Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О ПОЧИТАНИИ. ВОСКРЕСНОГО ДНЯ. И ПРАЗДНИКОВ



 

 

О ПОЧИТАНИИ

ВОСКРЕСНОГО ДНЯ

 

И ПРАЗДНИКОВ

 

 

Священник Николай Успенский

 

Перепечатано с издания Общества содействия православному просвещению " Изограф"

 

 

Москва, 2013

О ЧЕТВЕРТОЙ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЯ

(из Закона Божия)

 

4. ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНЫЙ, ЕЖЕ СВЯТИТИ ЕГО: ШЕСТЬ ДНЕЙ ДЕЛАЙ И СОТВОРИШИ В НИХ ВСЯ ДЕЛА ТВОЯ, В ДЕНЬ ЖЕ СЕДЬМЫЙ, СУББОТА, ГОСПОДУ БОГУ ТВОЕМУ.

 

Помни день субботний, чтобы святить его (т. е. проводить его свято): шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела твои, а день седьмой - день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.

 

Четвертою Заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван; а седьмой день посвящать на служение Богу, на святые и угодные Ему дела.

Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение Священного Писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.

В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели - суббота (что по древне-еврейски значит «покой») - в воспоминание творения Господом Богом мира («в седьмой день Бог почил от дел творения») В Новом же Завете, со времени св. апостолов, стал праздноваться первый день недели, Воскресный - в воспоминание Воскресения Христова.

Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только воскресный день, но и другие праздники и посты, установленные Церковью, как и в Ветхом Завете под именем субботы разумелись и другие праздники (праздник Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др. ).

Самым главным христианским праздником является «праздников Праздник и Торжество из торжеств» - Светлое Воскресение Христово, называемое Святою Пасхою, которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта (4 апреля н/с), до 25 апреля (8 мая н/с).

Затем следуют великие, так называемые двунадесятые праздники, установленные в честь и славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии:

1. Рождество Пресвятой Богородицы - 8 сентября (21 сент. н/с).

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря н/с).

3. Благовещение, т. е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Неё Сына Божия - 25 марта (7 апреля н/с).

4. Рождество Христово - 25 декабря (7 января н/с).

5. Сретение Господне - 2 февраля (15 февр. н/с).

6. Крещение Господне (Богоявление) - 6 января (19 янв. н/с).

7. Преображение Господне - 6 августа (19 авг. н/с).

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - в последнее воскресенье перед Пасхою.

9. Вознесение Господне - в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Пятидесятница), или день Святой Троицы - в пятидесятый день после Пасхи.

11. Воздвижение Креста Господня - 14 сентября (27 сент. н/с)

12. Успение Божией Матери - 15 августа (28 авг. н/с)

Из других праздников наиболее чтимые:

Обрезание Господне (Новый год ст. ст. ) -  1 января (14 янв. н/с).

Покров Божией Матери - 1 октября (14 окт. н/с).

Иконы Казанской Божией Матери -- 22 октября (4 ноября н/с).

Рождество Иоанна Крестителя - 24 Июня (7 \юля).

Усекновение главы Иоанна Крестителя - 29 августа (11 сент. н/с).

Св. Перв. Апостолов Петра и Павла - 29 Июня (12 Июля н/с).

Св. Апостола Иоанна Богослова - 8 мая (21 мая н/с) и 26 сентября 9 октября н/с).

Св. Чудотворца Николая - 9 мая (22 мая н/с) и 6 дек. (19 дек. н/с).

Нарушают четвертую заповедь как те, кто ленятся и в будничные шесть дней не работают, так и те, кто работают в праздник.

Не меньше нарушают ее и те, которые, хотя и прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах, играх и предаются разгулу и пьянству, не думая о том, чтобы послужить Богу. Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть у всенощной, а утром - за Литургией. У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная, и отдавать это время танцам или другим развлечениям, значит - издеваться над праздником.

 

В ПРАЗДНИКИ РАБОТАТЬ ГРЕХ

 

В августе 1860 года был случай, в котором до очевидности ясно вразумление Божие виновному в нарушении праздничного дня.

Крестьянин Н., привыкший праздники Господни проводить не в храме Божием и благочестивых занятиях, приличных святым дням, а в работе или безсмысленной праздности, 6 августа, в день Преображения Господня, непременно хотел дожать с домашними начатое накануне ржаное поле. На возражение жены, намеревавшейся сходить в церковь, он отвечал с запальчивостью: «Пусть попы молятся. Нам некогда, благо погода хорошая. Не пошлет Бог золотой дождь, коли будешь лежать на боку да прогуливаться! » Бедный Н. не разумел, что всякое даяние благо, и всякий дар, как душевный, так и вещественный, свыше ниспосылается от отца святых, и что только при благословении Божием успевает всякое дело.

Позавтракав, Н. вышел на поле с женой, дочерью и двумя сыновьями в самый час Св. Литургии. Часа через три с южной стороны засинело, и Н. из выжатого хлеба поставил два суслона (кучи). Вскоре образовалось мрачное облако, а грозные перекаты грома становились сильнее и сильнее.

Туча быстро налетела, жгучая струя молнии, при оглушительном ударе грома, рассекла ее, ударилась вниз, и два новопоставленных суслона в мгновение были разметаны в прах. Н. только что отошел от них...

