Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект урока



 

Цель – обобщить и закрепить знания по разделу «Морфемика».

 

Задачи:  

1) дать представление о лингвистике как науке, имеющей законы;

2) совершенствовать навык морфемного разбора слова;

3) развивать навык осмысленной работы с текстом;

4) способствовать обогащению словарного запаса учащихся, расширению кругозора;

5) развивать у пятиклассников навык участия в коллективной учебно-исследовательской деятельности.

 

Ожидаемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:

• формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

• мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

• воспитание уважительного отношения и интереса к достижениям отечественной науки;

• формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ожидаемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты: получение/закрепление знаний по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова», повторение основной лингвистической терминологии и ключевых понятий.

Ожидаемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

• развитие интереса к познавательной деятельности;

• развитие у учащихся умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и оценивать правильность выполнения учебной задачи;

• развитие навыка анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал для решения учебных и познавательных задач;

• развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

 

 

Этап урока Учитель Учащиеся УУД
Формулировка темы и задач урока через проблемные вопросы Сегодня мы будем заниматься наукой (слайд 1). - С какими науками вы знакомы?   - Как называется наука, занимающаяся изучением языка и речи? Лингвистика, как и другие области научного знания, имеют законы. Мы сегодня попытаемся сформулировать эти законы в области морфемики. Поможет нам в этом предмет, лежащий в «чёрном ящике». Угадайте по лексическому значению слова, что скрывает «чёрный ящик». В ящике находится «научное справочное пособие о разных областях знания, пред-назначенное для широкого круга читателей». Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать морфе-мику и должны будем открыть её законы. Помогать нам в этом будет энциклопедия. Сформулируете вопросы, на которые нам необходимо будет ответить в ходе урока (ключевые слова даны на слайде 2).     - Математика, биоло-гия, география, физика, химия и др. - Лингвистика (языко-знание).   - Это энциклопедия.     - Какие существуют законы морфемики? - Как нам может помочь энциклопедия?     Личностные   Коммуникативные     Регулятивные

Решение первого блока учебных задач и формулировка «I закона морфемики»

Учитель организовывает осмысленное чтение учащимися энциклопеди-ческой статьи об А. С. Попове по рабочему листу. - Текст читаем с карандашом в руке. Что подчёркиваем? - Посмотрите на экран (слайд 3): мы сжали содержание текста, подчёркивая главное. В каких случаях нам пригодится умение находить в тексте главное и сокращать его объём? ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами   - Подчёркиваем главное в каждом абзаце. - Так перерабатывать текст необходимо при подготовке пересказа по любому предмету, при подготовке к изложению на уроках русского языка САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ Познавательные     Регулятивные
- Мы познакомились с биографией выдающегося русского физика. Что изучает физика как наука? - У единиц языка тоже есть определённые свойства. Так, слова в языке бывают изменяемыми и неизменяемыми.   Как неизменяемость слова влияет на его строение? - Устно заполните сегменты схемы (слайд 4).   - Заполните пропуски в формулировке «I Закона морфемики» на рабочем листе. - Физика – наука о свойствах тел (массе, объёме, температуре и т. д. )   Изменяемые слова (существ., прилаг., глаголы) имеют окончание; неизменяемые (наречия, служебные части речи, некоторые существительные и прилагательные) окончания не имеют. Запись «I Закона морфемики» на рабочем листе. Личностные Коммуникативные   Регулятивные    
- Выполните упражнение, расположив слова в колонках таблицы. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОПРОВЕРКИ   ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ   ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 5 ПРЕЗЕНТАЦИИ   САМОКОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ Регулятивные

Решение второго блока учебных задач и формулировка «II закона морфемики»

 

 

ФИЗМИНУТКА

- Устно составьте связный текст о Д. Менделееве для энциклопедии (слайд 6). ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами - Что изучает химия? (на слайде молекула глюкозы)   - Из каких структурных элементов состоит слово? Как называются эти элементы?     - В каком термине нет называемой им морфемы?     - Если бы мы изобразили слово так, как изображают атом, какую морфему мы бы сделали ядром слова?   ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ   САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ   - Химия изучает вещества, их свойства и состав. - Слово состоит из морфем: приставки, корня, суффикса, окончания, основы (слайд 7).   - В слове «суффикс» нет суффикса.   - Корень. Личностные Коммуникативные
На экране последовательно будут появляться слова (слайд 8). Если слова однокоренные по отношению к первому слову   в столбце, нужно хлопнуть. Если слова не являются однокоренными, нужно топнуть. Учащиеся выполняют упражнение Регулятивные
- Разберите слова по составу (слайд 9)   ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами   - Заполните пропуски в формулировке II закона. 1 ученик у доски выполняет разбор слов   ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ КЛАССОМ   САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ Запись «II Закона морфемики» на рабочем листе. Регулятивные

Решение третьего блока учебных задач и формулировка «III закона морфемики»

 

 

- В энциклопедиях часто бывает представлена не только текстовая информация. - Перед вами таблица                     (слайд 10). Как бы вы озаглавили колонки?   - Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учёный?     - А ещё учёный должен много знать и интересоваться трудами своих предшественников. Я вас хочу познакомить                      с трудом выдающегося лингвиста А. Н. Тихонова – «Школьным словообразо-вательным словарём русского языка», книгой, которая будет полезна любому человеку, изучающему морфемику.   По материалам этого словаря я составила упражнение.   Работа с табличной информацией.     - Изобретатели и изобретения.   - Трудолюбие, любозна-тельность, умение в заурядном видеть необычное и т. д.   Познавательные     Личностные
- Из предложенных в таблице морфем составьте как можно больше слов с корнем -УМ-. Выполняем упражнение в парах. - Сравните результаты работы с данными словаря (на слайде 11) ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами РАБОТА В ПАРАХ   САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ   Регулятивные
Заполните пропуски в формулировке «III Закона морфемики» на рабочем листе. Запись «III Закона морфемики» на рабочем листе. Регулятивные
Подведение итогов урока   Домашнее задание - Какие законы мы сформулировали? - Чем закон отличается от правила? Почему правила разбора по составу мы назвали законами? - Что нового позволила узнать энциклопедия?     Это поможет вам, ребята, сделать в жизни свои небольшие открытия, и мы, надеюсь, прочитаем о вас на страницах энциклопедий (слайд 12).   А чтобы у вас были успехи в области лингвистики, я попрошу вас дома выполнить несколько заданий олимпиадного характера.   А сейчас сложите все баллы, которые вы выставляли себе за выполнение заданий в ходе урока. На числовой прямой отметьте получившийся результат (слайд 13). Он позволит мне понять, насколько хорошо каждый из вас усвоил материал.    Спасибо за урок!     - Закон нельзя нарушать.     - Мы узнали много нового о выдающихся русских учёных, посмотрели на лингвистику с позиций других наук   САМООЦЕНКА Личностные     Регулятивные

 

Источники:

1. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка (пособие для учащихся). – М.: Просвещение – 2007.

2. https: //ru. wikipedia. org



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.