Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава XL. Глава XLI



Глава XL

 

Всех перечисленных обыкновенных государственных доходов часто не хватает на покрытие расходов, вызываемых разными государственными потребностями, и получаются дефициты, которые иногда достигают огромных размеров. Только в редких случаях удается покрыть эти дефициты при помощи увеличения обыкновенных государственных доходов. Трудно сразу поднять доходность налогов; обыкновенно в критические моменты податные силы населения также ослабевают.

Продажа государственных имуществ, где таковых еще много, в качестве средства для получения чрезвычайных рессуров не может иметь большого значения уже потому, что она не может быть осуществлена скоро, к тому же она и не выгодна, так как при усиленной и поспешной распродаже государственных имуществ трудно выручить их настоящую цену.

В классическом мире большою помощью являлись добровольные приношения граждан: но таковые в настоящее время не могут иметь серьезного значения.

Единственным исходом представляется возможность распределить большие чрезвычайные государственные расходы на более или менее длинный промежуток времени, что достижим двояким путем: 1) либо путем сбережений, когда из бюджетных избытков в обыкновенные годы откладываются известные суммы в особый запасный фонд, который предназначается для покрытия чрезвычайных государственных расходов; 2) либо путем кредита, когда недостающие средства добываются займами с тем, чтобы уплату процентов и погашение по таковым производить из будущих государственных доходов.

В прежнее время запасные фонды имели большое значение; но при нынешних размерах государственного хозяйства они могли бы явиться лишь ничтожным ресурсом, напр., для покрытие первых расходов по мобилизации во время войны и т. п. Образование же запасных фондов в размерах, соответствующих современным условиям, немыслимо и отразилось бы вредно на народном хозяйстве и на денежном рынке. К тому же бюджетные избытки, необходимые для образование таких фондов, встречаются теперь крайне редко, и их очень трудно предохранить от траты на обыкновенные государственные расходы.

Впрочем, держание наготове известных денежных фондов и теперь имеет место в некоторых государствах, напр. у нас и в Германии. Подобные фонды служат обеспечением на случай наступления критических обстоятельств и потребности в чрезвычайных ресурсах и помогают правительствам обойтись, пока будут изысканы способы для получение этих ресурсов. Наличность таких фондов дает возможность заключать государственные займы с разбором, а стало быть, и на лучших условиях.

Единственным существенным способом покрытия чрезвычайных государственных расходов является теперь государственный кредит.

Существует обширная литература, посвященная государственному кредиту. При этом многие писатели смотрят на государственный кредит крайне оптимистически: видят в нем главный двигатель прогресса, находят, что участие в государственных займах есть лучший способ помещения капиталов, и по величине долгов судят о богатстве государств. Особенно часто подобные взгляды на государственный кредит встречались у писателей ХVIII века. Но и в новой литературе нередко увлечение государственным кредитом. Так наприм., Дитцель держится весьма оптимистического взгляда на государственный кредит и допускает таковой и в виде источника обыкновенных государственных доходов.

Напротив того, другая группа финансистов видит в государственном кредите очень опасное средство, которое может повести к закабалению народа и привести государственное хозяйство к несостоятельности.

В сущности же, кредит, как и другие способы добычи средств для финансового хозяйства, сам по себе скорее благо, чем зло, может же стать и тем и другим, смотря по тому, какое из него делается употребление. Приблизительно такого же взгляда на государственный кредит держится Лоренц Штейн, прибавляющий, что государственный долг не есть счастье или несчастье, а необходимый элемент в каждом высоко развитом государственном хозяйстве.

Весьма красноречиво и убедительно опровергает крайние воззрения на государственный кредит Леруа-Болье. Государственный кредит, по его словам, представляет свои хорошие и дурные стороны и может быть полезен в государственном хозяйстве, но, также может причинить последнему и большой вред. Благодаря кредиту, человечество в десятки лет сделало такие успехи на пути цивилизации, на что прежде были бы потребны целые века; но с другой стороны, злоупотребление кредитом нередко имели пагубные последствие для государственного хозяйства.

Государственный кредит есть один из видов кредита вообще, отличаясь от последнего главным образом личностью дебитора, которым здесь является государство.

Финансовое значение государственного кредита сводится к расширению финансового могущества государства, которое путем кредита может добыть сразу большое количество материальных средств, когда этого нельзя достигнуть в короткий срок налогами.

Но во всяком случае кредит должен составлять чрезвычайный источник государственных доходов. Если государство постоянно прибегает к займам, то это указывает, что его хозяйство ведется не по средствам. Такой порядок долго продолжаться не может и кончается государственным банкротством. К тому же государственный кредит не безграничен. По достижении известной степени задолженности кредит государства падает, и последнее теряет удобный путь к получению денежных средств при наступлении чрезвычайной надобности в таковых.

Государственные займы вызывают обременение бюджета расходами на проценты и погашение. Чем большую часть бюджета поглощают эти расходы, тем меньше средств остается в распоряжении государства на покрытие текущих потребностей государственной жизни. Все это говорит за умеренность в пользовании кредитом.

