Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3 глава (про виды)



 

«Введение» (в Категории Аристотеля) Порфирия («Isagoge») откомментировал дважды (в 504-09 гг. малый, после 510 г. сочинил большой комментарий).

Ком­мента­рии Бо­эция к Пор­фи­рию, ко­торый, в свою оче­редь, на­писал вве­дение к " Ка­тего­ри­ям" Арис­то­теля. Ины­ми сло­вами, на­чала схо­лас­ти­чес­кой ин­тер­пре­тации Арис­то­теля.


Введение

Наз­ва­ни­ем сво­ей кни­ги Пор­фи­рий ука­зыва­ет, что он на­писал вве­дение к " Ка­тего­ри­ям" Арис­то­теля.
Арис­то­тель ус­мотрел де­сять ро­дов всех ве­щей; один из них -суб­стан­ция, ос­таль­ные де­вять - ак­ци­ден­ции, а имен­но: ка­чес­тво, ко­личес­тво, от­но­шение, мес­то (ubi), вре­мя (quando), по­ложе­ние (situs), об­ла­дание (habere), дей­ствие (facere) и стра­дание (pati).

Та­ким об­ра­зом, де­сять ро­дов, от­кры­тых Арис­то­телем, во всем от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га. Но пред­ме­ты, ко­торые чем-ли­бо раз­ли­ча­ют­ся меж­ду со­бой, неп­ре­мен­но дол­жны об­ла­дать собс­твен­ным приз­на­ком (proprium), поз­во­ля­ющим каж­до­му из них сох­ра­нять осо­бую, единс­твен­ную в сво­ем ро­де фор­му. При этом собс­твен­ный приз­нак - сов­сем не то, что приз­нак прив­хо­дящий (accidens). Прив­хо­дящие приз­на­ки мо­гут по­яв­лять­ся и ис­че­зать, а собс­твен­ные так срос­лись с пред­ме­тами, собс­твен­ностью ко­торых яв­ля­ют­ся, что не мо­гут су­щес­тво­вать от­дель­но от них. … ока­залось, что для по­нима­ния (intelligentia) этих де­сяти ка­тего­рий не­об­хо­димо ра­зоб­рать­ся в дру­гих пя­ти и вы­яс­нить, что та­кое род (genus), вид (species), от­ли­читель­ный приз­нак (differentia) и приз­нак собс­твен­ный (proprium), а так­же прив­хо­дящий accidens).
Арис­то­тель соб­рал де­сять ро­дов ве­щей, ко­торые раз­де­лялись на из­вес­тное чис­ло от­личных друг от дру­га ви­дов; но эти ви­ды ни­ког­да не от­ли­чались бы друг от дру­га, ес­ли бы их не раз­де­ляли от­ли­читель­ные приз­на­ки. Да­лее, он раз­де­лил все ро­ды на суб­стан­цию и ак­ци­ден­цию, а эту пос­леднюю - на дру­гие [де­вять] ка­тего­рий

! он ис­сле­довал собс­твен­ные приз­на­ки от­дель­ных ка­тего­рий - обо всем этом на­писа­но в его " Ка­тего­ри­ях". Но что та­кое род и вид, что та­кое от­ли­читель­ный приз­нак и та са­мая ак­ци­ден­ция, о ко­торой он го­ворит, или собс­твен­ный приз­нак, -все это он опус­тил как за­ранее из­вес­тное. …И вот для то­го, что­бы чи­татель, прис­ту­па­ющий к " Ка­тего­ри­ям" Арис­то­теля, не ос­та­вал­ся в не­веде­нии от­но­ситель­но то­го, что обоз­на­ча­ет каж­дое из пя­ти вы­шепе­речис­ленных слов, Пор­фи­рий на­писал о них кни­гу; ес­ли про­честь эту кни­гу и вни­матель­но рас­смот­реть, что оз­на­ча­ет каж­дое из пя­ти [по­нятий], ко­торые в ней объ­яс­ня­ют­ся, лег­че бу­дет изу­чить и ос­мыслить то, что пре­под­но­сит Арис­то­тель.
что та­кое род и что от­ли­читель­ный приз­нак, что - вид, что - собс­твен­ный приз­нак и что - приз­нак прив­хо­дящий

 

3 глава (про виды)

