|
|||
Габриэль Алмонд— американский политолог, специалист в области теоретической и сравнительной политологии. Приобрёл популярность благодаря своим работам по теориям политической системы и политической культуры. Автор структурно-функциональной модели. Широко использовал концепцию «входа и выхода» в анализе политических систем и уделил много внимания изучению соответствующих функций. Алмонд хорошо проиллюстрировал связь между политическими ориентациями граждан и особенностями функционирования политической системы. Функционирование системы в окружающих ее средах (т. е. в обществе с его остальными системами и на международной сцене) описывается в категориях возможностей и собственно функций системы. Именно на этой основе, т. е. в категориях системных возможностей, функций преобразования, функций сохранения и адаптации системы, а также соотношений между этими тремя классами функций, Алмонд предложил сравнивать политические системы. Понятие системы как аналитический инструмент, заимствованный из биологии и кибернетики, нуждалось в адаптации к потребностям политической науки. По мнению Алмонда, подобная адаптация возможна путем установления «исключительного отношения» политической системы (и политики в целом) к использованию или угрозе применения легитимного насилия (физического принуждения и жестких санкций), наделяющих любые институты и процессы собственно политическими аспектами. Алмонд развил классификацию системных входов в виде требований и поддержки, предложенную Дэвидом Истоном, выделив четыре типа требований: 1) требования товаров и услуг (в виде, например, возможностей для образования и отдыха, транспортной инфраструктуры и т. п. ); 2) требования относительно правил, регулирующих поведение, как людей, так и больших структур (рынков и др. ); 3) требования относительно участия в политической системе в виде избирательного права, свободы собраний и т. п.; 4) «символические входы», например, требования относительно демонстрации величия и мощи государства в ситуациях кризисов и т. п. Ученый также описал четыре типа поддержки, предоставляющей необходимые для функционирования системы ресурсы: 1) материальная поддержка в виде уплаченных налогов или предоставленных гражданами услуг вроде воинской повинности; 2) согласие исполнять законы и прочие правила; 3) политическое участие, например, поддержание политического общения, участие в выборах и т. п.; 4) демонстрация почтения к властям, официальным политическим символам и ритуалам. В свою очередь системные выходы Алмонд предложил распределять по четырем классам действий, в целом соответствующим четырем типам поддержки: 1) извлечения, которые принимают формы всевозможных сборов, налогов и т. п., а также индивидуальной службы системе; 2) всевозможные правила, регулирующие поведение людей и их взаимоотношения; 3) распределение товаров, услуг, статусов и др.; 4) «символические выходы», включающие утверждение ценностей, демонстрацию политических символов и др. В политической (как и в любой другой) системе происходит преобразование требований и поддержки в системные выходы. Система стабильна, т. е. находится в равновесном состоянии, при легитимном и/или предсказуемом соответствии системных выходов входам требований и поддержки. Следует отметить, что системные входы берут начало не только из окружающих систему сред (общество, другие политические системы), но и внутри системы, например, в политических элитах. Если функции преобразования свойственны всем политическим системам, то неизменно специфичными являются структуры, институты и роли, задействованные в осуществлении данных функций. Функциональная специфика структур, институтов и ролей, свойственных конкретным системам, делает возможным эффективное сравнение политических систем. Алмонд предложил следующую классификацию функций преобразования: 1) артикуляция интересов или требований; 2) агрегация (объединение) интересов в конкретные планы действий; 3) преобразование планов действий в авторитетные правила (официальные политические курсы); 4) применение общих правил к частным случаям; 5) толкование правил в конкретных ситуациях; 6) распространение информации о происходящем в самой политической системе и передача информации в социальную и международную среды. Введение в анализ политических систем категории системных возможностей позволяет оценить влияние окружающих сред на систему, а также воздействие последней на данные среды; кроме того, становится возможным сравнение политических систем по показателям эффективности их функционирования. Системные возможности выступают в качестве своего рода величин для измерения эффективности функционирования политической системы. На основании классификации входов и выходов Алмонд построил свою классификацию системных возможностей: 1) возможности извлечения (показывают степень эффективности извлечения материальных и человеческих ресурсов из общества и международной среды; доступны количественному измерению в виде доли внутреннего национального продукта и т. п. ); 2) регулятивные возможности (отмечают степень и способы контроля политической системы над поведением индивидов и групп и над их отношениями); 3) возможности распределения (обозначают распределение политической системой всевозможных благ, ресурсов, статусов между индивидами и группами); 4) символические возможности (демонстрируют модели и способы, а также степень эффективного представления системой символов в обществе и на международной сцене); 5) возможности отвечать на требования (показывают зависимость между входами и выходами в виде степени соответствия между ними). Применив функциональный подход, Алмонд связал уровень системного развития с дифференциацией структур и ролей в обществе, автономией его подсистем и эффективностью реализации системных возможностей и функций. Причина многих изменений в политической системе – дисфункциональные входы, например, в виде требований со стороны общества (превышающих наличные системные возможности) и т. п., причем очень важна реакция элит натакого рода требования, и в целом влияние элит на процессы социализации и рекрутирования новых членов. Системные изменения представляют собой появление новых ролей, установок, институтов, системных возможностей и т. п.
|
|||
|