|
|||
Б.ВасильевИсследование художественного конфликта представляет особый интерес, так как в его изображении воплощается концепция автора. Но в то же время нельзя отождествлять автора и героя произведения. Конфликт определяет развитие действия и раскрывает характер героя. В то же время характер, раскрываясь в конфликте, является его первоисточником. Конфликт составляет структурную основу произведения. В произведении обычно несколько конфликтов: главный и второстепенные. Именно в их сочетании и переплетении проявляется художественное своеобразие произведения. Сущность конфликта в романе «Не стреляйте в белых лебедей» определяется противоборством враждебных явлений: мировоззрение, смыл жизни Егора Полушкина, с одной стороны, и Федора Бурьянова, с другой, внутренними психологическими процессами. « Не от ума, а от души» добр к людям Егор Полушкин. Чистота помыслов, стремление жить по совести, а не по расчету делают Егора личностью самостоятельной и в определенной степени целеустремленной. Ему свойственны прекрасные душевные качества, глубокая нравственность поступков, неумение идти на компромисс со своей совестью. «Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой, он не умел и не пытался казаться иным - ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть…а мы? » Так углубляется тема, и автор ведет нас через осеннюю мокрядь, через морозную тишину и весеннее цветение, - и через разные ступени роста и становления личности, трудные ступени. крутые ступени, составляющие единство жизненного пути человека, у которого «добрая совесть и совестливая доброта». Егора Полушкина в поселке звали «Бедоносцем»- начинается наше знакомство с главным героем романа. Отметим, Егор не всегда был «Бедоносцем», а стал им в собственно-романном, настоящем времени. Что же касается предроманной биографии героя, то о ней сказано, в одном абзаце, но абзац этот многого стоит. «С гнезда насиженного, где жили в родном колхозе если не в достатке, так в уважении, с гнезда этого вспорхнули. Будто птицы несмышленые или бобыли какие, у которых ни кола, ни двора, ни детей, ни хозяйства. Затмение нашло». Егор Полушкин несет на себе большой моральный заряд имения жить по совести. В первой части романа это умение выражается порой в рассуждениях, раздумьях героя, то во второй-это уже его поступки, причем самые решительные. Но людям часто трудно понять и принять такого максималиста, ведь тогда и самим нужно жить по высоким нравственным правилам, а это далеко не всегда просто. Вот и непонятно бригадиру плотников. Почему Полушкин «столько дён стенку мажет», не думая о премиальных, а чтоб совесть не «маялась». Он и траншею не роет. А «пишет». «И копал он стаким удовольствием, с каким работал когда-то в родной деревеньке. А тут майское солнышко, воробьи озоруют, синь небесная да воздух звонкий! И потому Егор, про перекуры забыв, и дно выглаживал. И стеночки обрезал, и траншея за ним еле поспевала. -Молоток ты, Полушкин-бодро сказал прораб, заглянувший через три часа ради успокоения. -Не роешь, а пишешь, понимаешь! » Но на пути траншеи попадется муравьиная кочка, которую Егор не решается разрушить. Это тоже мало кому понятно. Не понимает Егора и его жена- Харитина, видя все свои беды в неумении мужа «обратать» жизнь, проявить больше расчета и изворотливости. Только сын- «чистоглазый мужичок», как с гордость говорит о нем Егор,, глубоко понимает отца, его ранимую душу., желание сделать людям добро. Для раскрытия внутреннего мира героя, автор через отношение к детям, пытается по –новому заглянуть в душу Егора. Два мальчика одного возраста, учатся в одной школе, но какая разница в отношении к миру природы, к миру людей. Чистый и честный, бескорыстный и благородный Колька Полушкин и завистливый. Расчетливый, глубоко равнодушный к красоте и добру Вовка Бурьянов. Внутренне близки отец и сын Полушкины, они могут плакать над героями полюбившихся им книг, всей душой любят природу, понимает ее. Егор постоянно преподает сыну такую школу чувств, что веришь в их нравственную силу и жизнестойкость. Преподает уроки жизни своему Вовке и Федор Бурьянов -уроки нечестности, равнодушия ко всему, что не приносит выгоды. «Вот бы гипноз открыть. Чтобы все уснули. Ну, все! И тогда бы я у каждого по рублику бы взял, чтоб никто не заметил, »-вот о чем мечтает Бурьянов-младший. Глубоко раскрывается суть характера героя, когда Егору доверяют большое и ответственное дело, которое становится главным делом его жизни. Полушкина назначают лесничим и тут раскрывается перед нами вся поэтичность его души, глубокое понимание им красоты жизни, которую хочет «не замутив и не расплескав, принести людям» Герой понимает, что добро надо уметь защищать. А порой и вступать за него в бой. Люди с удивлением начинают замечать, что у этого «чудака» твердая воля, мужество. Схватка со злом заканчивается для Егора трагически: полуживой, избитый, он стремится задержать браконьеров на озере, но в неравной борьбе погибает. Не только белых лебедей защищал Егор, вступивший в поединок с браконьерами, он защищал свои убеждения, свое право быть хозяином и созидателем на этой земле. И погиб, как боец, не отступил, не дрогнул, бился, пока не истек кровью. Некоторые исследователи творчества Васильева говорят о сходстве Полушкина с тургеневскимКалинычем. Статья В. Шапошникова так и называется «Хори и ХХ века», в ней он говорит: « Под Калинычами ХХ века мы подразумеваем простых тружеников, людей, тонко чувствующих красоту окружающего мира и стремящихся приумножить эту красоту своим неутомимым повседневным трудом».