Государственный кредит имеет длинную историю. В эпоху господства частно-правовых начал государственный кредит ничем не отличался от кредита частного, и старые государственные долги являлись скорее личными долгами государей. Прежние государственные долги часто принимали характер залогового кредита.

Но постепенно государственный кредит получил публичный характер.

Современные государственные долги имеют податное обеспечение в том смысле, что за них отвечает все население государства - плательщики податей. И государство, в котором народ находится на высокой степени материального благосостояния, и финансы которого опираются на неистощенные податные силы, всегда будет располагать большим кредитом.

Некоторые и теперь неправильно видят обеспечение государственных долгов в доменах; но можно указать примеры государств, не имеющих домен и обладающих хорошим кредитом, и наоборот, - государств, кредит которых низок, несмотря на большое количество в них домен. Напр., кредит Англии стоит гораздо выше, чем кредит Австрии, несмотря на то, что первая почти не имеет государственных имуществ, а вторая обладает значительным количеством таковых. Государству верят потому, что полагаются на прочность его политического строя и на добросовестность государства в исполнении принятых им на себя обязательств. Кредиторы государства по большей части лишены средств прямо заставить своего дебитора исполнить его долговые обязательства.

Государственные займы во многих отношениях отличаются от займов, заключаемых частными лицами: между ними стоят займы местных финансовых хозяйств и займы крупных промышленных предприятий, иногда по своим условиям подходящие к государственным.

Разница, между государственными и частными займами заключается в способах и формах заключения займов, в их сроках и в способах, уплаты по ним процентов и погашения.

Государство, являясь субъекты финансового верховенства, в силах заключать принудительные займы, тогда как всякая частная ссудозаймовая сделка есть продукт свободного соглашения. Другое дело вопрос о справедливости целесообразности принудительных займов. Впрочем, когда независимости и целости государства грозит опасность, тогда никто не станет оспаривать права государства посягать даже на жизнь и имущество своих подданных; тем более государство в таких случаях вправе заключать у своих подданных принудительные займы. В прежнее время такие займы практиковались часто, причем государство обращалось иногда к целым корпорациям с требованием ссудить ему определенную сумму, напр., такие займы делались у духовенства, у городов и т. п. Теперь прямо принудительные займы уже утратили свое значение и больше не практикуются.

Но косвенно принудительные займы встречаются часто и в настоящее время, напр., когда государство расчитывается со своими поставщиками и другими кредиторами вместо денег долговыми обязательствами.

Но самыми распространенными являются добровольные займы, при которых государство обращается к капиталистам за добровольной ссудой денег. При этом иногда государство обращается к гражданам, напоминает им об их обязанностях относительно отечества и приглашает их ссудить государству деньги на условиях более выгодных, чем какие существуют на денежном рынке. Получается категория патриотических займов, которые могут иметь некоторый успех в моменты сильного возбуждение патриотического чувства,

напр. во время войны или каких-либо народных бедствий.

Патриотические займы могут быть заключаемы только у собственных подданных государства, отчего суживается круг лиц, могущих принять участие в этих займах. Результаты патриотических займов всегда очень гадательны, что делает их неудобным средством покрытия чрезвычайных государственных расходов.

Наиболее верными и правильными представляются вполне свободные займы, при которых государство обращается на денежный рынок и заключает займы на существующих условиях. Здесь капиталисты ссужают государству деньги потому, что находят это для себя выгодным. В таких займах могут принимать участие, как туземные, так и иностранные капиталы, а в результате получаются две категории государтвенных долгов: внутренние и внешние (иностранные).

Современные государственные долги по своему характеру представляют две совершенно различные категории, из которых каждая возникает из совершенно особенных нужд государственного хозяйства. Именно, в государственном хозяйстве может оказаться недостаток в доходах и при обстоятельствах двоякого рода: 1) может случиться, что, хотя обыкновенных государственных доходов вполне достаточно для покрытия предстоящих в течение бюджетного периода расходов. Эти доходы запаздывают поступлением, или же государственные расходы наступают раньше, чем это предвиделось. Следствием того и другого получается временный недостаток денег у финансового управления, которого, действуя непрерывно, принуждено прибегать к пользованию кредитом, напр., к выпуску краткосрочных долговых обязательств, с тем, чтобы таковые погашались из запоздавших поступлением государственных доходов. Это так называемый кредит финансового управления, вызываемый потребностью финансового управления произвести наступившие платежи вовремя, отчего Лоренц Штейн называет этот вид кредита платежным. Кредит финансового управления обыкновенно краткосрочный и не должен выходить из пределов бюджетного года, и пользование им обыкновенно всецело предоставляется высшей финансовой администрации.