Семейство Н. попадало, отделавшись, впрочем, одним испугом, а сам он каким-то чудом устоял, но более часа после этого страшного события был нем и в положении обезумевшего. Наконец он пришел в себя и приказал, но не повелительным тоном, как прежде, а тихим голосом, как уличенный на месте преступник, вести себя и идти всем домой. Скажут, это одно из обыкновенных явлений борьбы стихий? Но Кто правит стихиями, всем миром? А понятно всякому, у кого есть разум, что Высочайший правитель мира во всем действует по премудрым целям и намерениям, что у Него все власы наши изочтены, что цветок полевой не вянет, воробей не падает без Его воли (Лк., 12, 24-27). Равно и губительные молнии идут путями, Им предначертанными и предназначенными (Иов., 38, 23-33).

Не бывает несчастья во граде и ни в каком другом месте, которое бы не было послано Господом (Амос., 36).

На первых порах и соседи Н. признали в этом событии перст Божий, и сам он сознал безумными речи, которые дерзнул произносить утром, и, раскаиваясь в своем безумии и дерзости, благословил Бога за милость и пощаду, ему самому оказанную.

Но долго ли будут помнить это событие соседи Н., долго ли сам он сохранит благоговейные чувства, кои возбудило в нем грозное явление, допущенное Богом для его вразумления?

Желательно, чтобы подобные вещи как можно дольше не забывались и держали нас в благоговейном трепете пред могуществом Вышняго.

В доказательство того, как небезопасно нарушать святость дней праздничных, приведу еще один пример.

Я знаю в городе В. семейство честное, скромное, трудолюбивое, состоящее из мужа и жены, еще во всей поре лет, трех дочерей взрослых и мальчика лет тринадцати.

Все члены этого образцового по честности, благонравию, домашнему миру и согласию семейства трудятся очень много, работают каждый по своей части без устали и, к сожалению, не разбирая праздников Господних.

К ним никак нельзя подвести пословицу «Не умеешь шить золотом, так бей молотом». Нет, здесь превосходно шьют и золотом, и серебром, и чем угодно, но хозяйство не спорится и богатство не копится.

Много раз увещевал я их хранить Заповедь Господню освящения праздников и всегда получал от хозяйки ответ на такой лад: «Да как же будут приходить к нам деньги, если не будем приобретать их трудом, если станем сидеть, сложа руки? Вот теперь и трудимся до поту (надо сказать правду - с немалым ущербом и здоровью), а едва держимся. Девицам бедным не можем скопить на приданое, хоть сколько-нибудь. Что же будет тогда, когда, по вашему, десятки дней будем праздновать? »

Бедная женщина никак не могла понять (как не хотят понимать весьма многие), что Небесный Домовладыка имеет в руках тысячи средств к обеспечению рабов Своих.

Таким образом, муж её, человек добрый и честный, хороший мастеровой, отчего-то всегда очень много теряет в своем промысле, дочери, девицы скромные и безукоризненные по поведению, мастерицы по многим рукоделиям, при усиленных трудах не могут скопить себе на приданое столько, чтобы прилично выйти замуж, а годы идут, идут... Таковых примеров много, но, к сожалению, не все вразумляются ими. Многие жалуются на худые времена, на неуспех в делах, несмотря ни на какие с их стороны старания. А многие ли спросят себя: верны ли мы Богу, без благословения Которого никакое дело не может быть благоуспешным?

В Н-ском уезде есть два смежных селения, в которых храмовые праздники посвящены Успению Божией Матери. Но чтобы угождение маммоне не потерпело лишения, прихожане одной из этих церквей празднование Успения перенесли на 26 августа, в которое Св. Церковь празднует Сретение иконы Владимирской Божией Матери. Таким образом, в одном из этих приходов пива варились к 15 августа, а в другом к 26 августа, и досужие люди бражничали сначала в одном, а потом в другом селе. маммона изобретательна...

В 1857 году жившая в приходе той церкви, в которой Успение вместо 15 августа праздновали 26-го, одна женщина вышла в Успеньев день с раннего утра на поле жать яровое и проходившим мимо нее в соседнее село к обедне крестьянкам, приглашавшим ее оставить работу в праздник и идти в церковь, отвечала с укоризной и видимым неудовольствием: «Идите, празднуйте, а я себе пожну. Праздники да праздники, пиво да брага, плохой запас впрок». Господь знает, что было на уме и сердце бедной женщины, только видно неугодное Ему, потому что конец выпал ей очень недобрый. Она была найдена в поле мертвой с серпом в одной и полною горстью ячменя в другой руке. Руки так крепко были стиснуты, что из правой серп кое-как вынули, а левую принуждены были оставить с сжатой в ней горстью ячменя, как бы во свидетельство неуважения к св. праздникам на день Всемирного Суда и во обличение её неверия в благость и промышление Божие о нас.

В приходе Котинской Иннокентиевской церкви схоронили одного прихожанина - крестьянина. 15 августа 1881 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, и в следующий день воскресный, который был вместе и днем праздника в честь Нерукотворного Образа, этот крестьянин молотил хлеб, то есть, не боясь Господа, в оба эти великие дни работал. 17 числа отправился на поле сеять хлеб, тот самый хлеб, который молотил. Отправился здоровым, а к полудню привезли его домой больного, едва живого. Пригласили священника напутствовать его, а на другой день был приглашен и лекарский помощник. Как ни бились, как ни хлопотали семейные болящего, больной умер. Да, умер преждевременно, оставив старика 80 лет, сестру 50 лет - болезненную, не владеющую одной рукой, жену и двух малых детей. Следовательно, остались пять сирот, из коих ни один не способен к труду, чтобы зарабатывать насущный хлеб. Помоложе и способнее к труду из этих пяти человек - жена умершего, но она не в состоянии поить и кормить других четырех человек.

