Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТАТИЯ ЧЕТВЕРТАЯ



Придите, поклонимся Царю нашему – Богу (поклон земной).

Придите, поклонимся и припадем ко Христу Царю нашему Богу (поклон земной).

Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу – Царю и Богу нашему (поклон земной).

И после поклонов иерей, в предшествии диакона со свечей, кадит икону на аналое, иконостас, весь храм по кругу, и братию по чину.

Псалом 92

Господь воцарился, благолепием облёкся, облёкся Господь силою, и опоясался, иосновал вселенную, и она не поколеблется. С тех пор готов престол Твой, Ты – Сущий прежде всех времён. Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, вздымаю моря валы своии шумятводопады многие. Дивны валы морские, и дивен на высотах Своих Господь. Откровения Твои достоверны весьма; дому Твоему подобает святыня, Господи, до скончания века.

Псалом 113

По исходе Израиля из Египта, дома Иакова от народа чуждого, стала Иудея святыней Его, Израиль – владением Его. Море увидело – и побежало, Иордан обратился вспять, горы стали скакать, как овцы, и холмы, как ягнята у овец. Что тебе, море, что ты побежало, и тебе Иордан, что обратился ты вспять? Горы, что вы стали скакать, как овцы, и холмы, как ягнята у овец? От лица Господня потряслась земля, от лица Бога Иакова, обратившего скалу в озёра вод и утёс в источники вод. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей, чтобы никогда не сказали язычники: «Где же Бог их? » Бог же наш на небесах и на земле всё, что восхотел, сотворил. Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: Уста имеют – и не заговорят, глаза имеют – и не увидят, уши имеют – и не услышат, ноздри имеют – и не обоняют, руки имеют – и не осязают, ноги имеют – и не пойдут, не издадут звука гортанью своей. Подобны им да будут делающие их, и все надеющиеся на них. Дом Израиля уповал на Господа, Он – помощник и защитник их. Дом Аарона уповал на Господа, Он – помощник и защитник их. Боящиеся Господа уповали на Господа, Он – помощник и защитник их. Господь вспомнил нас и благословил нас, благословил дом Израиля, благословил дом Аарона, благословил боящихся Господа, малых с великими. Да прибавит Господь вам, вам и детям вашим: благословенны вы у Господа, сотворившего небо и землю. Небо небес – Господу, а землю Он дал сынам человеческим. Не мёртвые восхвалят Тебя, Господи, и не все нисходящие во ад, но мы, живые, благословим Господа, отныне и вовеки.

Псалом 85

Склони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ. Сохрани душу мою, ибо я благочестив, спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя. Помилуй меня, Господи, ибо буду взывать к Тебе весь день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, я возвысил душу мою. Ибо Ты, Господи, благ, и кроток, и многомилостив ко всем призывающим Тебя. Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего. В день скорби моей я воззвал к Тебе, ибо Ты услышал меня. Нет подобного Тебе среди богов, Господи, и нет равного по делам Твоим. Все народы, сколько Ты их сотворил, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё. Ибо велик Ты, и творишь чудеса, Ты – Бог единый. Направь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей. Да возвеселится сердце моё, в страхе имени Твоего. Исповедаюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твоё вовек, ибо велика милость Твоя ко мне, и избавил Ты душу мою из ада глубочайшего. Боже, законопреступники восстали на меня, и сборище сильных искало души моей, и не представили Тебя пред собою. И Ты, Господи, Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, взгляни на меня и помилуй меня, дай силу Твою отроку Твоему и спаси сына рабыни Твоей. Сотвори на мне знамение ко благу, и да увидят ненавидящие меня и постыдятся, ибо Ты, Господи, помог мне и утешил меня. Сотвори на мне знамение ко благу, и да увидят ненавидящие меня и постыдятся, ибо Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

Тотчас тропарь глас 1[[12]]

Животворящий поток божественной услады / явился креститься в струях реки, / напояя меня водами очищения, / и одевая меня в ризу нетления.

Стих: Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои.

Глас 7: Ужас было – взирать на Творца небес и земли, словно раба обнажившегося на реке и принимающего Крещение от руки раба ради нашего спасения. И сонмы ангелов в страхе и радости удивлялись, с ними же и мы поклоняемся Тебе: Спаси нас, Господи.