2) Помимо упомянутых затруднений финансового управления, часто случается, что государственные расходы достигают таких размеров, что обыкновенных доходов за соответствующий период не хватает на их покрытие. Займы, заключенные для покрытие таких бюджетных дефицитов, являются настоящими государственными займами; они обременяют будущие бюджеты расходами по уплате процентов и погашения, и заключение таких займов должно быть всегда законодательным актом, подобно установлению новых налогов.

Впрочем, между кредитом финансового управления и государственным, в настоящем смысле, существует тесная связь, и первый часто переходит во второй, напр., если в результате исполнения росписи окажется, что доходы поступили в меньшем против исчисленного размера, или же, что расходы превысили сметные предположения, т. е. когда при исполнении бюджета получается непредвиденный дефицит. Процесс, путем которого совершается превращение долгов финансового управления в настоящие государственные, называется консолидацией.

Близкое сходство с долгами финансового управления имеют так называемые текущие или неутвержденные государственные долги, в состав которых входят долги финансового управления, образовавшиеся за разные бюджетные периоды, но еще не консолидированные. К текущему долгу государства относятся также бумажные деньги, а равно внесенные в казну залоги и вклады, внесенные в государственные кассы. Большой текущий долг по неопределенности этой формы публичного кредита, является опасным элементом для прочности государственного хозяйства. Так, если в государственные кассы внесено на большую сумму вкладов и залогов, приходится всегда держать наготове значительные суммы денег на случай востребования этих вкладов. При большом количестве бумажных денег всегда есть опасность, что упадет их курс, и что государственное хозяйство потерпит крупные убытки от расстройства денежного обращения.

Бумажные деньги получили широкое распространение, и нет государства, которое когда-либо не прибегало бы к ним. Между тем до сих пор в воззрениях на бумажные деньги царит страшная путаница, и многие не имеют точного понятия о том, что такое бумажные деньги.

Даже в обширной ученой литературе о бумажных деньгах господствует значительное разногласие во взглядах на сущность бумажных денег, сводящееся главным образом к тому, что некоторые считают бумажные деньги настоящими деньгами, а другие не признают их за таковые. Первого мнения держится и автор вышедшей в 1892 году монографии о бумажных деньгах в России - П. А. Никольский. Последний говорил, что бумажные деньги, хотя и не имеют внутренней ценности, могут иметь, подобно многим другим предметам, ценность монопольную, т. е. такую, которая не определяется объективным моментом издержек производства. " Через предписание государственной власти", - говорит Никольский, - " бумага с известными нам внешними свойствами должна удовлетворять потребность общества в деньгах, этим предписанием, таким образом, создается то, что называется потребительною ценностью вещей, и без чего предметы никогда не могут иметь ценности меновой. Что закон может достигнуть этой цели, т. е. придать простой бумаге потребительное значение денег, это показывает тот общеизвестный факт, что какое-нибудь народное хозяйство (напр. русское) удовлетворяет свою потребность в деньгах в течение долгого времени ничем иным, как простой бумагой с такими-то свойствами, приданными ей правительством". Далее, Никольский соглашается, что может случиться, что бумажные деньги дурно удовлетворяют потребность общества в деньгах.

Но, на наш взгляд, то обстоятельство, что бумажные деньги могут при известных обстоятельствах удовлетворять потребность общества в деньгах, не делает их настоящими деньгами, а показывает только, что они могут иногда выполнять роль таковых. И никоим образом не следует смешивать бумажные деньги с деньгами вообще - с монетою; тогда как последняя обладает самостоятельною ценностью, бумажные деньги никакой самостоятельной ценности не представляют. Из свойств, присущих деньгам вообще, бумажные деньги имеют то, что они служат орудием мены и платежным средством.

Но орудием мены служат и разные другие кредитные знаки, напр., банковые билеты, чеки и т. п. Часто смешивают бумажные деньги с банковыми билетами. Правда, те и другие являются кредитными знаками. Но банковые билеты имеют кредитное обеспечение и зиждутся на доверии к выпустившему их банку; прием банковых билетов ни в каком случае не обязателен, а зависит от доброй воли лица, имеющего дело с банком, обладающим правом выпуска билетов. Банк обязан безостановочно разменивать свои билеты на монету. Напротив того, основные черты бумажных денег заключаются в том, что они имеют принудительный курс и служат законным платежным средством. А часто бумажные деньги бывают и неразменны.

Между банковыми билетами и бумажными деньгами та связь, что государство может превратить билеты привиллегированного банка в бумажные деньги, чему бывали примеры, напр., в Англии и во Франции.