Сколько теперь предстоит горя осиротевшему семейству... Сколько было воплей и рыданий над гробом умершего... Невольно слеза катилась из глаз при виде старика 80 лет, хоронившего своего сына - опору старости. Грустное впечатление можно было заметить на всех присутствующих. Но старик стоял не один около гроба. Тут кроме старика были еще четыре человека - двое малолетних детей, сестра-калека и жена усопшего.

Судьба, постигшая нашего прихожанина, да послужит назиданием другим и предостережением от подобного непочитания праздников Божиих.

«Сидела я однажды утром в большой праздник у окна, - говорила одна почтенная дама, - и увидела знакомого мне господина, ехавшего верхом мимо нашего дома.

- Куда вы так рано? - спрашиваю его.

- На охоту! - отвечает.

- В такой великий праздник и так рано? Еще не было поздней обедни!

- У нас все праздники! - говорит он с ироническою улыбкой. - Посмотрите в календарь, там каждый день праздник!

С такими словами поехал далее, усмехнувшись.

Не прошло и полчаса, как слуга, ехавший за ним, скачет опрометью назад.

- Что случилось? - спрашиваю я его.

- Барин упал в ров! - слышу ответ.

В самом деле, оказалось, что господин, с которым я недавно говорила, спускаясь с горы, упал с лошадью в глубокий ров и был ею задавлен. Не явное ли это наказание Божие за непочитание святости дня Господня? »

И в житиях святых есть примеры тому.

Некая бедная женщина в праздник святителя и чудотворца Николая, глубоко почитаемый всеми православными, во время обедни работала в своей хижине, когда все добрые христиане молились в церкви. Нельзя думать, что бедная женщина не знала четвертой заповеди, но, вероятно, пренебрегала исполнением её, предпочитая заботу о временной и телесной заботе о вечном и душевном, да видно мало полагалась и на Божие об нас промышление. За то и постигло ее наказание Божие. Во время занятия её вдруг явились к ней св. страстотерпцы Борис и Глеб и грозно сказали: «Зачем работаешь в праздник святителя Николая? Разве не знаешь, как гневается Господь на тех, которые не чтут св. угодников Его? » Женщина обмерла от страха и через несколько времени, придя в чувство, увидела себя лежащей среди внезапно распавшейся хижины. Таким образом, бедность её увеличилась бездомностью и тяжкой болезнью, которая продолжалась целый месяц. Но и этим наказание её не ограничилось. В болезни у нее усохла рука, которая три года была неисцелима и не давала ей приняться за работу. Молва о чудесах, совершающихся при мощах св. Бориса и Глеба, воодушевила ее надеждой на исцеление. Приняв твердое намерение не работать в праздники, она пошла к чудотворным мощам и получила исцеление.

В близком соседстве жили двое портных, хорошо знакомых друг с другом. Один из них имел большое семейство - жену, детей, престарелого отца и мать и был благочестив, ходил ежедневно к Божественной службе, веруя, что после усердной молитвы всякая работа пойдет успешнее. В праздник он никогда не принимался за работу. И действительно труды его всегда хорошо были вознаграждаемы, хотя он и не славился искусством в своем ремесле. Он жил не только достаточно, но имел еще избыток. Между тем другой портной не имел семейства, был очень искусен в своем деле, трудился гораздо больше своего соседа, сидел за работой и в воскресные, и в другие праздничные дни. И в часы праздничного Богослужения сидел за своим шитьем, так что про церковь Божию у него и помину не было, однако же труды его не были успешны и едва-едва доставляли ему хлеб насущный.

Однажды, побуждаемый завистью, второй портной говорит благочестивому своему соседу: «Как это ты обогатился от своих трудов, тогда как и меньше трудишься, и семейство имеешь больше, чем я? Мне это непонятно и даже подозрительно! »...

Добрый портной знал о неблагочестии своего соседа, и, жалея о нем, решил воспользоваться настоящим случаем для его вразумления. «Я хожу каждый день в церковь, - сказал он своему соседу, - и каждый день нахожу там какую либо значительную монету, золотую или серебренную. Но я не завистлив, готов поделиться с тобой тем, что найду, если ты согласен ходить со мной в церковь».

И стали они вдвоем ходить в церковь. Божественная служба полюбилась невольному посетителю храма Божия. Он, увлекаемый примером доброго соседа, мало-помалу привыкал к молитве и до того разгорелся усердием к общественному Богослужению, что уже не принимался за свою работу прежде церковной молитвы. По времени Господь благословил успехом и его труды. Увидев счастливую перемену в своем соседе, сказал ему благочестивый портной: «Теперь ты на себе испытал, что не ложно Слово Божие: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам! Вот то сокровище, которым я желал поделиться с тобой.

В селе Березовское с моим прихожанином Василием Метелевым, крестьянином Шишкинской волости деревни Чечеринской, отстоящей от села в 7 верстах, случилось следующее поучительное событие. 30 ноября 1878 года я был приглашен для напутствования Василия Метелева в его дом, где соседи и домашние хлопотали над ним. Когда я спросил, что с ним случилось, он ответил так: «Меня постигло несчастье Божие за то, что я занимаюсь деланием гармоник в воскресные и праздничные дни. В это время я сам не хожу в церковь к обедне, да и других отвлекаю, так как тогда из разных селений собирается ко мне много молодежи для заказа и поправки испорченных гармоник».

