – создание условий для его развития и становления. Если у вас все получится, он обязательно вспомнит о своем счастливом детстве.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.