(часть2) Роман Б. Васильева упрекают в отсутствии художественной целостности, которой отличаются другие произведения автора, упрекают во внутренней противоречивости. Нам кажется необходимым показать, что оригинальное содержание облечено в соответствующую стилевую форму. Организующим и сюжетно и психологически центром является судьба одного героя. его частная жизнь. При этом автор синтезирует миф и реальность. Использование мифа приводит к возвышенно-эмоциональному тону повествования. Перед нами роман-притча, т. е. жанровая разновидность, в которой эпический элемент сведен до минимума. В притче писательстремится вскрыть «суть» человека. Стремлением к сути объясняется тот факт, что роман-иносказание всегда имеет более или менее абстрактную композицию. Герои же превращаются в символы-олицетворение принципа. В романе повышен трагедийный потенциал-главный герой погибает. Ненавистью к обывателю, ко всем, кто стремится к «сытости брюха», которая неизбежно переходит в «сытость души», для которой нет ничего важнее, чем собственное благополучие, насыщен роман Иносказательная образность проявляется уже в соотношении -Егор – Бедоносец-Георгий-Победоносец. « А Егор опять закрыл глаза, и опять мир широко раздвинулся перед ним, и Егор перешагнул боль, печаль, тоску. Он увидел мокрый от росы луг и красного коня на этом лугу. И конь узнал его и заржал призывно, приглашая сесть и скакать туда. Где идет нескончаемый бойи где черная тварь, извиваясь, все еще изрыгает зло». Автор использует прием реалистической сказки, где неудачник, своего рода Иванушка-дурачок одерживает победу ценой своей смерти. Егор «прощает», прекрасно понимая, что это прощение для Федора страшнее наказания. Наказание, какое бы оно не было, снимает вину с совести человека, переключая преступника на искупление вины перед обществом. А прощение Егора не снимает тяжести совершенного с совести Федора. От своей разбуженной совести ему уже никуда не деться. Известно, что великодушие обладает способностью будить задремавшую человеческую совесть. -Колька является своеобразным символом завтрашнего нравственного дня. Нет на свете Егора, но живет и будет жить Колька, который. подобно отцу, изберет самый прямой, бескомпромиссный путь жизни. Сущность конфликта романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей « определяется противоборством враждебных явлений, столкновением личности со средой, внутренними психологическими процессами. Конфликт обычно играет большую роль в раскрытии характеров героев, В романе «Не стреляйте в белых лебедей» Соотношение характера и среды таково: обстоятельства не столько формируют, сколько обнаруживают особенности личности Егора, которая сформировалась в иных условиях. Характер в произведении является основной единицей непосредственного содержания, в которой сосредоточен «социальный и психологический аспект изображения действительности». Художественный мир Б. Васильева –мир добрых чудаков и благородных героев. Он не лишен, быть может, дидактичности и мелодраматичности. Но выстроен очень умело и симметрично в контрастных ситуациях, но в о же время в главном сохраняет жизненную достоверность, авторскую заинтересованность в происходящем. Вопросы для домашнего задания: 1. В чём смысл названия повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»? 2. Какова, по-вашему, основная мысль этого произведения? Против чего восстаёт и что защищает автор? 3. В чем смысл жизни человеческой? Как об этом говорит Б. Васильев на примере жизни главного героя? 4. Егор Полушкин чутко вслушивается в жизнь природы, он видит и понимает её красоту, которая дорога ему способностью возвышать человеческую душу. Поэтому он не просто любуется природой — ему «хочется зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям». Что подтверждают эти слова автора? Чем озабочен главный герой? 5. Егор Полушкин противопоставлен в повести таким людям, как его свояк Фёдор Бурьянов. Писатель показывает противоположность нравственных принципов этих персонажей, рисуя их разное отношение к природе. Что главное в жизни для одного и что главное для другого героя? Кто Егор Полушкин: победитель или побеждённый? 6. Во все времена лебеди почитались как святые птицы. В большинстве стран и сегодня действуют законы по их защите – убийство лебедя считается преступлением и карается законом. Древние славяне верили, что кара за смерть птицы падает не только на убийцу, но и на весь род. Что символизируют в повести белые лебеди? 7. Можно ли говорить о том, что повесть Васильева оптимистична?
|
|||
|