Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. Хачатурян. Балет «Спартак». (1956, Ленинград). 2. Из истории создания балета.. 3. Драматургия балета. 4. Музыкальное решение драматургии.



А. Хачатурян. Балет «Спартак»

(1956, Ленинград)

1. «Спартак» - это третий балет Хачатуряна и вершина его балетного творчества.

2. Из истории создания балета.

Первоначальный план либретто балета был создан драматургом Волковым в 1933 году для композитора и музыковеда Бориса Асафьева. В начале 1950-х либретто было доработано для Хачатуряна.

    Композитор в составе делегации посетил Италию, где познакомился висторическими памятниками периода Древнего Рима и историей Италии Римского периода. Большое впечатление на него произвёл рассказ о восстании рабов под предводительством Спартака. Исследователи творчества Хачатуряна полагают, что создание балета было инициировано также политической обстановкой начала 1950-х (распад колониальных систем на Западе).

 

3. Драматургия балета

имеет социальную направленность: основной конфликт – Рим – рабы[1]. Этот конфликт находит выражение в целом ряде противопоставлений (антитез):

 

                       Рим Рабы
Красс Спартак
Эгина (возлюбленная Красса) Фригия (возлюбленная Спартака)
Гармодий (предатель) Спартак

 

Каждый из этих персонажей олицетворяет собой определённую жизненную позицию (например, Гармодий, влюблённый в Эгину, становится предателем в лагере Спартака).

 

4. Музыкальное решение драматургии.

Хачатурян продолжает принципы симфонизации жанра балета Чайковского. В балете действует система лейттем (страницы и цифры даны по клавиру):

- л/т Рима – стр. 12, ц. 4 (4 такта);

- л/т Красса – стр. 14, ц. 7 (4 такта);

- л/т Спартака – стр. 19-20, ц. 20 (10 тактов); на стр. 19 – затакт;

- л/т предсказания Фригии – стр. 45 (4 такта); будет звучать в заключительном Реквиеме с хором;

- л/т любви – стр. 48, ц. 44 (7 тактов);

- л/т рабов – стр. 90, ц. 1 (2, 5 такта).

    Интересно решён конфликт Красса и Спартака.
- В 1-й к. Красс появляется как полководец, триумфатор, а Спартак – как раб.

- В 6-й к. Спартак захватывает Красса и его людей в плен в разгар пира. В поединке Спартак отпускает Красса, оставляя ему жизнь. Спартака провозглашают царём.

- В 9-й к. Красс убивает Спартака и вновь торжествует.

 


[1] Раб – категория не только социальная, но и нравственная. Красс – римский полководец – оказался рабом богатства, роскоши и т. д. Спартак – раб – свободен от материальных зависимостей, для него важны человеческие ценности (свобода, любовь, верность, смелость, взаимопомощь, милосердие).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.