К этому он прибавил: «Три дня назад видел я вот какой замечательный сон. Будто я прохожу по своей деревне, играя на гармонике, под такт которой припеваю и приплясываю, навстречу мне идут два средних лет мужа (едва ли это не местночтимые св. безсребренники и чудотворцы Косьма и Дамиан, память которых все прихожане торжественно празднуют 1 ноября) в хороших священнических ризах. Проходя мимо, я не поклонился им и не остановился играть. Один из них очень похож на тебя, батюшка, и под ризой у него подрясник, такой же цветом, как теперь на тебе. Он обернулся ко мне, погрозил пальцем и гневно сказал: «За то, что ты постоянно играешь и делаешь гармоники в воскресные и праздничные дни и не приходишь в церковь, через три дня в малой избе вашей случится с тобою несчастье». После этих слов я пал на колени, перекрестился и сказал ему: «Отселе я даю обещание не только никогда не делать гармоник, но и не играть на них». Тотчас после сего в ужасе проснулся от такого страшного сна и рассказал его сперва жене, а потом и матери. Вот сегодня точно исполнилось три дня со времени того самого сна, и, когда с вечера я лег спать в этой малой избе, вдруг у меня начало корчить пальцы один за другим, сначала на правой руке, потом на левой, сильно пригибало их к ладоням. Потом и всего меня стало гнуть так, что я сделался без ума. Домашние и соседи отливали меня водой во все время, пока ездили за вами, батюшка. Если же Господь исправит меня, то даю вам обещание не только никогда не играть, не плясать и не петь под гармоники, но даже никогда и не делать оных».

После того он вскоре выздоровел и обет свой выполняет в точности. В настоящее время Метелев занимается сапожным мастерством...

Крестьянин этот человек грамотный, не пил и не пьет никаких хмельных напитков.

В храмовый праздник, летом, приходит в дом крестьянина священник, по обычаю, с Животворящим Крестом. Хозяйка приняла его и сказала, что муж её работает в огороде. Окончив пение, священник вышел из дома и на пороге, встретившись с хозяином, стал по обязанности вразумлять его.

«Не стыдно ли тебе? - спрашивает. - Ныне у нас такой большой праздник, мы приходим со святой водой и Животворящим Крестом, чтобы освятить твой дом, семейство и помолиться, чтобы Господь благословил твои дела и дал тебе счастье, а ты и знать не хочешь. Тебе надлежало бы встретить и принять, как следует христианину, если не меня, так Животворящий Крест, и помолиться вместе с нами, а ты в такой праздник, не исполнив христианского долга, вздумал работать! Это грех». Крестьянин вместо того, чтобы извиниться и раскаяться в своей невнимательности к посещению священника, обиделся его замечанием и возразил: «Да если на все ваши праздники смотреть, так и работать некогда будет. Поля не уберешь да без хлеба насидишься». «Бога ты не боишься, -сказал ему священник. - Разве мало у вас рабочих дней? И много ли праздников, чтобы тебе прийти в храм Божий помолиться Богу да возблагодарить Его за Его к нам милость и, как следует истинному христианину, поразмыслить о своей душе! Ведь и о ней нужно позаботиться, не все хлопотать о маммоне да о маммоне. А ты о душе-то забываешь в те дни, которые для того и назначены, чтобы заняться ею. Притом же знай, что успех всякой твоей работы зависит от Бога, поэтому ты должен благодарить Его за то, что Он дает тебе всего довольно, и помолиться, чтобы и впредь не оставил тебя. Ты думаешь, что, презревши праздники Господни, будешь работать только для своей маммоны. Не будет дело спориться, когда ты идешь против Его Воли. Ведь Он, а не иной кто повелел почитать праздники: от Него мы все получаем, а сами собой, без Него ничего не сделаем» - «Полно, батюшка, что пустое толковать! » - возразил крестьянин. - Ведь Бог-то Бог, да и сам не будь плох» - «Кто же тебе говорит, что самому нужно сидеть, сложа руки, да дожидаться, что Бог в рот тебе положит? Конечно, нужно трудиться, да на это есть время, а то и, трудясь, коли станешь гневить Бога, ничего не получишь» - «А я так вот что знаю, - отвечал крестьянин, - коли я навозу навожу, так и на Бога не гляжу» - «Смотри, - заметил со скорбью священник, - чтобы и Бог от тебя не отвратился. Тогда худо будет», и оставил упорного. Но не успел он с причтом обойти всю деревню, как поднялась страшная гроза. Молния разразилась над самым домом крестьянина, и все строение обратилось в пепел. После того крестьянин со слезами исповедовал свой грех, признав перед всеми карающую руку Божию. «Правду ты, батюшка, говорил мне, и учил-то хорошему, - сказал он священнику. - Теперь буду слушаться и проводить праздники, как следует христианину, в молитве и делах добрых».

Известно, что некоторые установления и праздники православной церкви чтутся людьми и не принадлежащими к нашей церкви, чтутся даже не христианами, и это сделалось, конечно, не без особенного вразумления Божия. Как иноверцы иногда начинают признавать святость церковных наших установлений, показывает следующий пример.

