|
|||
1. Прочитать текст.
Тема: «Истрия портретного жанра». 1. История портретного жанра. 2. От иконного образа к парсуне. 3. Развитие портретного жанра в русском искусстве XVIII века. 4. Развитие портретного жанра в русском искусстве XIX века. Впервые живописные изображения человека появились в эпоху палеолита (20000 лет назад). Древние художники изображали схематические фигурки людей рядом с прекрасными реалистическими изображениями животных. Сцены охоты. В мезолите – человек стал главным персонажем изображения. Фигуры людей условны, показаны в действии.
Первые живописные портреты были созданы в Египте в I – IV веке. Это были надгробные изображения умерших людей, написанные в технике энкаустика. Они вошли в историю мирового искусства под названием – фаюмские портреты – по месту крупной находки на территории оазиса Фаюм на севере Египта. В Средние века в церковной живописи начинают появляться изображения донаторов – тех правителей и их приближённых, на чьи средства построен храм, заказана икона. Они были частью декоративного ансамбля храма и не имели самостоятельной значимости. В эпоху Возрождения портрет становится одним из главных жанров. В этом жанре работают: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарротти, Рафаэль Санти, Донателло. Леонардо да Винчи. Автопортрет. Рафаэль Санти. Автопортрет. Парсуной – называют особую форму русской портретной живописи, являющейся переходной от иконы к светскому портрету. Парсуна писалась по особым правилам. Поза человека должна быть застывшей. Портретное сходство было весьма приблизительным. Много внимания художники уделяли тщательной проработке предметов: деталей одежды, фона, драгоценностей. Парсуна не является портретом в полном смысле слова. Она изображала не сколь черты определённого человека, сколь признаки сана – царя, боярина. Появилась в начале XVII века в России. Авторы парсун писали их с натуры и стремились показать не идеального героя, а конкретного человека – персону с собственной внешностью и характером. Первые парсуны создавались в технике иконописи, на доске темперными красками. Князь М. В. Скопин-Шуйский Принято считать, что портрет как самостоятельный жанр в русском искусстве окончательно сформировался и начал развиваться в начале XVIII века, в Петровскую эпоху. Одним из значительных русских портретистов стал И. Н. Никитин. И. Н. Никитин. Пётр I на смертном одре. Русскую портретную живопись этого периода прославили три мастера – Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Ф. Рокотов. Портрет Струйской. Д. Левицкий. Портрет Хрущёвой и Хованской.
В. Боровиковский. Портрет Лопухиной. В XIX веке портрет уступает главное место в искусстве исторической картине. Но это не значит, что художники перестают писать портреты. Нет, изображения людей по-прежнему пользуются популярностью. В это время создано много великолепных произведений. Художники: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, И. Н. Крамской, К. П. Брюллов и др. О. А. Кипренский. Автопортрет. В. А. Тропинин. Портрет сына.
И. Н. Крамской. Лунная ночь. К. П. Брюллов. Ольга Ферзер на ослике. Контрольные вопросы к пройденной теме: 1. Когда появились самые первые изображения человека? 2. Первые крупные находки произведений в погребениях на территории Фаюм на севере Египта, как называются? 3. Нозовите художников эпохи Возрождения, кто работал в жанре портрета. 4. Что такое парсуна? 5. Какой художник написал посмертный портрет Петра I? 6. Русскую портретную живопись XVIII века прославили три выдающихся художника, назовите? 7. Назовите художников, которые работали в жанре портрета в XIX веке? 8. Что такое портрет? 9. Автопортрет – это? 10. Сколько людей изображено на групповом портрете: А) один Б) два В) много.
Домашнее задание: 1. Прочитать текст. 2. Законспектировать осное. 3. Ответить на вопросы по теме. 4. Прислать мне ответы, время выполнения задания – неделя.
|
|||
|