Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 2 .Естественноприродные и культурные потребности человека. Мировоззрение. Философия как система мировоззренческого знания. Убеждения, мораль, вера, религия.



Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны.  

Мышление и сознание первобытного человека были «разбужены» его желанием удовлетворить свои разнообразные потребности, поиском путей их удовлетворения. (Это  поиск дает толчок зарождению сознания ). Затем сознание начинает обратное воздействие на потребности. - происходит их расширение, возвышение ). Наряду с физиологическими  возникают материальные потребности (новые виды продуктов питания,  украшения тела, жилища, одежды). Этот процесс привел к формированию сегодняшних  неимоверно  развитых  потребностей людей.

Под воздействием сознания формируются интеллектуальные   и духовные потребности. Первоначально они формировались в мыслительной деятельности в процессе поиска пищи, изготовления орудий труда, охоты, причем зачатки интеллекта зарождались параллельно с зачатками духовной жизни, эстетических представлений. На базе материальной целесообразности формируются понятия справедливости и несправедливости, нравственные нормы. Возникает эмоциональное восприятие окружающих явлений, развивается чувство красоты, зарождается  фольклорное искусство. Развивается производство материальных носителей, связанных с удовлетворением материальных и духовных потребностей ( письменность, музыкальные инструменты, картины, книги и т. д).                                                                                                               Т. о. жизнью человека управляют биологические, психологические и социальные, осознанные и неосознанные побудительные мотивы, стремления, ценностные установки, ориентиры и склонности, которые действуют и проявляются в сочетании с внешними условиями и ограничениями жизнедеятельности человека как биосоциального существа. Что касается систематизации и структурирования потребностей, нам известна классификация Маслоу , говорившего: «Я глубоко убежден, что человек живет хлебом единым, только тогда,  когда хлеба нет»:  

1. Голод, жажда, половое влечение
2. Безопасность                                                                                              
3. Принадлежность, причастность, любовь
4. Уважение, признание успеха, одобрение  
5. Познавательные потребности
6. Эстетические потребности
7. Потребность в самоактуализации, реализации   способностей, развитии собственной личности

 

Другой вариант классификации потребностей:

 

1. Базовые                                                                                                                           а) естественно-природные или физиологические (дыхание, вода, еда, секс, продолжение рода)                                                                                                        б) материальные ( территория, одежда, передвижение)                    
2. Социально-обусловленные                                                                                         а) в безопасности ( физической, психологической, правовой, экологической) б) коммуникативные(речь, письменность, информация, сми, служебные контакты, друзья, семья, потомство)                                                                                                     в) духовные ( вера, истина, добро, любовь, надежда, дружба, справедливость, терпимость, благородство, достоинство, честность)                                                г) интеллектуальные( познание, самопознание, обучение, изобретательство, творчество, наука)                                                                                                        д) эстетические (красота, искусство, развлечение)                                                                                                 е) самореализация (идентичность, карьера, лидерство, совершенство)            
3. Инструментальнные потребности - социально-экономические (экономические- пространство, территория, денежный оборот, финансовая система, валютная,  кредитная система, социальные- доходы, социальное обеспечение)                                                                                                                        
4. Общественно-политические (государство, законодательство, правохранительная система, партийная, государственная, национальная групповая идентичность  

 

Практически все потребности носят антропоцентристский характер, замкнуты только на человека, его потребностях. Любой элемент современной общественной системы нацелен на  удовлетворение той или иной потребности. Государство  сосредоточено на реализации социальных и инфраструктурных функций, передавая другим субъектам политические функции, суверенитет.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В мировоззрении пропорционально присутствуют различные компоненты:                                знания, убеждения,  верования,  настроения, стремления, надежды,  ценности, нормы, идеалы. В структуре  мировоззрения можно выделить                                                        1. Познавательный компонент, который    базируется на обобщенных повседневных, профессиональных, научных знаниях. Представляет собой конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты общественного и индивидуального сознания, стиля мышления той или иной эпохи.                                                 2. Ценностно-нормативный компонент – ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия. Одно из главных назначений мировоззрения не только в том, чтобы он опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность – свойство какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей людей входят представления о добре, зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение к миру формируется в виде определенной иерархии ценностей, на вершине которой располагаются  своего  рода  являются  социальные нормы – моральные, религиозные, правовые и т. п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека,  так и всего общества. В них в большей степени, чем в ценностях присутствует приказной, обзывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно значимое для человека с его практическим поведением. 3. Эмоционально - волевой компонент появляется, поскольку  необходимо эмоционально-волевое освоение знаний, ценностей и норм, превращение их в личные взгляды, убеждения, верования, а также вырабатывание определенной психологической установки на готовность действовать.     4. Практичекий компонент– готовность человека действовать, вести себя в конкретных обстоятельствах определенным образом. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на действенную, а на социальную позицию, он все равно стимулирует определенный тип поведения. Таким образом  мировоззрение – совокупность установок, выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения.

Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологическое мировоззрение (мифология), религиозное мировоззрение (религия), философское мировоззрение (философия).