«У нас в селе, - рассказывал мне один поселянин, -торжественно празднуют св. пророку Илии. Накануне этого праздника крестьяне, как следует, стали раньше обыкновенного оставлять свои работы, чтобы приготовиться в настоящий день идти в храм Божий помолиться. А приказчик был у нас из немцев, и такой, не тем будь помянут, нехристь, что не уважал никаких христианских праздников. «Что вы тут вздумали, лентяи! - закричал он на мужиков, - работать вам не хочется? » - «Нет, батюшка, - говорят мужики, - у нас праздник большой: Илья великий, нужно в церковь идти, а там священник станет ходить по приходу, так от работ освободите, работать, по нашему, грех для праздника». - «Я вам дам грех, - заревел немец, - у вас все Боги: Никола - Бог, Иван - Бог, Илья Бог, всем празднуете. Слушать не хочу, завтра поголовно на барщину! » Что делать? Мужики почесали затылки, иные заплакали и пошли на барщину. Особенно грустно им было слышать звон к Божией службе. Накосили они сена много и подняли чуть ли не весь барский луг, а погода стояла такая хорошая, ясная, что приказчику любо было, и он только посмеивался над православными, что не пропустил такого хорошего для сенокоса времени. Но вот к вечеру вдруг поднялась страшная гроза и полил такой дождь, что и старикам не в память. Воды налило столько, что все сено и в копнах, и в волах, и разваленное для сушки, разнесено было по низменным местам и потом увлечено рекой. Покоса как не бывало. С тех пор приказчик перестал гонять крестьян в праздники на работу. Особенно стал он бояться св. пророка Илии Великого, так, что если увидит мужика работающего, сам велит, бывало, бросить работу и идти в церковь.

 

О ПОЧИТАНИИ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ

 

Молитвенное время воскресное по уставу нашей св. Церкви, начинается не утром дня недельного (то есть в воскресенье), как думают у нас, а с субботы вечера. Прежде солнечного захождения дня субботнего, говорит церковный устав на первой строке своей, бывает благовест к вечерне. Эта вечерня относится не к субботе, а к воскресенью, поэтому воскресные мысли и чувства должны начинаться у христианина прежде захода солнца в день субботний.

Мученик Иустин оставил нам драгоценный памятник того, как первенствующие христиане проводили воскресный день. Вот его слова. «В день, посвященный язычниками солнцу и называемый нами днем Господним, все мы в городах и деревнях собираемся в одно место, читаем из писаний пророческих и апостольских столько, сколько позволяет время, назначенное для богослужения. По окончании чтения предстоятель предлагает поучение, содержание которого берется из прочитанного пред сим. Потом все поднимаемся на своих местах и вместе творим молитвы не только о самих себе, но и о других, кто бы они не были, и заключаем молитвы братским приветствием и лобызанием друг друга.

После сего предстоятель берет хлеб, вино и воду и, воздав хвалу Отцу и Сыну и Св. Духу, благодарит Бога за сии дары, которыми Он нас ущедрил, и весь народ возглашает: «Аминь». Потом освященные хлеб, вино и воду диаконы разделяют между присутствующими верными и относят их к отсутствующим. Мы принимаем эти дары не как обыкновенную пищу и питье, но как Истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. По окончании сей священной трапезы богатые уделяют от избытков своих милостыню, и предстоятель раздает оную вдовицам, больным, заключенным, странным и вообще всем бедным братиям».

Никогда я не хочу оскорбить Бога в день Господень, никогда не хочу в тот день осквернить себя дурным поведением. Я должен прославлять Господа не одними только устами, но и делом, и волей. А особенно такие великие праздники как Рождество Христово, Пасха, Святая Троица, должны быть посвящены на служение Господу с полным благоговением и проводимы в христианском благочестии.

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ

А ПОЧИТАЕМ ЛИ МЫ ЭТОТ ДЕНЬ?

 

Неотложна работа плотника, стучит тяжелый молот кузнеца, делает свое дело игла портного и сапожника, башмачника, и, кажется, что от сердца города к окраинам страны, с гор в долины и леса, из старого света в новый через широкий океан несется крик: «Я не хочу соблюдать дня Господня! »

Богатый учит этому бедного, хозяин твердит этот урок работнику.

Но, братия, я восстал против такого святотатства во имя нашего разума и во имя нашего сердца.

Не говорит ли нам разум, что мы обязаны в целой цепи дней отдать несколько часов для молитвы? Разве не говорит нам разум, что мы обязаны посвящать Богу часть времени, полученного нами из Его рук?

Даже дикари и язычники имеют дни, установленные для празднования.

Еще более я возвышаю голос во имя сердца человеческого. Бог одарил нас богатыми дарами милосердия и требует от нас лишь немногого. Он благословляет нам шесть дней труда, охраняет нас в течение этих дней и просит для себя лишь одного дня.

Если бы Он не просил, могли ли бы мы дать менее по нашему собственному желанию? В одном из семи дней мы не отказали бы и земному отцу - не более ли мы обязаны Отцу Небесному, подателю всех благ? Но когда Сам Бог назначил седьмой день для священия Его, а мы не повинуемся, то не оказываемся ли мы неблагодарными, упрямыми и оскорбителями святости дня?

Если кто отнимает ваше достояние, вы называете его вором и кричите: «Помогите, грабят! » Вы правы: отнятие чужой собственности ведет к разрушению общественного благосостояния. Но воскресный день принадлежит Богу, и Его собственность должна быть так же неприкосновенна, как и собственность человека. Кто уважает права Бога, тот будет уважать и права человека. Если нарушаются права Бога, то будут нарушены и ваши права, небезопасны будут ваши дома, ваши земли, ваше богатство, потому что Бог - хранитель всех прав. Если же Он отступит от вас, то напрасны будут ваши надежды на закон, правительство и меч.