Бумажные деньги являются весьма опасным элементом в народном хозяйстве, которому они могут причинить большой вред. Бумажные деньги вытесняют из обращения металлические деньги, вносят неопределенность и неустойчивость в промышленность и торговлю, при обесценении создают страшную дороговизну жизни и ставят в трудное положение лиц с определенными доходами; будучи всегда лишь местными деньгами, они затрудняют международный обмен. Все это вредно отражается и на государственном хозяйстве. Одним словом, под влиянием бумажно-денежного обращения и финансовое и народное хозяйство могут прийти в расстройство Притом, чем дольше держится в стране бумажно-денежное обращение, тем глубже оно пускает корни, и тем труднее восстановить металлическое обращение, так как получается многочисленный общественный класс, состоящий главным образом из вывозителей, заинтересованных в низком курсе бумажных денег и терпящих убытки при поднятии этого курса. В Северной Америке этот класс известен под названном инфлационистов. Точно также и у нас каждое повышение курса наших кредитных рублей сопровождалось падением цен на вывозные продукты и вызывало жалобы со стороны производителей и вывозителей этих продуктов. С другой стороны, низкий курс бумажных денег, затрудняя привоз иностранных товаров, является своего рода покровительством туземной промышленности, а от этого опять создается круг лиц, заинтересованных в удержании бумажно-денежного обращения и низкого курса бумажных денег.

Опасность бумажных денег увеличивается тем, что правительства очень склонны злоупотреблять выпусками бумажных денег. Бумажные деньги представляются очень легким и заманчивым способом получения экстраординарных ресурсов.

Вследствие всего этого, нельзя не признать, что бумажно-денежное обращение является большим злом для государственного и народного хозяйства. Переход от бумажно-денежного обращения к металлическому всегда является большим прогрессом. С другой стороны, нельзя не признать, что выпуски бумажных денег могут быть полезным и даже необходимым средством в критические моменты жизни государств, когда они и находят себе полное оправдание. Но на бумажные деньги следует смотреть как на крайнее средство, которым не следует злоупотреблять. И при первой возможности следует восстановлять металлическое обращение.

В финансовом отношении бумажные деньги являются беспроцентным текущим государственным долгом.

Что касается государственных долгов в тесном смысле, то таковые теперь имеются у всех государств, причем в некоторых они достигают огромных размеров.

Государственные займы могут принимать разные формы, из которых многие неприменимы в частном кредите.

Государство, будучи организмом вечным, может заключать обязательства на очень продолжительное время, делать бессрочные долги. Государство может занимать также на таких условиях, что занятый им капитал никогда не выплачивается обратно кредиторам. Уплата процентов и погашение государственных долгов также представляет много особенностей и разнообразия.

Прежде, особенно в ХVIII в, в Англии и во Франции были часты пожизненные займы в двояком виде: 1) государство занимало у отдельных лиц денежные суммы, обязываясь выплачивать каждому кредитору пожизненно определенный процент. Со смертью кредитора долг прекращался, но процент по таким пожизненным рентам обыкновенно назначался гораздо выше нормального. Эти займы заключались путем продажи пожизненных рент. 2) Государство заключало так называемые тонтинные займы у целого общества лиц с условием платить проценты на весь занятый капитал находящимся в живых участникам тонтины до смерти последнего из них. Сущность тонтинных займов сводилась к тому, что переживавшие участники тонтин пользовались долями умиравших сочленов.

При пожизненных займах капитальный долг обыкновенно не возвращался. То же самое практикуется и при срочных рентах, - особом виде займов, применявшемся чаще всего в Англии. Срочные ренты являются государственными займами обыкновенно на продолжительный срок, например на 99 лет, в течение которого государство обязано платить на занятый капитал определенный процент-ренту. По истечении назначенного срока обязательства государства прекращаются сами собою.

Наиболее распространены теперь государственные займы в виде бессрочных рент и срочные государственные займы, по которым производится не только платеж процентов, но и возврат капитала. Последний может происходить двояко: или по истечении известного срока выплачивается весь занятый капитал, т. е. заем заключается посредством срочных обязательств, или же занятый капитал выплачивается обратно постепенно путем периодических тиражей государственных облигаций.

Особую форму государственных займов составляют лотерейные или выигрышные займы, при которых владельцам государственных облигаций вместо процентов, а чаще сверх таковых, предоставляется возможность получить при известном счастье большие или меньшие суммы в виде выигрышей. Выигрыши служат как-бы добавочным процентом.

Одним из важных вопросов публичного кредита является способ заключения (выпуска) займов.

Государственные займы могут быть заключаемы разными способами: либо при помощи банкиров, которые в таком случае пополняют роль посредников между государством и капиталистами, либо через непосредственное обращение к публике.

Вообще, более выгодными как для казны, так и для публики являются займы, выпускаемые непосредственно правительством, тогда как при займах, заключаемых при посредстве банкиров, последние всегда извлекают известную пользу. Но государственный заем при посредстве банкиров может представлять иногда некоторые преимущества, состоящие в том, что такой заем может быть скорее реализован, и что государству не приходится заботиться о помещении займа, так как за поступление полностью и своевременно занимаемой суммы отвечают банкиры, которые обыкновенно так хорошо знакомы с положением денежного рынка, что для них заключение займа является делом более легким, чем для правительства.

При открытии публичной подписки на государственные займы, посредники между государством и принимающими участие в подписке на заем лицами устраняются. Крайне важно как можно более децентрализовать подписку, чтобы дать возможность большему числу лиц принять в ней участие; для этого открывают подписку во многих пунктах государства.