Стих: Вздымаю моря валы своии шумятводопады многие.

Глас 2: Когда Иоанн узрел Грядущего к Нему Господа Славы, / тогда пред всеми возгласил: / Сей поистине избавляет мир от погибели и нас спасает от скорби, / и дарует нам отпущение долгов и прощение грехов. / Бог из сострадания от Девы явился на земле / и нас из рабов превращает в Своих сынов, / и от тьмы просвещает человечество водою Божественного Крещения. / Собравшись, христиане, прославим Его, / вместе с Отцом и Божественным Духом.

Диакон: Премудрость

Чтец: Чтение пророка Исаии (49: 8-15).

Диакон: Вонмем

Чтец: Так говорит Господь: Во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе; и создал и дал Тебя [и назначил Тебя] в завет племенам, чтобы успокоить землю и унаследовать наследия пустынные, говорить тем, кто во узах: «Выходите», и тем, кто во тьме: «Откройтесь». На всех путях они будут пастись, и на всех тропах – пастбище их; не будут терпеть ни голода, ни жажды, и не поразит их ни зной, ни солнце; но Милующий их утешит их и среди источников вод поведет их. И превращу всякую гору в путь, и всякую тропу – в пастбище им. Вот, они издалека прибудут: эти – от севера и моря, а другие – из земли Персов. Да возрадуются небеса, и да возликует земля, да возгласят горы веселие и холмы – правду; ибо помиловал Бог народ Свой и смиренных народа [Своего] утешил. А Сион сказал: «Оставил меня Господь, и Господь забыл меня! » Неужели забудет женщина дитя своё, или не пожалеет чад чрева своего? Но если бы женщина и забыла их, но Я не забуду тебя, – говорит Господь [Вседержитель].

Диакон: Премудрость

Прокимен, глас 3: Господь просвещение моё и спаситель мой.

Стих: Господь защитник жизни моей.

Диакон: Премудрость

Чтец: Чтение послания апостола Павла к Титу(2: 11-14; 3: 4-7).

Диакон: Вонмем.

Чтец: Сын мой Тит, явилась благодать Божия, спасительная всем людям, наставляющая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские вожделения, целомудренно, и праведно, и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженной надежды и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревнитель добрых дел. Когда же явилась благость и человеколюбие Спасителя нашего Бога, – то не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости Он спас нас чрез купель возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы мы, оправданные Его благодатью, стали наследниками в надежде жизни вечной.

Диакон: Премудрость! С благоговеньем стоя`, услышим святое Евангелие.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему

Иерей: Чтение святого Евангелияот Иоанна (1: 29-34)[[13]].

Диакон: Вонмем.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе

Иерей: Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе

Чтец: Не покинь нас навсегда ради имени Твоего Святого, и не отвергни Завета Твоего, и не удали милости Твои от нас, ради Авраама – возлюбленного Тобой, и Исаака – раба Твоего, и Израиля – святого Твоего.

Стихира, глас 5

Руку твою, Креститель, / коснувшуюся чистейшего темени Владыки, / и перст, указавший на Него, / простри к Нему о нас, / имеющий пред Ним дерзновение великое, / и принявший от Него свидетельство, / что ты поистине больший из всех пророков. / Очи же твои, / узревшие Всесвятого Духа, / в виде голубя сошедшего, / вновь устреми к Нему, Креститель, / склонив Его на милость к нам. / И приди, стань посреди нас, / утвердив словно печатьюнашепеснопение / и предначиная торжество.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Иерей молитву:

Боже! образом Своим Ты нас почтил и самовластным произволеньем наделил! Избавь нас от всякой скорби, обступающей нас, сохраняя нас в вере и праведности во все дни жития нашего, постоянно преуспевающими в исполнении заповедей Твоих. Поистине у Тебя могущество и царство и сила и слава, у Отца и Сына и Святого Духа, от начала творения, в сей час и всегда, и во веки веков.

