|
|||
Здравствуйте уважаемые студенты!
9. Проверка прочности шпоночных соединений 9. 1. Ведущий вал: dш = 45 мм; Размеры шпонки: b * h * l = 14*9*42; t1 = 5, 5 мм по ГОСТ 23360-78 табл. 8. 9 стр. 169 [2] Условие прочности на смятие 2Тш σ cмmax = —————— ≤ [σ см] d (h - t1) (l – b)
2*54, 1*103 σ cмmax = —————— =24, 5 МПа 45(9-55)(42-14)
Следовательно, условия прочности соблюдаются, то есть 24, 5< 100 ÷ 120 МПа, или σ cмmax< [σ см] 9. 2. Ведомый вал: dк = 50 мм; Длинна шпонки l = 50 мм. b * h * l = 14 * 9 * 50 мм; t1 = 5, 5 мм Размеры шпонок определяем по ГОСТ 23360 – 78 табл. 8. 9. стр. 169 [2] 2Тк σ cмmax = —————— ≤ [σ ] d (h - t1) (l – b)
Допускаемое напряжение смятия при стальной ступице [σ см] = 100 ÷ 120 МПа Тк = 199 * 103 Н * мм. 2 * 270, 7 * 103 σ cмmax = ————————— = 87 МПа 50(9 – 5, 5) (50 – 14)
σ cмmax< [σ см], т. е. 87 < 100 ÷ 120 МПа, Условие прочности для шпоночного соединения выполняется. Следовательно, для валов применяем призматические шпонки из Стали 45 нормализованной по ГОСТ 23360-78
10. Уточненный расчет валов
10. 1. Ведущий вал
Построим эпюры изгибающих моментов. ЭnMx. Mx1 = 0; Mx2 = 0; Mxmax = Ry * l1 = 270 * 56 = 15120 Н * мм ЭnMу. Mу1 = 0; Mу2 = 0; Mуmax = Rх* l1 = 675 * 56 = 37800 Н * мм Эпюра крутящих моментов: Мz = Tш = 54, 1 * 103 Н. мм. Суммарный изгибающий момент ______________ _____________ Миmax = √ ( Mxmax)2 + ( Mуmax)2 = √ 151202 + 378002 = 40, 7 кНмм. Материал вала тот же, что и для шестерни – сталь 40Х, улучшенная. По табл. 3. 3. при диаметре заготовки dш = dа = 66 (т. е. до 100 мм) σ b = 930 МПа. σ -1 = 0, 43 σ b= 0, 43 * 930 = 400 МПа τ -1 = 0, 58 * σ -1 = 0, 58 * 400 = 232 МПа Определяем коэффициент запаса прочности на кручение
τ -1 Tш S = Sτ = ———————— ≤ [S]; τ ν = τ m = —— Кτ 2Wк НЕТТО —— * τ ν + ψ τ * im ε τ
π d3 bt1(d - t1)2 π * 453 14 * 5, 5 (45 – 5, 5) 2 Wк НЕТТО = ——— - ————— = ——— - ———————— = 16548 мм3 32 2dш 16 2 * 45
π d3 bt1(d - t1)2 17883 W НЕТТО = ——— - ————— = ——— - 1335 = 7607 мм3 32 2d 2
Tш 54, 1 * 103 τ ν = τ m = ————— = ————— = 1, 63 МПа 2Wк НЕТТО 2 * 16548
Кτ = 1, 9 табл. 8. 5. стр. 165 [2]
ψ τ = 0, 1 стр. 166 [2] для легированных сталей.
ε τ = ε σ = 0, 67 табл. 8. 8. [2].
τ -1 232 S = Sτ = ———————— = —————————— = 48, 43 > [S] Кτ 1, 9 —— * τ ν + ψ τ * τ m —— * 1, 63 + 0, 1 * 1, 63 ε τ 0, 67
Допускаемый коэффициент запаса прочности [S] = 2, 5 стр. 162 [2]; Условие прочности соблюдается, то есть S > [S]
Коэффициент запаса на изгиб σ -1 S = Sσ = ———————— Кσ —— * σ ν + ψ σ * σ m ε σ σ m = 0; Кσ = 1, 9 табл. 8. 5. [2]; ε σ = 0, 67 табл. 8. 8. [2];
Мис 40, 7 * 103 σ ν = ———— = —————— = 5, 35 МПа. W НЕТТО 7607
σ -1 400 400 S = Sσ = ———————— = ———————— = ——— = 26, 37 > [S] Кσ 1, 9 11, 1 —— * σ ν + ψ σ * σ m —— * 5, 35 + 0 ε σ 0, 67
Результирующий коэффициент запаса прочности: Sσ * Sτ 26, 37 * 48, 43 S = ———— = —————— = 20 √ Sσ 2 + Sτ 2 √ 26, 372 + 48, 432
Итак, имеем S > [S], т. е. 20 > 2, 5 Так как нагрузка на вал сравнительно небольшая, получили большой коэффициент запаса прочности. А это значит, что для вала можно применять сталь с более низкими механическими характеристиками. Примем для обоих валов сталь 45, улучшенную.
