|
|||
Елецкие кружева.Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 г. на Всемирной выставке в Вене. Работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. Елецкие кружева отличались от остального русского кружева тонкостью, рельефной сканью (более толстая или цветная нить, введённая в полотнянку), нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений. Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже (1937 г. ), Брюсселе (1958 г. ), Монреале (1967г. ), Осаке (1970 г. ). В 1994 г. на выставке в Москве елецкие кружева удостоены золотой медали. Всего же «елецкое чудо» экспонировалось на 120 международных выставках. Лучшие образцы работ елецких мастеров включены в коллекции ведущих хранилищ народного искусства, а также находятся во многих частных собраниях России и Европы. ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА В 1996 г. в ходе археологических раскопок в г. Ельце, на Красной площади близ Вознесенского собора, обнаружены фрагменты плетёного кружева из серебряной нити. Его датировали XVII – XVIII вв. Но вопрос о точной дате возникновения кружевоплетения в Ельце остаётся открытым. В книге В. М. Фалеевой описана прошва с вышитой под ней надписью: «сей плат сшила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года» Автор относит надпись не к кружеву, а к расположенной ниже вышивке. Но считает, что эта надпись позволяет датировать и кружево не позднее 1801 г., а наличие редкой сетки и изображение оленя (древний герб г. Ельца. ) говорят в пользу елецкого происхождения вещи. Официальным годом рождения елецкого кружева считается 1813 г., когда в имении князя Куракина была создана первая мастерская с 80-тью мастерицами. А уже в 1873 г. на выставке в Вене елецкое кружево получило мировое признание.
Сам кружевной промысел возник в середине XIX в. в среде государственных крестьян – потомков служилых людей. К середине ХIХ века, когда Елец превратился в торговый город, и император Николай 1 своим указом от 1 июня 1846 г. уравнял его в торговых правах с российскими губернскими и портовыми городами, кружевоплетение превратилось в кружевной промысел. Сперва женщины занимались плетением другого рода. Из шерстяной нити на больших коклюшках готовили шнур, так называемый «гарус», который шёл на отделку солдатских мундиров. С изменением армейской формы спрос на гарус упал. Его место заняло кружево. Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения. Постепенно кружево приобрело свой неповторимый облик, главной отличительной чертой которого стали природные мотивы и растительные орнаменты. Местные мастерицы ещё в первой половине ХIХ в. создали особый, самобытный стиль и технику плетения типично елецкого узора с обилием прозрачных ажурных решёток, отличающих елецкое кружево от вологодского и рязанского. В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности – «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «речёнка». Нитки и ткани окрашивались экологически чистыми, растительными составами собственного приготовления – из лепестков жёлтоцвета получали жёлтую краску, из полевого василька – голубую. Домашнее ремесло превратилось в целую отрасль кустарной промышленности: в 1867 г. кружево в Елецком уезде было важным видом отпускной торговли. В самом городе Ельце мастериц было немного, хотя городские мещанки являлись лучшими плетеями. Наиболее развито оно было в семи ближайших слободах – Суворовской, Ламской, Воронецкой, Верхнее-Дрезгаловской, Становлянской, Казацкой и Соловьёвской. За ними как бы второй пояс – Стегаловская, Афанасьевская, Извольская, Большебоевская, Каменская. Третий пояс – Ястребинская, Предтеченская, Богатоплатовская, Сергиевская, Краснопаленская и Чернавская. В конце XIX в. елецкое кружевное производство по своему объёму занимало в России первое место. Его расцвет в смысле единства стиля и достоинств плетения относится к 1870 – 1880 гг. По числу занятых в промысле мастериц в 30300 человек и объёму продукции наивысший уровень был достигнут к 1912 г. Занимались кружевоплетением и в подгорном Знаменском монастыре. Елецкоекружево устояло в вихре революций и гражданской войны. В 1921 г. в г. Ельце возникло товарищество кружевниц. В 1930 г. организован Елецкий союз кружевниц. Елецкие кружева, как и прежде, стали получать мировое признание. В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 г. – в Нью-Йорке. Как же удалось возродить практически угасший промысел? Организация кружевного промысла проводилась путем кооперирования, которое началось уже в 1918 г. В 1924 – 1925 гг. в Ельце был создан специализированный промысловый союз, который руководил кружевными артелями. К 1933 г. в 32 артелях состояло около 20 тысяч мастериц. При союзе кружевниц в 1928 г. организуется школа кружевниц по подготовке инструкторов и мастеров кружевоплетения (на фото: занятия кружевниц в школе). В 1939 г. после двухлетнего перерыва она вновь была открыта, но с начала войны прервала свою деятельность, хотя и ненадолго. За время своего существования школа выпустила сотни мастеров, многие из которых стали прославленными кружевницами. Среди них художники Александра Архиповна Дерюгина, Александра Ивановна Севрюкова, техник-копировальщик лаборатории Мария Федоровна Целых, заведующая