Случается, что подписка превышает предложенный заем, т. е. публика выражает желание ссудить государству более денег, чем сколько объявлено к подписке. Тогда производится разверстка займа, т. е. подписчики удовлетворяются не сполна, а каждому из них выдаются государственные облигации на сумму, какая придется на долю всякого из подписчиков по распределении между ними займа сообразно с суммами, на какие они подписались. Ввиду того многие сразу подписываются на большие суммы, чем на какие они могут и желают принять участие в займе, и происходит превышение займов подписными суммами в несколько десятков раз. Одним словом, происходит фиктивная подписка. Ввиду этого, обыкновенно сперва удовлетворяют самых мелких подписчиков, напр. подписавшихся на одну облигацию, а затем уже разверстывают остальной заем между прочими подписчиками.

Государству редко нужны сразу все деньги, занимаемые им. Поэтому иногда допускается рассрочка во взносе денег по займу.

При заключении государственных займов имеет большое значение курс, по которому они выпускаются. Именно, часто государство продает свои облигации по низшей цене, чем какая на них значится. Напр., государство выпускает 3% заем, тогда как средний процент на ссудные капиталы составляет в стране 6%. Ясно, что при таких условиях нельзя найти охотников приобрести 3% облигации по нарицательной цене. Государству приходится уступать эти облигации ниже номинальной стоимости и таким образом обязываться большею суммою капитального долга, чем какая получена государством в действительности. Государство при этом может несколько выгадать на сумме платимых по своим долгам процентов, так как капиталисты, рассчитывая выиграть при выплате им капитального долга по номинальной стоимости облигации, соглашаются заплатит за государственные облигации несколько дороже, чем сколько пришлось бы по капитализации их доходности по среднему проценту.

Впрочем, одно важное обстоятельство говорит в пользу государственных займов, выпускаемых по курсу, как можно более приближающемуся к нарицательному, хотя бы при этом пришлось назначить более высокий процент. Именно, при понижении в стране среднего процента, государство может и должно воспользоваться этим и понизить процент, платимый им по своим долгам. Эта операция называется конверсией государственных займов или редукцией процентов и может способствовать сокращению государственных расходов по долгам. Но справедливость требует, чтобы конверсия не носила насильственного характера именно, при конверсии следует предоставить кредиторам государства право потребовать уплаты долга, если они не согласны на получение пониженного процента. Конверсия бывает успешна лишь в том случае, если большинство владельцев облигаций, по которым произведена редукция процентов, соглашается на таковую и не предъявляет своих бумаг для получения по ним капитального долга, а этого можно ждать только в том случае, когда курс конвертируемых облигаций стоит, не ниже их нарицательной стоимости.

В последнее время многие государства с успехом произвели конверсионные операции.

Необходимым условием для поддержания государственного кредита являются исправная уплата процентов по государственным долгам и погашение последних.

Ведь, ни одно государство не обеспечено от кризисов в своем хозяйстве; таковые повсюду случаются через более или менее длинные промежутки времени, и всякому государству приходится прибегать иногда к пользованию кредитом. Государственные долги обыкновенно быстро возрастают, если не принимать мер к их погашению. " Увеличение государственных долгов, - говорит Запасников в своем исследовании о погашении долгов, - если их не уменьшают, неизбежно, а увеличение народного богатства неизвестно".

Ввиду этого, правительству, желающему сохранить кредит своего государства на случай кризисов, необходимо в периоды нормального течения государственной жизни заботиться о погашении государственных долгов.

В прошлом веке в большом ходу было погашение государственных долгов посредством особых погасительных фондов, которые чаще всего образовывались через отчисление известной суммы денег, поступивших по займу. Погашение обыкновенно производилось путем сложных процентов, т. е. к суммам, получавшимся от погасительных фондов, прибавлялись проценты по уже оплаченным облигациям до окончательного погашения займов.

В большинстве случаев такой способ погашения государственных долгов не имел успеха. Это объясняется тем, что при системе погашения долгов с помощью погасительных фондов таковое производится непрерывно, т. е. даже тогда, когда состояние финансов государства не только не позволяет последнему уплачивать старые долги, но требует заключение новых займов. В результате иногда погашаются более легкие долги сравнительно с теми, какие в то же время приходится делать, так что погашение становится мнимым.

Англия, Франция и некоторые другие государства понесли большие убытки от того, что не прекратили погашение долгов и в годы дефицитов.

Глава XLI

 

Хотя в России местные союзы играют большую роль при удовлетворении разных общественных потребностей, местное финансовое хозяйство развито у нас гораздо слабее, чем в большинстве западноевропейских государств. И в количественном отношении наши местные финансы значительно уступают государственным.

Центр тяжести местного русского хозяйства лежит в земских финансах. В состав земских потребностей входят у нас обязательные, т. е. возлагаемые па земские учреждения государством, и необязательные потребности.