10. 2. Ведомый вал. Рассчитаем и построим эпюры изгибающих моментов. Расчет ведем по характерным сечениям. Эn. Mx: Mx3 = 0; Mx4 = 0; Mxс = Ry3 * l2 = 270 * 57 = 15390 Н мм. Эn. Mу: Mу3 = 0; Mу4 = 0; Mус = Rх3 * l2 = 675 * 57 = 38475 Н мм. Эn крутящих моментов: Мz = Tк = 270, 7 * 103Н мм. Суммарный изгибающий момент: ___________ ___________ Мис = √ Мхс2 + Мус2= √ 15, 42 + 38, 52 = 95500 Н мм. Материал вала сталь 40Х улучшенная. Временное сопротивление для d к = 50 мм (до 120 мм) σ -1 = 0, 43 σ b= 0, 43 * 930 = 400 МПа τ -1 = 0, 58 * σ -1 = 0, 58 * 400 = 232 МПа в= 930 МПа Определяем коэффициент запаса на кручении: τ -1 Tк S = Sτ = ———————— ≤ [S]; τ ν = τ m = —— Кτ 2Wк НЕТТО —— * τ ν + ψ τ * im ε τ
dк = 50 мм; bхh = 14 * 9; t1 = 5, 5 мм; Tк = 199 * 103 Н * мм.
π d3 bt1(d - t1)2 π * 503 14 * 5, 5 (50 – 5, 5) 2 Wк НЕТТО = ——— - ————— = ——— - ———————— = 24531 - 32 2dк 16 2 * 50
15250 = 23 * 103 мм3
π d3 bt1(d - t1)2 24531 W НЕТТО = ——— - ————— = ——— - 1525 = 10, 7 * 103 мм3 32 2d 2
Tк 270, 7 * 103 τ ν = τ m = ————— = —————— = 7, 2 МПа 2Wк НЕТТО 2 * 17, 7 * 103
π d3 bt1(d - t1)2 π * 503 14 * 5, 5 (50 – 5, 5) 2 Wк НЕТТО = ——— - ————— = ——— - ———————— = 17648 мм3 32 2dк 16 2 * 50
95500 Sσ = ———————— = 35, 1, 9 —— 0, 67
где σ ν = 12, 2 МПа Wк НЕТТО = 7824 мм3
Дальнейший расчёт можно не продолжать так как, учитывая расчёт ведущего вала, видим, что получим большой коэффициент запаса прочности вала. Значит, размеры ведомого вала можно уменьшить.
Урок (13. 01. 22) Здравствуйте уважаемые студенты! Напоминаю, нам разрешили провести консультацию в техникуме. В понедельник в 10 часов утра жду вас всех в кабинете №204. Самойлова Н. В. вам об этом сообщит дополнительно. Сегодня высылаю вам материал по следующим главам курсового проекта. Этот материал есть в учебнике С. А. Чернавский, Курсовое проектирование деталей машин, в примере расчетов.
11. Посадки соединений
Н7 Посадка зубчатого колеса на вал —— ГОСТ 25347- 82 р6 Н7 Посадка шкивов клиноременной передачи ——. h6 Шейки валов под подшипники выполняются с отклонением вала К6. Отклонение отверстий в корпусе под наружные кольца подшипников Н7. Н7 Мазеудерживающие кольца —— h6
12. Выбор сорта масла Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, погруженного на 10 ÷ 15 мм. Объем масла в редукторе подсчитываем из расчета 0, 25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности. V = 0, 25 * 3, 4 = 0, 85 дм3 По данным таблицы 10. 8. [2] устанавливаем вязкость масла. При σ н = 59, 5 МПа и окруженной скорости V = 2, 5 м/с табл. 10. 8. [2]. По табл. 10. 10 [2] выбираем сорт масла: масло индустриальное И – 40 А по ГОСТ 20799 – 75* Для подшипников применяем пластичную смазку УТ – 1 табл. 9. 14. [2]. 13. Сборка редуктора
Перед сборкой редуктора внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищаем и покрываем маслостойкой краской. Сборку производим в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валом. 13. 1. Ведущий вал. Вал выполнен заодно целое с шестерней. На вал устанавливаем распорную втулку, надеваем мазеудерживающие кольца, устанавливаем шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80 ÷ 100 0С. 13. 2. Ведомый вал. Собирают аналогично, но вначале в шпоночный паз закладывают призматическую шпонку, напрессовывают до упора в буртик вала, зубчатое колесо, а затем производят те же операции, что и в § 13. 1. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно стыки крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки отверстий крышки и корпуса применяем бородок или штифты. Затем закладывают пластичную смазку в подшипниковые узлы, далее ставят крышки подшипников с металлическими регулировочными прокладками.
Вывод. В данном курсовом проекте согласно кинематической схеме я выполнил кинематический и силовой расчет привода, выбрал для него электродвигатель, сделал разбивку передаточного числа привода. Также выполнил расчет зубчатых колес редуктора и проверил их на прочность. Рассчитал валы редуктора с учетом заданной нагрузки. Определил конструктивные размеры шестерни и колеса, а также корпуса редуктора.
|
|||
|