Исторически первая форма – мифология. На самой ранней стадии общественного развития  человечество в форме мифов пыталось дать ответ на глобальные вопросы (происхождение и устройство мироздания, возникновение наиболее важных явлений природы. Большое внимание уделялось тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, подстерегающим человека на его жизненном пути. По Малиновскому, в первобытном обществе миф являлся не историей, которую рассказывают, а реальностью, в которой живут. Это практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Миф служит для оправдания общественных установок, санкционирования определенного типа верований и поведения. В первобытном обществе еще не существовало потребности в получении специальных знаний. Т. о. миф – это не первичная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе объединены зачатки знаний, религиозных представлений, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

 Основным тиром решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический (первоначала сводились к тому, кто кого родил). Т. о. миф был важным стабилизатором общественной жизни. Мифы  устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и государством, обществом и индивидом.

Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология была тесно связана с религией. На ранних стадиях они составляли единое целое, а целом – религия – независимая форма общественного сознания. Религия имеет свою специфику, заключающуюся в разделении мирана естественный и сверхъестественный. Специфика религии обусловлена тем, что основным ее элементом является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление особых отношений   со сверхъестественным. Всякий    миф становится  религиозным в той мере,  в которой  он включен в культовую  систему, выступая в роли ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, обретая характер вероучения, становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помогать преодолению исторически изменчивых, переходящих аспектов бытия, возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.                                    

Вера– это позиция и психологическая установка человека, заключающаяся в принятии определенных утверждений (догматов), в личном доверии к богу как устроителю жизни верующих. Религия– сложное духовное образование и общественно - историческое явление. Религия, с  одной стороны, формировала и формирует сознание значимости нравственных общечеловеческих норм и ценностей. С другой стороны, она может формировать фанатизм, вражду к людям другой веры.                       Исторические особенности   мифологического и религиозного мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью от непокоренных сил природы и общества, недостаточным развитием познавательного аппарата. По мере развития общества и совершенствования познавательного аппарата появляется возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит логос – разум. Философияи зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятияи суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие  от религиозного мировоззрения с его  преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план  интеллектуальные аспекты мировоззрения, образов, отражающих растущую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.  Термин философия впервые употребил Пифагор (580-500гг) (от греч. phileo – люблю и Sophia – мудрость). Вначале она означала совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер ( исследовала вопросы происхождения и устройства мира, происхождение человека и его положение в мире). Философия унаследовала весь объем позитивного знания, но рассмотрение мировоззренческих проблем происходило под другим углом зрения – с позиции рациональной оценки, с позиций разума. Т. о. философия– это теоретически сформулированное мировоззрение ( система взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку). Философия, как и наука, выступает в форме знания, носит систематизированный, упорядоченный характер,  опирается на теоретические методы исследования и использует логический инструментарий для обоснования собственных выводов. Как особый тип мировоззрения философия ориентирована не на образы страха и поклонения, а на рождение образов познания и самопознания в системе субъектно-объектного отношения. Философия открывает возможность постичь всеобщие законы развития мира вооружить человека знаниями о действии этих закононов. Основная специфика философии как формы универсального теоретического познания  заключается  в том, что это форма познания наиболее общих, всеобщих оснований бытия. Философии присуще рассмотрение мира  в том числе и за пределами  человеческого опыта. - никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную,  беспредельную в пространстве и непереходящую во времени, бесконечно превосходящую общественные силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны считаться. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям,  позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы. Т. о. универсализм – характерный признак философского способа постижения действительности. Важной особенностью также является субстанционализм ( субстанция ( лат) – сущность, лежащая в основе). Субстанция – это предельное основание, позволяющее сводить чувственное разнообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Универсализм и субстанционализм – не два разных, а  единый характерный признак философии, ибо предельные  обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции всех вещей, они характеризуют особенность философии как  теоретической формы освоения действительности. Специфика философии на самых ранних этапах развития проявлялась не в особых средствах выражения своих идей, а в особой установке, особом стиле мышления, который помимо универсализма и субстанционализма  проявляется в сомнениипо поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Т. о. одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить,  насколько прочны определенные человеческие установления и отбросить те  из них, которые отжили вой век, и  поставить на более прочный фундамент знания, выдержавшие проверку временем.  

Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности,  такое духовное пространство, которое имеет своим результатом:                            1) целенаправленно отобранные и систематизированные факты                                         2) логически выверенные гипотезы                                                                                 3) обобщающие теории,                                                                                                                      4) фундаментальные и частные законы, методы исследования.

 Наука– это система знаний и их духовное пространство, а так же практическая деятельность на их   основе. Современная наука - разветвленная   совокупность отдельных научных отраслей. Предметом  науки является не только виды окружающий мир, виды  движения материи, но и их отражение в сознании, т. е. сам человек. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, системный и вероятный подходы, многое другое. В каждой науке соответствующий эмпирический уровень (накопленный фактический материал), а теоретические уровни различных наук смыкаются в общетеоретическое философское объяснение открытых принципов и     законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Задание.

1. Законспектировать и выучить материал.

2. Прочитать Боголюбов. Обществоведение 10 класс. Параграфы 1-4.

3. Выбрать верные суждения о человеке и записать  цифры, под которыми они указаны:

1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство

сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость,

биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных

черт и качеств.

3) Человек наследует моральные нормы.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека

служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам

деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

 

 

.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.