ЛИТАНИЯ

[Здесь уместно прочесть тот глубокосодержательный канон предпразднства, который помещен на Повечерии 4 или 5января]

Диакон: Помолимся о Святой Церкви Божьей, дабы Господь и Бог умиротворил, соединил и сохранил Её по всей земле.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: Всемогущий, Вечный Боже! Ты во Христе Твоём явил славу Твою всем народам. Храни на земле дела милосердия Твоего, дабы освященная Духом Твоим Святым Церковь Твоя, распространённая и умноженная по всей земле, сохраняла твёрдую веру в исповедании Имени Твоего, благословенный во веки.

Хор: Аминь.

Диакон: Помолимся об Архиепископе нашем и Патриархе (имя), и о епископе нашем (имя), дабы Господь и Бог наш, Который возвёл их в архиерейское достоинство, сохранил их в здравии, разуме, благочестии и без вреда, дабы свято они управляли святым Божьим народом.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: Всемогущий, Вечный Боже! Твоей премудростью держится вселенная, обрати милостивый взор на молитвы наши и избранного Церковью предстоятеля и патриарха (имя) и епископа нашего (имя) сохрани милостью Твоей, дабы под их началом народ христианский, Тобою управляемый, возрастал в вере и в любви, благословенный во веки.

Хор: Аминь.

Диакон: Помолимся о пресвитере нашем (имя), священнике [священноигумене/ священноархимандрите], дабы право ему возвещать слово Истины, и обо всём священстве Святой Церкви, а так же о диаконах, монахах и обо всём народе верных.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: Всемогущий, Вечный Боже! Святым Твоим Духом Ты освящаешь всю Церковь и управляешь Ею. Услышь нас, молящихся Тебе с народом Твоим, о служащих Тебе наших собратьях священниках, сослужащих нам диаконах, монахах, народе, и обо всех служителях Твоих, чтобы по дару благодати все они верно служили Тебе, благословенному во веки.

Хор: Аминь.

Диакон: Помолимся о тех, к кому обращено слово проповеди нашей, оготовящихся к принятию святого крещения, чтобы Господь и Бог отверз их сердца к принятию Слова Его и открыл перед ними двери милосердия Своего. Дабы чрез возрождающее омовение они, благодатью Христа, получили бы отпущение грехов, просвещение Истинной, озарение Святой Троицы. Усердно о них помолимся.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: Всемогущий, Вечный Боже! Ты из века в век непрестанно обогащаешь Церковь Твою новыми чадами, рождаемыми в крещении во Имя Твоё. Умножь веру и понимание у готовящихся к принятию крещения, и удостой их божественного возрождения в небесной купели, чтобы стали они, по благодати Христа, избранными детьми Твоими, Живоначальная Троица, благословенная во веки.

Хор: Аминь.

Диакон: Помолимся обо всех наших братьях и сёстрах во Христе, которых просветил Бог светом православной веры. Помолимся, чтобы их, просвещенных Светом Истины, Бог сохранил в единстве веры и любви во святой Церкви.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: Всемогущий, Вечный Боже! Ты собираешь разрозненное и сохраняешь собранное. Обрати Твой милостивый взор на паству Твоего Единородного Сына, чтобы нас всех, освященных единым крещением, соединила полнота разумения веры и нерушимый союз любви, явленной Тобою Откровением Духа во Христе Твоем, благословенный во веки.

Хор: Аминь.

Диакон: Помолимся опребывающих в иудейском заблуждении, чтобы Господь просветил их сердца и разум светом Нового и совершеннейшего Своего Завета.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: Всемогущий, Вечный Боже! Ты дал обетование Аврааму о народе избранном, народе Мессии. Пролей Твой свет на сидящих во мраке и не познавших Новый Завет, и Ветхого не удержавших. И простри к ним руку Твою, приводя их к познанию Христа Твоего в Духе Святом, вводя их в полноту спасения и в совершенное наследство веры Аврамовой, благословенный во веки.

Хор: Аминь.