 

 

ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХ НЕОБХОДИМ ДЛЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Создавая человека, Бог дал ему тело и душу, связав их так тесно, что душа отдыхает тогда, когда отдыхает тело, и тело - когда отдыхает душа.

Назначая день молитвы, Бог обеспечил тем самым отдых тела в совершенной соразмерности с его силами.

Ночь восстанавливает силы после дня трудового, день укрепляет силы, истощенные трудами недели. Это благодеяние часто не чувствуется теми, которые не имеют нужды добывать свой хлеб в поте лица. Но спросите ремесленника, спросите земледельца, потрудившихся шесть дней, и вы узнаете, что воскресенье, помимо своего религиозного значения, есть учреждение житейское, благодетельное. Если бы не было дня отдыха в неделе, то следовало бы его установить. Наука говорит, что там больше болезней и преждевременных смертей, где не соблюдаются праздники.

 

О ТОМ, КАК ПРОВОДИТЬ

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

 

Христианский праздник в том состоит, чтобы мы весь этот день не себе работали, а Богу. Вы думаете: как же можно весь день работать Богу? Послушайте, я вам скажу.

Первое. Как только начнется день праздничный, возрадуйся духом и скажи себе: завтра у нас праздник годовой по милости Господней, и припомни величие Божие, в тот день Господом Богом сделанное. От того и праздник бывает, что в те дни сделано Богом что-либо чудное и великое. Как придет воскресный день, вспомни, что Христос воскрес из мертвых в тот день. Настанет праздник угодника Божия, вспомни, что в этот день Господь возвеличил и прославил святого раба своего, добро Ему послужившего. Вот тебе и первое начало праздника, то есть вспомянуть причину праздника. Второе. Тотчас оставь свою работу, которую можно миновать. Ты и кроме праздников много имеешь времени на работу.

Верно говорю, что работа в праздникъ не поспорится у тебя. Да и самъ подумай-ка хорошенько, разве будетъ спора работа, где Божия заповедь преступается? Бог сказалъ: почитай праздничный день (4-я заповедь), а ты хочешь противиться Его повелению. Что, если бы тебе сказал царь: «Сегодня не делай», а ты бы не послушался его, и стал делать. Подумай, что бы тебе было? Не только бы твою работу, но, может быть, и тебя самого, разгневавшись, велел бросить в огонь. Но как милосерд Бог наш! Все Он видит, а все терпит до времени, авось когда-нибудь исправимся. Исправимся же, христиане, и бросим работать в праздники. Смотрите, а то добра не будет!

Только, бросив работу, что делать будете? Лежать на боку или на улицу пойдете говорить всякую пустошь? Нет, тогда уж лучше не бросать работу, чем это делать. Вы вот что сделайте. Оставив работу, в церковь идите к вечерне, утрене, обедне, а кому нельзя идти в церковь, то дома помолитесь Богу, поблагодарите Его за прошедшее, попросите о будущем. Молиться и в церкви, и дома надо со страхом и благочинием, думая, что Бог невидимо тут присутствует и смотрит, кто с каким сердцем молится. Молись, а о прочем уже не думай, молись, а на брата твоего отнюдь не сердись, молись, а о других не только не говори, но и не помышляй. В молитве же своей не проси неподобающего, нехорошего и ненужного, а проси только доброго и полезного. Во-первых, проси душевного спасения, потом телесного здравия, затем необходимого для жизни человека, а о другом прочем не трудись напрасно. Не услышит Бог, когда вор или разбойник молится, чтобы украсть или убить кого ему удалось. Не услышит, когда любодей или грабитель просит успеха. Бог - податель доброго, а не злого. Вот тебе и о молитве.

Потом что? Отправив Богу свое служение, повеселись свято и с благоговением: пей и ешь во славу Божию, но только в меру. Ешь и пей, но не забывай, что ты пред Богом ходишь. Божие ешь, пьешь и носишь - все Божие. Веселись и празднуй, а умом обращайся к Богу. Вот так надо праздновать, вот такие праздники Бог любит. Праздновать иначе - значит, раздражать Бога и готовить себе вечную муку.

А в прочие дни что будем делать? Если хотите спастись, если хотите вечно жить на Небе с Христом, соблюдайте эти две заповеди: первая - любите и бойтесь Бога, вторая - любите ближнего, то есть всякого человека. Любить Бога - значит, выше и милее Его ничего не ставить, ходить пред Ним без лукавства. Любить ближнего - значит, ничем его не обижать, не желать ему того, чего себе не желаем. В этих двух заповедях заключается вся наша жизнь.

Поживем же, братия, по-христиански, а не по-язычески. Будем почитать св. праздники, оставив дела рабочие, послужим в эти дни Богу поприлежнее, чем в будни. А впрочем, во все дни и во всякое время будем любить Бога, будем любить и ближнего, тогда спасемся и без особого труда.