базой Мария Яковлевна Федюнина, бракеры Лидия Николаевна Каверина, Роза Петровна Скрылева, мастер лаборатории Тамара Семеновна Овсянникова, председатель артели «Красный Октябрь» Варвара Евдокимовна Маркова, заведующая производством артели «Искра» Нина Николаевна Федотова и многие другие. Елецкий промысел в первые годы Отечественной войны практически прекратился. Когда фашисты захватили Елец, артель была уничтожена. Известно, что Дарья Николаевна Матюхина, местная мастерица, спасла «инструменты кружевоплетения», благодаря чему после войны народный промысел восстановили. А в 1944 г., несмотря на продолжающиеся бои на фронтах, восстанавливается Елецкий профсоюз кружевниц. В нем насчитывалось 7 артелей, позже – 23. Артели охватывали сёла – Плоское, Красное, Чернаву, Долгоруково, г. Задонск. Своими достижениями в обновлении художественного богатства елецкогокружева промысел был обязан золотым рукам многих тысяч сельских и городских мастериц. Елец стал одним из самых крупных центров кружевного производства в СССР. Комбинат художественных промыслов снабжает своей продукцией 95 городов Советского Союза. Елецкий Союз кружевниц стал самым большим предприятием Ельца по численности работающих и по объёму произведённой продукции. В 60-70-х гг. XX в. кружевницы и художники создали наибольшее количество уникальных художественных изделий. Кружевницы производят более 200 наименований всевозможной продукции. С 1954 по 1964 гг. Елецкий Союз кружевниц принимал участие в 40 Международных ярмарках и выставках в Праге, Нью-Йорке, Дели, Гаване, Пекине и Мехико. На внешнем и внутреннем рынках значительно повысился спрос на кружевную продукцию, которая перестала быть предметом роскоши. Елецкий кружевной промысел продолжал активно развиваться. Особенно знаменательны были 60-е гг., когда на Международной выставке в Москве было представлено 238 конкурсных работ, которые были награждены дипломами, денежными премиями и медалями, а Е. А. Шпакова, главный художник и кружевница А. П. Колчева были награждены орденами Ленина. За уникальные работы были награждены золотыми и серебряными медалями П. Е. Петрова, В. И. Григорьева, М. Ф. Целых, М. Д. Саввина, А. И. Севрюкова. В 1960 г. на Всемирной художественной выставке изделия елецких кружевниц в Нью-Йорке были награждены большой золотой медалью за высокое качество изделий и ассортимент. В чем причины устойчивого развития кружевного промысла в 60-80-х годах? Во-первых, елецкие кружевницы, мастера и художники внесли огромный вклад в художественное богатство, технику и технологию русского древнего кружевоплетения. В художественных мастерских Елецкого Союза кружевниц была создана новая технология упрощённого плетения парного и многопарного плетения кружев, когда с небольшим числом пар коклюшек можно было выполнить любой сложный узор. Но это было первым шагом елецких мастеров к изобретению новой технологии и техники парного сцепного плетения. В 70-80-х гг. основным мотивом елецкого узора остается цветок на стебле с листьями и цветами из пяти-семи лепестков. Главным направлением развития художественного стиля были цветочно-природные мотивы. Кружевницы и художники создавали морозные, звездные и цветочно-растительные мотивы и композиции. Сохранились традиционные особенности елецкого кружева: «скань» по контуру узора, различная плотность полотнянки и большое многообразие красивых решеток фона. В 1970 г. на Международной выставке в Японии (г. Осака) елецкие кружевные изделия были награждены золотой медалью и дипломом за качество и разнообразие продукции. Впервые за всю историю развития кружевного промысла елецкие кружева, мастера и художники были награждены правительственными наградами: Шпакова Е. А., художник А. Н. Прохорина и кружевница Клокова орденами Ленина; Жукова Н. С., Григорьева В. И. – орденами Трудового Красного Знамени; кружевница З. К. Архипова – орденом Трудовой Славы; художник П. Г. Петрова и кружевница З. П. Ванина – орденом «Знак Почета». В 1972 г. промысел первым в городе получил право выпуска кружевной продукции со Знаком качества. На Всесоюзной выставке народного хозяйства (ВДНХ) елецкий промысел имел свой павильон. Современная фирма «Елецкие кружева» – это сотни кружевниц, работающих как в цехах, так и на дому, это новые декоративные решения и технологические приёмы. Нынешний ассортимент продукции «Елецких кружев» – около 200 наименований. Сюда входят и строчевышитые изделия, выпускающиеся в отдельном цехе, и, разумеется, штучные, поистине уникальные как по замыслу, так и по исполнению ручные работы. Выполняют ельчане и индивидуальные заказы. Предприятие активно и плотно сотрудничает с 60 регионами России, ближним зарубежьем, постоянными партнерами здесь считают как минимум 200 торговых предприятий. Иностранцы обращают внимание на «Елецкие кружева» не случайно: в активе предприятия – более 30 дипломов и почётных грамот и две золотые медали за качество. Сейчас елецким кружевом торгуют по всей России. Спросом пользуется новая сезонная коллекция из цветного кружева. Елецкие кружева, как и встарь, легко и непринуждённо влюбляют в себя ценителей и знатоков прекрасного и, в свою очередь, дарят им ощущение молодости, сообщают красоту и неподражаемый стиль.
|
|||
|