Управление земским хозяйством в разных местностях Империи организовано на различных началах. Именно, в губерниях, в которых введены земские учреждения, ведение земского хозяйства возложено на губернские и уездные земские учреждения, которые пользуются известною автономией по отношению к установлению сборов на удовлетворение потребностей, не признаваемых обязательными по закону. В остальных местностях Империи земские дела ведаются правительственными учреждениями - главным образом распорядительными комитетами; расширение деятельности этих учреждений, направляемых губернаторами, и установление обязательных сборов допускается здесь не иначе, как на точном основании закона.

Законом 2 апреля 1903 г. преобразованы учреждения, ведающие делами земского хозяйства в 9 западных губерниях (Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Минской, Могилевской и Подольской). Этим законом в названных губерниях образованы для заведывания земским хозяйством губернские и уездные комитеты и губернские и уездные управы.

Губернский комитет по делам земского хозяйства состоит под председательством губернатора из должностных лиц разных ведомств и земских гласных по 2 от каждого уезда; уездный комитет состоит под председательством уездного предводителя дворянства из разных должностных лиц и земских гласных от уезда. Председатели и члены губернских управ по делам земского хозяйства, непременные члены уездных управ, в которых председательствует уездный предводитель дворянства и земские гласные в 9 западных губерниях назначаются правительством. Председатели и члены управ получают содержание в определенном Законом 2 апpеля 1903 г. размере; земские гласные получают при разъездах в пределах губернии по делам службы и при вызовах в собрание комитетов прогоны на 2 лошади из земского сбора и по 3 р. суточных денег.

Вновь образованным учреждениям переданы дела, бывшие до того в заведывании приказов общественного призрения, дела о земских повинностях, которыми заведывали губернские распорядительные комитеты, дела по управлению врачебною и ветеринарною частью в уездах и дела по взаимному губернскому страхованию имуществ, а также капиталы, имущества, доходы и запасы, относящиеся к делам, им подчиненным.

В губерниях земских действует Положение о земских учреждениях 12 июня 1890 года, внесшее в организацию уездных учреждений сословный элемент и значительно усилившее сравнительно с Земским положением 1864 г. правительственный надзор над земскими учреждениями.

К обязательным земским расходам отнесены расходы по предметам повинности дорожной, потребностей местного гражданского управления, местного хозяйства, благочиние и благоустройства и воинской повинности и потребности воинского управления. Эти предметы перечислены в ст. 33-36 Устава о земских повинностях (изд. 1899 г. ).

Прежде к обязательным земским расходам были отнесены расходы по содержанию мировых судебных и местных по крестьянским делам учреждений, а также губернских статистических комитетов. Законом 1 июня 1895 г. распространенным на 34 земские губернии и на 14 неземских, эти расходы были приняты на счет казны с тем, чтобы освобождающиеся от этого суммы были обращены на образование по каждой губернии особого специального дорожного капитала, расходуемого на улучшение и сооружение путей сообщения, имеющих значение для местных сельскохозяйственных, промышленных и торговых интересов. От этого в 34 земских губерниях освободилось более 6 м. р., а в 14 неземских губерниях более 2 1/2 м. р. Но, так как этих сумм оказалось недостаточным для приведения дорог в удовлетворительное состояние, то по Закону 8 февраля 1899 г., Министру финансов, по соглашению с Министром внутренних дел, предоставлено выдавать из казны земским учреждениям наиболее нуждающихся губерний процентные ссуды на устройство и улучшение местных путей сообщения, с уплатою этих ссуд из специального дорожного капитала.

В 1900 г. земские учреждения были освобождены от ряда расходов общегосударственного характера, относившихся прежде на земские суммы, как-то: на помещение воинских присутствий, квартирное довольствие полиции и судебных следователей и на некоторые другие предметы.

Бывшее прежде в руках земских учреждений продовольственное дело перешло в заведывание правительства.

С 1893 г. к числу обязательных земских расходов были отнесены расходы по оценке недвижимых имуществ, облагаемых земскими сборами, а с 1899 г. на этот предмет отпускается губернским земствам 34 земских губерний из государственного казначейства пособие в размере 1 м. р. в год; по мере окончания оценочных работ в отдельных губерниях, назначенная им сумма пособия поступает в распоряжение местного губернского земства, для расходования на общих с земскими сборами основаниях.

Крупные суммы расходуются нашими земствами на нужды народного здравия и народного образования, причем значительная часть расходов на эти предметы относятся к числу необязательных земских расходов. Расходы земских учреждений на народное образование сильно возрасли в последнее время: в 1868 г. они составляли всего 738 т. р., а в 1900 г. они уже превысили 16 м. р.

Главным источником получения средств в нашем земском хозяйстве являются земские сборы, которые могут быть назначаемы со следующих предметов с недвижимых имуществ в городах и уездах, с промысловых свидетельств и с патентов на заводы для выделки напитков, обложенных акцизами, и изделий из спирта и вина, а равно с заведений для продажи питей, где не введена казенная продажа питей, с проезжающих по дорожным сооружениям и переправам, находящихся в заведывании земства. Кроме того, Губернским Земским Собраниям предоставлено устанавливать сборы со скотовладельцев на расходы по принятии мер против думы местного рогатого скота, а с лиц, не исполняющих натуральной повинности по истреблению вредных для полей и лугов насекомых и животных.