Диакон: Помолимся о тех, кто не верует в Бога и отступает от Него, чтобы Господь, ведомыми Ему путями, обратил их души к свету веры. Усердно молимся о них.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: Всемогущий, Вечный Боже! Ты сотворил человека, чтобы он имел общение с Тобою и в Тебе имел бы смысл своего бытия. И после грехопадения человеку, утратившему полноту Истины, свойственно искать Тебя, а найдя, обретать в Тебе покой. Молим Тебя, Сущий и прославляемый во всём творении Боже, Любящий Отец в единстве с Сыном и Духом: Соверши чудо обращения к вере людей, сидящих во тьме неверия. Даруй им видеть знаки Твоей любви, и или в делах верующих, или вопреки нашему несовершенству, придти к Тебе – пределу наших желаний и возлюбленной цели нашего существования, благословенный во веки.

Хор: Аминь.

Диакон: Помолимся о тех, кто пребывает в превратностях веры и не верует во Христа Богочеловека или же имеет веру и мнение о Нем превратное. Усердно молимся о них.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: Всемогущий, Вечный Боже! Яви свет Христа Твоего – Твоей воплощенной Истины – тем, кто еще пребывает в суевериях, в лжеверии, во всякой ереси, отрицая или искажая Слово Откровения Твоего. Озари их осиянием Святого Духа и введи в паству спасаемых Тобою овец, в Церкви и чрез Церковь благоволившийспасать человека, благословенный во веки.

Хор: Аминь.

Диакон: Помолимся обо всех, кто управляет общественными делами, чтобы Господь Бог наш по Своей воли направлял их умы и сердца, дабы все мы жили в истинном мире и в благочестии.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: Всемогущий, Вечный Боже! В Твоих руках сердца человеческие. Обрати милостивый взор Твой на правителей государства нашего – всех в многоразличных ступенях власти пребывающих. Даруй им совершать то, что угодно Тебе и отвращаться от зла, изреки в сердцах их благое о Церкви Твоей и обо всех народах, созданных рукой Твоей, благословенный во веки.

Хор: Аминь.

Диакон: Усердно помолимся Богу Отцу Всемогущему, чтобы Он очистил мир от заблуждений, изгнал болезни, утолил голод, отворил двери темниц, разрешил узы, сохранил путников, возвратил странников, укрепил трудящихся, просветил учащихся, подкрепил учащих, даровал бы немощным здравие, а умирающим – вечное спасение. Помолимся!

Хор высшим голосом и мелодично: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: Всемогущий, Вечный Боже! Ты – утешение скорбящих и укрепление утомившихся. Да вознесутся к Тебе молитвы наши обо всех бедствующих и трудящихся, странствующих и учащихся. Даруй им возрадоваться, познав в нуждах своих Твоё милосердие, Отец щедрот, благословенный со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым Твоим Духом, во веки.

Хор: Аминь.

Диакон: Святейшим патриархам православным: Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому, Грузинскому, Сербскому, Румынскому, Болгарскому, и всех прочих автокефальных церквей предстоятелям, многая лета.

Диакон: Великому господину и отцу нашему, святейшему патриарху Московскому и всея Руси (имя), многая лета.

Хор: Многая лета!

Диакон: Господину нашему Преосвященнейшему(имя), епископу (имя его области) с богохранимой его паствою многая лета.

Хор: Многая лета!

Диакон: Преосвященным митрополитам, архиепископам и епископам, настоятелю святого храма сего(сан и имя), и всему священному причту многая лета.

Хор: Многая лета!

Диакон: В монастырях: Спаси, Христе Боже, преподобного отца нашего священногумена(илисвященноархимандрита, – имя), с братией во Христе, и святую обитель сию в мире сохрани, и храм сей святой утверди во веки веков. Аминь.

Хор: Спаси Христе Боже. (3) На многая лета!

Диакон: Христианского благочестия ревнителям и защитникам Христовой Церкви и всем православным христианам подай, Господи, тишину и благоденствие, и изобилие плодов земных, и многая лета.

Хор высочайшим голосом и мелодично: Многая лета!

