Конспект урока
Цель – обобщить и закрепить знания по разделу «Морфемика».
Задачи:
1) дать представление о лингвистике как науке, имеющей законы;
2) совершенствовать навык морфемного разбора слова;
3) развивать навык осмысленной работы с текстом;
4) способствовать обогащению словарного запаса учащихся, расширению кругозора;
5) развивать у пятиклассников навык участия в коллективной учебно-исследовательской деятельности.
Ожидаемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:
• формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
• мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
• воспитание уважительного отношения и интереса к достижениям отечественной науки;
• формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ожидаемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты: получение/закрепление знаний по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова», повторение основной лингвистической терминологии и ключевых понятий.
Ожидаемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:
• развитие интереса к познавательной деятельности;
• развитие у учащихся умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• развитие навыка анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал для решения учебных и познавательных задач;
• развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Этап урока
| Учитель
| Учащиеся
| УУД
| Формулировка темы и задач урока через проблемные вопросы
| Сегодня мы будем заниматься наукой (слайд 1).
- С какими науками вы знакомы?
- Как называется наука, занимающаяся изучением языка и речи?
Лингвистика, как и другие области научного знания, имеют законы. Мы сегодня попытаемся сформулировать эти законы в области морфемики.
Поможет нам в этом предмет, лежащий в «чёрном ящике».
Угадайте по лексическому значению слова, что скрывает «чёрный ящик».
В ящике находится «научное справочное пособие о разных областях знания, пред-назначенное для широкого круга читателей».
Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать морфе-мику и должны будем открыть её законы. Помогать нам в этом будет энциклопедия. Сформулируете вопросы, на которые нам необходимо будет ответить в ходе урока (ключевые слова даны на слайде 2).
|
- Математика, биоло-гия, география, физика, химия и др.
- Лингвистика (языко-знание).
- Это энциклопедия.
- Какие существуют законы морфемики?
- Как нам может помочь энциклопедия?
| Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
| Решение первого блока учебных задач и формулировка «I закона морфемики»
| Учитель организовывает осмысленное чтение учащимися энциклопеди-ческой статьи об А. С. Попове по рабочему листу.
- Текст читаем с карандашом в руке. Что подчёркиваем?
- Посмотрите на экран (слайд 3): мы сжали содержание текста, подчёркивая главное. В каких случаях нам пригодится умение находить в тексте главное и сокращать его объём?
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
3-4-5 баллами
|
- Подчёркиваем главное в каждом абзаце.
- Так перерабатывать текст необходимо при подготовке пересказа по любому предмету, при подготовке к изложению на уроках русского языка
САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ
| Познавательные
Регулятивные
| - Мы познакомились с биографией выдающегося русского физика. Что изучает физика как наука?
- У единиц языка тоже есть определённые свойства. Так, слова в языке бывают изменяемыми и неизменяемыми.
Как неизменяемость слова влияет на его строение?
- Устно заполните сегменты схемы (слайд 4).
- Заполните пропуски в формулировке «I Закона морфемики» на рабочем листе.
| - Физика – наука о свойствах тел (массе, объёме, температуре и т. д. )
Изменяемые слова (существ., прилаг., глаголы) имеют окончание; неизменяемые (наречия, служебные части речи, некоторые существительные и прилагательные) окончания не имеют.
Запись «I Закона морфемики» на рабочем листе.
| Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
| - Выполните упражнение, расположив слова в колонках таблицы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОПРОВЕРКИ
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
3-4-5 баллами
| ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 5 ПРЕЗЕНТАЦИИ
САМОКОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ
| Регулятивные
| Решение второго блока учебных задач и формулировка «II закона морфемики»
ФИЗМИНУТКА
| - Устно составьте связный текст о Д. Менделееве для энциклопедии (слайд 6).
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
3-4-5 баллами
- Что изучает химия? (на слайде молекула глюкозы)
- Из каких структурных элементов состоит слово? Как называются эти элементы?
- В каком термине нет называемой им морфемы?
- Если бы мы изобразили слово так, как изображают атом, какую морфему мы бы сделали ядром слова?
| ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ
САМООЦЕНКА И
ЗАПИСЬ БАЛЛОВ
- Химия изучает вещества, их свойства и состав.
- Слово состоит из морфем: приставки, корня, суффикса, окончания, основы (слайд 7).
- В слове «суффикс» нет суффикса.
- Корень.
| Личностные
Коммуникативные
| На экране последовательно будут появляться слова (слайд 8).
Если слова однокоренные по отношению к первому слову в столбце, нужно хлопнуть.
Если слова не являются однокоренными, нужно топнуть.
| Учащиеся выполняют упражнение
| Регулятивные
| - Разберите слова по составу (слайд 9)
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
3-4-5 баллами
- Заполните пропуски в формулировке II закона.
| 1 ученик у доски выполняет разбор слов
ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ КЛАССОМ
САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И
ЗАПИСЬ БАЛЛОВ
Запись «II Закона морфемики» на рабочем листе.
| Регулятивные
| Решение третьего блока учебных задач и формулировка «III закона морфемики»
| - В энциклопедиях часто бывает представлена не только текстовая информация.
- Перед вами таблица (слайд 10). Как бы вы озаглавили колонки?
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учёный?
- А ещё учёный должен много знать и интересоваться трудами своих предшественников.
Я вас хочу познакомить с трудом выдающегося лингвиста А. Н. Тихонова – «Школьным словообразо-вательным словарём русского языка», книгой, которая будет полезна любому человеку, изучающему морфемику.
По материалам этого словаря я составила упражнение.
| Работа с табличной информацией.
- Изобретатели и изобретения.
- Трудолюбие, любозна-тельность, умение в заурядном видеть необычное и т. д.
| Познавательные
Личностные
| - Из предложенных в таблице морфем составьте как можно больше слов с корнем -УМ-. Выполняем упражнение в парах.
- Сравните результаты работы с данными словаря (на слайде 11)
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
3-4-5 баллами
| РАБОТА В ПАРАХ
САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И
ЗАПИСЬ БАЛЛОВ
| Регулятивные
| Заполните пропуски в формулировке «III Закона морфемики» на рабочем листе.
| Запись «III Закона морфемики» на рабочем листе.
| Регулятивные
| Подведение итогов урока
Домашнее задание
| - Какие законы мы сформулировали?
- Чем закон отличается от правила? Почему правила разбора по составу мы назвали законами?
- Что нового позволила узнать энциклопедия?
Это поможет вам, ребята, сделать в жизни свои небольшие открытия, и мы, надеюсь, прочитаем о вас на страницах энциклопедий (слайд 12).
А чтобы у вас были успехи в области лингвистики, я попрошу вас дома выполнить несколько заданий олимпиадного характера.
А сейчас сложите все баллы, которые вы выставляли себе за выполнение заданий в ходе урока. На числовой прямой отметьте получившийся результат (слайд 13). Он позволит мне понять, насколько хорошо каждый из вас усвоил материал.
Спасибо за урок!
|
- Закон нельзя нарушать.
- Мы узнали много нового о выдающихся русских учёных, посмотрели на лингвистику с позиций других наук
САМООЦЕНКА
| Личностные
Регулятивные
|
Источники:
1. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка (пособие для учащихся). – М.: Просвещение – 2007.
2. https: //ru. wikipedia. org
|