При обложении земскими сборами недвижимых имуществ общим основанием служит ценность и доходность облагаемых имуществ, при этом при обложении фабричных, заводских и торговых помещений принимается в расчет ценность и доходность только самих помещений, независимо от доходности производимых в них оборотов.

Закон 12 июня 1900 г. установил предельное обложение недвижимых имуществ земскими сборами. По этому закону земские сборы с недвижимых имуществ не могут быть повышаемы по усмотрению земств, более, нежели на 3% в год. Если внесенные в земские сметы расходы потребуют более значительного обложения земскими сборами недвижимостей, то губернаторам предоставлено в случае признания ими на основании заключений местных по земским и городским делам присутствий, проектируемого земским собранием повышение сборов посильным для населения, утверждать земские сметы с этими повышениями. Если же губернское начальство признает, что повышение сборов превышает платежные силы населения, то министрам внутренних дел и финансов предоставлено право при невозможности сократить какие-либо земские расходы, выдавать земствам пособие из казны и входить в Государственный Совет с представлениями об отнесении на будущее время некоторых земских расходов на средства казны.

Установленные в земские и городские доходы сборы с торговых документов взимаются с промысловых свидетельств в следующих размерах: с цены промысловых свидетельств на торговые предприятие I и II разрядов на промышленные предприятия первых 5-ти разрядов и на пароходные предприятия - не свыше 15%, а с цены всех прочих промысловых свидетельств - не свыше 10%.

Сверх перечисленных сборов, в доход земства поступают: 1) трактирный сбор с заведений трактирного промысла вне городских поселений, 2) судебная пошлина и сбор с бумаги, взимаемые с гражданских дел, производящихся в мировых судебных установлениях, у земских начальников, городских судей и уездных членов окружного суда, а также в уездных съездах и окружных судах, когда таковые исполняют обязанности съездов мировых судей, 3) сбор со свидетельств, выдаваемых мировыми съездами, на право ходатайства по чужим делам в мировых судебных, установлениях, 4) вычеты из жалованья и других окладов у чиновников, получающих содержание из земских сумм, за отпуски, превышающие срок, дозволенный Уставом о службе, и 5) вычеты на пенсии из жалованья чиновников, производимого из земских сумм, если получающим оное определены пенсии из того же источника.

Земства могут получать доходы также от принадлежащих им имуществ и капиталов.

Земские сметы расходов и доходов составляются губернскими и уездными земскими управами и утверждаются губернскими и уездными земскими собраниями.

Одобренные губернскими и уездными собраниями, смотря по принадлежности, сметы, представляются губернатору и сообщаются управляющему Казенною Палатою который свои замечания на эти сметы препровождает на усмотрение губернатора.

Если губернатор найдет, что в уездной земской смете нарушен закон, или что она не соответствует общим государственным пользам и нуждам, или что она явно нарушает интересы местного населения, то свои замечания против такой сметы он предлагает губернскому земскому собранию. При несогласии губернатора с постановлениями губернского земского собрания, состоявшимися по замечаниям губернатора против уездных смет и раскладок, а равно по губернской смете такие постановления передаются на рассмотрение губернского по земским делам Присутствия.

На решение этого Присутствия Земское Собрание может принести жалобу Правительствующему Сенату, причем такая жалоба приносится земскою управою губернатору и им представляется, с подлинным по делу производством, министру внутренних дел, который вносит ее, со своим заключением, на разрешение Правительствующего Сената.

Если губернатор признает, что постановление земского собрание не соответствует общегосударственным пользам и нуждам или нарушает интересы местного населения, то он представляет таковое, по предварительном рассмотрении его в Губернском Присутствии и с заключением последнего министру внутренних дел.

Министр внутренних дел или разрешает исполнение представленного ему постановления земского собрания или входит с представлением об отмене, либо изменении его. Если, вследствие этого, должно последовать возвышение земского обложения против определенного земским собранием размера, то дело разрешается Государственным Советом, а во всех прочих случаях - Комитетом Министров.

В губерниях, в которых не введены земские учреждения, земские сметы составляются на каждые 3 года Губернскими распорядительными комитетами и утверждаются в законодательном порядке.

В 9 западных губерниях, в которых преобразованы учреждения, заведывающие земским хозяйством, земские сметы и раскладки составляются уездными и губернскими управами по делам земского хозяйства и рассматриваются и проверяются уездными и губернскими комитетами по делам земского хозяйства и представляются на утверждение министра внутренних дел, по соглашению с министром финансов.