Чтец: Господи помилуй (40 раз)

Чтец: Во всякое время и повсюду принимающий поклонение и прославление на небе и на земле Христе Боже, долготерпеливый, многомилостивый, милосерднейший, любящий праведных и милующий грешных, всех призывающий ко спасению обещанием будущих благ! Ты, Господи, прими в час сей и наши молитвы и направь жизнь нашу к заповедям Твоим: души наши освяти, тела очисти, помышления исправь, мысли очисти, разум уцеломудри и отрезви[[14]], и избавь нас от всякой скорби, бед и мучений. Огради нас святыми Твоими Ангелами, дабы ополчением их хранимые и наставляемые достигли мы единства в вере и познания неприступной Твоей славы, Благословенный во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (3)

Хор: Славаи ныне:

Хор: Поистине радостно нам воспевать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и непорочную [и] Матерь Бога нашего. Достопочтеннейшую херувимов и без сравнения славнейшую серафимов, без растления Слово Божье родившую, истинную Богородицу Тебя прославляем.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Иерей молитву:

Боже и Отец Славы, явленной Тобою нам в отроке Твоём Иисусе Христе, в Крещении которого Ты родил новый народ в качестве единственного наследника Твоего Царства. Молим Тебя: Ты удостоил нас погрузить жизнь свою в жизнь и смерть и воскресение Иисуса Христа, Твоего возлюбленного Сына, укрепи же нас быть достойными сего бесценного и неописуемого дара, дабы достойно совершив свой земной путь, мы достигли бы и бесконечной радости Твоего Царства и прославляли бы сияние Славы Лица Твоего вместе с Единородным Твоим Сыном и Всесвятым Твоим Духом во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей осеняет народ десницей: Мир всем.

Хор: И духови Твоему.

Диакон: Главы свои пред Господом склоните

Иерей главопреклонную молитву:

Склони, Господи, ухо Твоё, и услышь наши молитвы. И всех покорно перед Тобой свои главы склонивших – благослови, сохрани и освяти благодатью, щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен Ты со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, здесь и повсюду, в сей час и всегда, и во всякое время, и во веки веков.

Хор: Аминь. Именем Господним, благослови, отче.

Иерей отпуст:

Во Иордане ради нашего спасения изволивший принять Крещение от Иоанна Христос Истинный Бог наш, по молитвам непорочной Своей Матери, святого славного пророка, предтечи и крестителя Своего Иоанна, святых духоносных апостолов, (святых храма и дня), святых добропобедных своих мучеников и всех святых, а преимущественно же своею добротой и человеколюбием помилует и спасёт нас, благословенный во веки веков.

И, целовавдесницы священников, расходимся, благодаря Бога, до вечернего часа.


[1]ἐ π ί σ κ ε ψ ι ς это не только визит, посещение, но еще и медицинский осмотр. А поскольку дальше говорится о недугах (ἀ σ θ έ ν ε ι α ), то слово «посещенье» тут явно не к месту.

[2]ἕ ν ε κ ε ν может иметь значение как конечной цели (ради чего), так и действующей причины (Имя – действующая сила, осуществляющая действия с результатом).

[3] Чтение особого тропарика на этом месте подразумевается структурой «обычного начала», о котором будет специальное наше авторское исследование.

[4]Эта стихира взята со стиховен утрени 5 января – ввиду того, что эти стихиры итак никто не слышит, а полагающиеся в обычном последовании стихиры поются дважды на водоосвящении.

[5] Этот фрагмент мы вносим по одному из альтернативных вариантов устава данных «Часов», т. к. он связан с пропетым тропарем.

[6] Фрагмент Марка в моем переводе, именно это чтение полагается в некоторых иерусалимских списках. То есть, просто местами меняются чтения 1-й и 2-й статии.

[7]Седален по 3 песни канона утрени 5 января – более подходит к чтению Евангелия этой статии.

[8] 1-й седален утрени 5 января.

[9] 2-й седален второго чтения утрени 5 января.

[10] 1-й седален второго чтения утрени 5 января.

[11]Хотя почти все варианты древних уставов дают тут чтение Мк, но тематически стихиры этой стадии говорят об удивлении Иоанна, а потому связаны как раз с нарративом Мф.

[12]2-й седален 1-й кафисмы утрени 5 января..

[13] Именно это чтение полагается в одном из древних Иерусалимских уставов. Заметим так же, что стихира, которую впоследствии почему-то всунули перед Евангелием на 4-й статии, как раз тематически связана с этим чтением – это классическая «евангельская стихира», исполнение которой полагается после Евангелия.

[14] Это прошение взято из дониконовских слав. текстов, его греческие истоки неизвестны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.