 

ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В ЛОНДОНЕ

 

Один русский путешественник сообщает из Лондона следующее: «Сегодня воскресенье. Пишу под звуки колоколов, раздающихся с утра и составляющих резкий контраст с тишиной, господствующей в громадном городе. Кажется, что вся масса людей погружена в сон и отдыхает после шестидневной суетни: все магазины закрыты, разносчики примолкли, и изредка только слышится голос продавца ягод (по воскресеньям дозволяется продавать лишь ягоды). До обедни улицы наполнены народом, молчаливо подвигающимся к церкви, и все эти люди, скорее, похожи на мумии, чем на оживленные существа. Многочисленные в Лондоне омнибусы, небольшие двухместные кабриолеты и кебы, большие неуклюжие кареты все реже, а во время обедни город принимает вид необитаемого острова. Такая же тишина господствует в церквях - все заняты молитвой, друг друга не замечают, и выйти из церкви до окончания обедни никому не придет в голову. Опоздавшие не смеют войти, чтобы не мешать другим. На молитве и в тихом отдохновении проходит весь день - все театры, общественные увеселения закрыты, и жители отправляются за город, чтобы воспользоваться свежим воздухом. И тут, в обширных парках, такая же тишина, на гуляньях нельзя ничего достать, и проголодавшиеся отправляются в трактиры, в которых можно получить холодные кушанья. В воскресенье англичане решительно ничем не занимаются, большинство не дозволяет себе даже читать газеты, то есть избегают всего, что может отзываться развлечением. Вообще, такое религиозное настроение доходит уже до крайности и отражается на нарядах, скромностью своею отличающихся от обыденных, часто вычурно модных.

Если в этот день Лондон невольно наводит на иностранца тоску, то нельзя не согласиться, что в таком общем религиозном настроении много назидательного».

Точно, много назидательного, прибавим мы. Так много, что нам делается стыдно за себя, за Русь Православную!

 

ХРИСТИАНСКИЙ ПОСТ И ВЕЧНОЕ СПАСЕНИЕ.

 

Первый пост был установлен Богом в раю: " И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него». (Кн. Бытия 2: 16-17). Адам и Ева нарушили этот пост, потеряли общение с Богом и были изгнаны из рая. Такое нарушение постов и теперь приводит христиан к разрыву общения с Богом и изгнанию Божию. Кто по своему преступному произволу, невежеству, легкомыслию и сейчас не постится, не соблюдает постов, установленных св. Апостолами и св. Отцами, тот навлекает на себя страшный гнев Божий и изгнание Божие. И бесы ни за что так не нападают на христиан, как за такое презорство к Богу, потому что непостящийся оказывается беззащитным, полностью оставленным Богом и бывает легкой добычей для демонов. Для таких непостящихся христиан рай закрыт навеки. Послушаем, что благовествует Церковь о соблюдении Святых Постов.

«В Великий Пост и во все среды и пятницы всего года каждый христианин неотложно должен постити, тоже Божественные Апостолы узакониша в ПРАВИЛЕ 69: «Аще который епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в 40 дней, в Великий Пост не постится, и во все лето, во все среды и пятки, ДА ИЗВЕРЖЕН БУДЕТ. Аще же мирский не постится, да отлучится от Святого Причащения на ДВА ЛЕТА. Аще есть телесная болезнь, то немощному прощено по силе вкушати масло». (УСТАВ О ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ. Почаевская Лавра. 1781г. стр. 12-13 )

«НИКОМУ даже НА СМЕРТНОМ ОДРЕ, не может быть разрешена СКОРОМНАЯ пища ВО СВЯТУЮ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦУ и в СРЕДУ и ПЯТОК ВСЕГО ЛЕТА» (ПРАВИЛА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СПб. 1911г. т. 1, стр. 149)

«ПРАВИЛО 69 Св. Апостолов Святую Четыредесятницу и всякую среду и пяток всего лета равно законоположи пост: «Якоже во Святую Четыредесятницу ядим, такожде в среду и пяток всего лета». (ТИПИКОН. Гл. 38)

«Мирским человеком два дни в куюждо седмицу соблюдати постом, среду и пяток. Сии два дни тако, яко и во Святую Четыредесятницу Великого Поста: РЫБЫ И МАСЛА НЕ ВКУШАТИ» (УСТАВ О ХРИСТИАНСКОМ ЖИТИИ. Почаевская Лавра. 1781 г. стр. 13)

«Изрядне же всяк, спастися хотяй, всякую среду и пяток всего лета, по 69 ПРАВИЛУ Св. Апостолов, сухоядением и водопитием должен есть совершати, удаляяся всячески РЫБЫ и МАСЛА, да яко заповеди исполнитель МЗДУ ОБРЯЩЕТ». (УСТАВ О ХРИСТИАНСКОМ ЖИТИИ. Почаевская Лавра. 1781 г. стр. 16-17)

«Аще ли кто не хранит Св. Апостол и Рождества Христова и Богородицы постов, в Церковь сих да НЕ ПРИЕМЛЕШИ. ниже ЧАД их, аще и те НЕ ПОСТЯТСЯ». (НОМОКАНОН, правило 228)

«Соборные посты невозможно разрешати, в среду бо Христос предан бысть, в пяток же распят бысть. Иже убо сия разрешаяй сей предает Спаса и сраспинает».