Если министр внутренних дел усмотрит, что представленные смета и раскладка составлены несогласно с законами, то он, по соглашению с министром финансов, вносит в смету и раскладку соответственные изменения и исправления. Если же будет усмотрено, что смета и раскладка не соответствует общим государственным пользам и нуждам или явно нарушает интересы местного населения, то министр внутренних. дел., по соглашению с министром финансов, вносит свои соображение о сем в Государственный Совет. Точно также на усмотрение Государственного Совета вносятся возникшие при рассмотрении смет и раскладок в Хозяйственном Департаменте минитерства внутренних дел разногласие и предположение об увеличении земских сборов с недвижимостей свыше 3% предельной нормы для выполнение внесенных в земские сметы неотложных расходов.

Города у нас также принимают большое участие в удовлетворении разных общественных потребностей, как имеющих общегосударственное значение, так и вызываемых проявлением местной городской жизни. Таким образом, получаются обязательная и необязательная сфера деятельности городского самоуправления. На городские средства законом возложены расходы по содержанию городского управления, полиции, пожарного дела, городских общественных зданий, улиц и разные издержки по отношению к воинскому управлению. Засим городскому самоуправлению предоставлено производить расходы и на другие полезные и непротиворечащие закону предметы. Многие русские города тратят большие суммы на народное образование, санитарную часть, благотворительность и на разные другие предметы.

Источниками для покрытие городских доходов служат принадлежащие городам имущество, пошлины и налоги.

Между пошлинами фигурируют сборы с нотариальных актов. Именно по 201 ст. Положение о нотариальной части со всех обязательств и договоров, совершаемых нотариусами, равно как и с предъявляемых им к засвидетельствованию или к протесту, взимается, сверх казенных пошлин, сбор в доход того города, посада, местечка или волости, где документ совершен или предъявлен, за исключением тех обстоятельств и договоров, кои изъяты от сего сбора по закону, или были уже оплачены этим сбором.

Что касается городских налогов, то таковые у нас довольно разнообразны. По действующему Городовому Положению 1892 г., в пользу городских поселений устанавливаются следующие сборы: 1) оценочный с недвижимых имуществ; 2) с документов на право торговли и других промыслов; 3) с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавок; 4) с извозного промысла; 5) с лошадей и экипажей, содержимых частными лицами: 6) с собак и 7) с перевозного промысла.

Размер оценочного городского сбора в недвижимых имуществах определяется в процентах с чистого дохода сих имуществ, определенного общественным управлением посредством оценки, или, при невозможности определения чистого дохода, по стоимости имуществ. Размер этот не должен превышать 10% чистого дохода с имуществ или 1% их стоимости.

Городские сборы с торговых документов взимаются одновременно с казенным сбором в виде определенного процента с их цены, но в размерах не свыше установленных для земских учреждений. т. е. не свыше 25, 15 и 10%, смотря по роду документов.

Сверх перечисленных сборов городским думам предоставлено ходатайствовать о введении в пользу городов квартирного налога. Такие ходатайства вносятся через министра внутренних дел на утверждение в законодательном порядке.

В пользу некоторых городов, на основании особых положений, установлены сборы с привозимых и вывозимых товаров. Такие сборы взимаются в некоторых портовых городах, причем доход от этих сборов обыкновенно предназначается на улучшение портовых сооружений и замощение улиц, по которым провозятся грузы в порт и из порта.

Над удовлетворением разных потребностей жизни трудятся также и сельские общины, для чего им приходится вести свое особое хозяйство, называемое у нас мирским хозяйством.

Задачи мирского хозяйства также разделяются на обязательные и необязательные. Удовлетворяются они так называемыми мирскими повинностями; таковыми по Положению 19 февраля 1861 г. признаются лишь повинности, относящиеся до нужд только одного известного общества, волостного или сельского.

К обязательным мирским повинностям относятся содержание волостного и сельского общественного управления, принятие законом устанавливаемых мер против эпидемий и эпизоотий, устройство и поддержание сельских запасных магазинов, содержание в исправности проселочных дорог, меж и межевых знаков на мирских землях, содержание караулов в селах, призрение круглых сирот и престарелых, дряхлых и увечных членов общества, неспособных к труду и не имеющих родных, которые могли бы смотреть за ними, принятие мер против пожаров (в том числе и лесных), наводнений, саранчи, хищных зверей, овражков и других общественных бедствий.

Необязательными мирскими повинностями являются сборы, которые могут быть устанавливаемы крестьянскими обществами по приговорам, составленным по согласию не менее 2/3 всех крестьян, имеющих право голоса на сходе, на устройство и поддержание церквей, на сельские школы и на другие общественные и хозяйственные нужды крестьян.

Иногда мирские сборы на волостные и мирские расходы достигают значительных размеров и составляют крупную долю уплачиваемых крестьянами налогов.

В последнее время выдвинулся вопрос о пересмотре законодательства о мирских сборах. При этом весьма ценным материалом являются заключение губернских совещании, которые у нас были образованы для пересмотра законодательства о крестьянах.

Законом 12 марта 1903 г. круговая порука была отменена в полном объеме, т. е. и при взимании с крестьян мирских сборов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.