![]()
|
||||||||||
А. Хачатурян. Балет «Спартак». (1956, Ленинград). 2. Из истории создания балета.. 3. Драматургия балета. 4. Музыкальное решение драматургии.А. Хачатурян. Балет «Спартак» (1956, Ленинград) 1. «Спартак» - это третий балет Хачатуряна и вершина его балетного творчества. 2. Из истории создания балета. Первоначальный план либретто балета был создан драматургом Волковым в 1933 году для композитора и музыковеда Бориса Асафьева. В начале 1950-х либретто было доработано для Хачатуряна. Композитор в составе делегации посетил Италию, где познакомился висторическими памятниками периода Древнего Рима и историей Италии Римского периода. Большое впечатление на него произвёл рассказ о восстании рабов под предводительством Спартака. Исследователи творчества Хачатуряна полагают, что создание балета было инициировано также политической обстановкой начала 1950-х (распад колониальных систем на Западе).
3. Драматургия балета имеет социальную направленность: основной конфликт – Рим – рабы[1]. Этот конфликт находит выражение в целом ряде противопоставлений (антитез):
Каждый из этих персонажей олицетворяет собой определённую жизненную позицию (например, Гармодий, влюблённый в Эгину, становится предателем в лагере Спартака).
4. Музыкальное решение драматургии. Хачатурян продолжает принципы симфонизации жанра балета Чайковского. В балете действует система лейттем (страницы и цифры даны по клавиру): - л/т Рима – стр. 12, ц. 4 (4 такта); - л/т Красса – стр. 14, ц. 7 (4 такта); - л/т Спартака – стр. 19-20, ц. 20 (10 тактов); на стр. 19 – затакт; - л/т предсказания Фригии – стр. 45 (4 такта); будет звучать в заключительном Реквиеме с хором; - л/т любви – стр. 48, ц. 44 (7 тактов); - л/т рабов – стр. 90, ц. 1 (2, 5 такта). Интересно решён конфликт Красса и Спартака. - В 6-й к. Спартак захватывает Красса и его людей в плен в разгар пира. В поединке Спартак отпускает Красса, оставляя ему жизнь. Спартака провозглашают царём. - В 9-й к. Красс убивает Спартака и вновь торжествует.
[1] Раб – категория не только социальная, но и нравственная. Красс – римский полководец – оказался рабом богатства, роскоши и т. д. Спартак – раб – свободен от материальных зависимостей, для него важны человеческие ценности (свобода, любовь, верность, смелость, взаимопомощь, милосердие).
|
||||||||||
|