И АФАНАСИЙ Великий глаголет: «Разрешаяй среду и пяток, сей РАСПИНАЕТ ГОСПОДА якоже ИУДЕЙ, ибо в СРЕДУ ПРЕДАН бысть, а в ПЯТОК РАСПЯША Его». (Устав о христианском житии. Почаевская Лавра. 1781 г. стр. 14)

«ВСЯКИЙ, КТО ЯВЛЯЕТ СЕБЯ ДРУГОМ ПРЕСЫЩЕНИЯ В ПОСТ. ВРАГ ЕСТЬ КРЕСТА ХРИСТОВА». (Св. Иоанн Златоуст)

Преподобный СЕРАФИМ САРОВСКИЙ заповедал: «Не вступай в дружбу и не имей союза с врагами Христовой Церкви: ЕРЕТИКАМИ, с РАСКОЛЬНИКАМИ, НЕВЕРАМИ и ТЕМИ. КТО НЕ СОБЛЮДАЕТ СВЯТЫХ ПОСТОВ». (Ответы на 1140 вопросов о духовной жизни. Москва, 1994. стр. 197)

Преподобный АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ написал: «ДЕРЗОСТНО и САМОВОЛЬНО НАРУШАЮЩИЕ ПРАВИЛА ПОСТОВ называются врагами Креста Христова, им же бог чрево их». (Ответы на 1140 вопросов о духовной жизни. Москва, 1994, стр. 197)

И еще одно грозное предостережение всем нарушителям святых постов: « Аще кто от христиан, РАЗГОРДИТСЯ и посты, установленные Св. Апостолами и Св. Отцами, и хранимые Церковью РАЗРЕШАЕТ, якоже се тверду сущу в нем и совершенну помыслу, ДА БУДЕТ ПРОКЛЯТ» (Устав о христианском житии. Почаевская Лавра. 1781г. стр. 16-17)

Да устрашится же каждый благоразумный христианин и вечного проклятия за нарушение великой заповеди о соблюдении постов. И да поспешит незамедлительно приступить к посильному пощению, не позволяя вкушать ничего скоромного во все посты, а при болезнях только растительное масло. И будем помнить, что диавол противодействует нашему спасению, и через некоторых людей, становящихся орудием его злобы, будет отклонять нас от постов, чтобы лишить нас нового рая - вечного спасения. Будем знать, что никто на земле: ни патриарх, ни священник, ни монах, ни мирянин не имеют власти и права разрушать догмат о постах, и отменять посты по своему произволу.

Так преподобный ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК написал: «Видел я престарелых священников, поруганных бесами за то, что они благословением РАЗРЕШАЛИ нарушение ПОСТОВ. Нам не должно в этом случае обращать внимания на их ЛЖЕБЛАГОСЛОВЕНИЕ» (Преподобный Иоанн, Лествица, Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1901г. )

Святой АПОСТОЛ ПАВЕЛ благовествует: «Но если бы даже МЫ, или АНГЕЛ с неба стал благовествовать вам НЕ ТО, ЧТО мы благовествовали вам, ДА БУДЕТ АНАФЕМА» (Галл. 1: 8)

Послушаем же призыв и святого ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО: «ЗА НАРУШЕНИЕ ПОСТА НАС ИЗГНАЛИ ИЗ РАЯ. СТАНЕМ ПОСТИТСЯ. ЧТОБЫ ВНОВЬ ВОЙТИ В РАЙ». И святитель ИОАНН ЗЛАТОУСТ заповедал:

«Владыка твой распялся, а ты пресыщаешься. Крест не просто носи, но спострадай распятому на Кресте. Всякий кто являет себя другу пресыщения чрева - враг есть Креста Христова»(Толкование на Филп. 3: 18)

 

ПОСТЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЦЕРКОВЬЮ:

 

1. Великий пост или Св Четыредесятница перед Пасхой.

Продолжается семь недель: 6 недель самый пост и седьмая неделя Страстная - в воспоминание страданий Христа Спасителя.

2. Рождественский пост перед праздником Рождества Христова.

Начинается с 14-го ноября (27 ноября н/с), со дня св. апостола Филиппа, почему называемый иначе - «Филипповым постом». (Пост 40-дневный).

3. Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери.

Продолжается две недели, с 1-го августа (14 авг. н/с) по 14 авг. (27 авг. н/ с) включ.

4. Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла.

Начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 29-го июня (12 июля н/с). Продолжительность его зависит от того, раньше или позже бывает Пасха. Самая большая продолжительность его - шесть недель, и самая меньшая - неделя с одним днем.

Однодневные посты:

1. В Сочельник - день перед Рождеством Христовым. 24 декабря (6 янв. н/с). Особо строгий пост, среди дней Рождественского поста (обычай - не есть до появления первой звезды).

2. Сочельник - день перед Крещением Господним. 6 января (19 января н/с).

3. В день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. 29 августа (11 сентября н/с).

4. В день Воздвижения Креста Господня, в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа. 14 сентября (27 сентября н/с).

5. Среда и пятница каждой недели.

Среда - в воспоминание предания Спасителя Иудой. Пятница - в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя за нас.

Пост в среду и пятницу не бывает только в следующие недели: в Пасхальную неделю, в святки (от дня Рождества Христова до Крещения), в неделю Троицкую (от праздника Св. Троицы до начала Петрова поста), в неделю мытаря и фарисея (перед Великим постом) и в неделю Сырную или масляную перед самым Великим Постом, когда разрешается только молоко и яйца. Во время поста надо особенно решительно оставить все дурные привычки и страсти: гнев, ненависть, вражду; надо удалиться от рассеянной, веселой жизни, от игр, зрелищ, танцев; не надо читать книг, которые возбуждают в душе нечистые мысли и желания; не надо вкушать мяса, молока, яиц, а следует ограничиваться постной пищей (т. е. растительной пищею и, когда дозволено, рыбой), употребляя и эту пищу умеренно.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.