помещать вид в порядке изложения раньше, чем отличительный признак, было бы несправедливо. Ведь отличительный признак вмещает в себя вид, так как именно отличительные признаки образуют сами виды. виды вторичны по отношению к отличительным признакам, а значит об отличительных признаках следовало бы говорить в первую очередь. " Так что если прежде, для обозначения (assignatio) рода, мы упоминали о виде, называя родом то, что сказывается о многих и различных по виду [вещах] в [ответ на вопрос] " что это? " - то теперь мы называем видом то, что подчинено обозначенному выше роду".
не следует мыслить роды и виды как некие субстанции или самостоятельные вещи (rec absolutae); родом или видом становится все то, что составляет свойства [той или иной] природы (in naturae proprietate consistit), когда оно соотносится с высшим или низшим

Выше Порфирий расчленил значение слова " род "; то же самое он делает теперь по отношению к виду, показывая, что и это слово неоднозначно. Он выделяет всего два значения, хотя всякому известно, что их намного больше: " Видом называется, с одной стороны, образ (forma) любой вещи; в соответствии с этим, например, сказано: прежде всего [имей] достойный власти вид. С другой стороны, видом называется и тот вид, который подчинен уже рассмотренному нами роду, в соответствии с чем мы говорим обычно, что человек - вид животного, если дан род - " животное"; белое - вид цвета, а треугольник - вид фигуры".
Итак, он говорит, что видом называется, во-первых, [внешний] образ (figura) любой [вещи], который составляется из совокупности привходящих признаков (акциденций). Величайшего внимания заслуживают слова " " любой" [вещи]": это значит, что речь идет об акцидентальной (secundum accidens) форме, которая есть у любого индивидуума. Совсем другое - вид субстанциальной формы, например, " человечность" (humanitas); он существует не как подчиненный [роду] - животному, но как бы сам есть качество, указывающее субстанцию. Такой вид отличен и от того, который присущ акцидентально любому телу, и от того, который разводит род на части.
Порфирий приводит два значения вида: последнее и то, в котором вид подчинен роду. Мы же говорили о трояком значении: во-первых, о виде как о субстанциальном качестве; во-вторых, как о собственной [внешней] форме всякой индивидуальной вещи; в-третьих, о том значении, которое обсуждается здесь: о виде, подчиненном роду.

Далее критикует определение с порочным кругом: рода через вид и вида через род.
Значит, когда Порфирий описывает или определяет род через вид, он использует слово " вид" как более известное, чем род, и описывает его таким образом через более известное. Однако теперь, желая заключить в границы описания вид, он пользуется словом " род", меняя местами известное с неизвестным, так что в описании рода получается известным вид, а в описании вида - род, чего делать нельзя.
Однако Порфирий предупреждает такой вопрос: " Следует знать, что род есть род чего-нибудь, и вид есть вид чего-нибудь; а потому и понятие каждого из них необходимо включает понятие другого".
Однако качество видов бывает разное. Дело в том, что есть виды, которые могут быть также и родами; а есть другие, всегда сохраняющие свойства видов и никогда не переходящие в природу родов.
Поэтому-то Порфирий дал не одно, но несколько определений вида (3):
" Поэтому вид обозначают и так: 1 вид есть то, что подчиняется обозначенному роду и 2 о чем род сказывается в [ответ на вопрос] " что это? ". Есть также и более пространное обозначение вида: 3 вид есть то, что сказывается о многих и различных по числу [вещах], в [ответ на вопрос] " что это? " . Но это последнее обозначение относится только к самым последним видам (specialissima) - к тем, которые только виды, но не роды; другие же могут относиться и не к последним видам".
Тремя определениями дал Порфирий форму виду; причем два из них подходят любому виду и заключают в свои границы все, что только может быть названо видом, третье же нет. Ибо существуют две формы вида: одна, когда вид чего-либо одного может стать родом чего-то другого; вторая - когда вид является только видом и не переходит в разряд родов.
! 1 и 2 определение относится ко всякому виду, 1 указывает на свойство вида соотноситься с вышестоящим родом, 2 обозначает свойство, которое получает вид, благодаря тому, что о нем сказывается род. Но в третьем определении идет речь лишь о таком виде, который никогда не бывает родом, оставаясь всегда только видом. А это такой вид, который никогда не сказывается о различных по виду [вещах]. Вот этот-то вид, который называется " в большей степени видом" = (magis species) или " в высшей степени видом" (specialissima), определяется таким образом: вид есть лишь то, что сказывается о многих различных по числу вещах в [ответ на вопрос] " что это? ", как, например, человек: этот вид сказывается о Цицероне, Демосфене и прочих, отличающихся друг от друга (как было сказано), не по виду, но по числу.

Каждой из аристотелевских категорий имеются и наивысшие роды, и длинная последовательность видов - нисхождение от наибольшего к наименьшему. А именно, те из них, которые сказываются об остальных как роды, и не подчиняются в качестве вида никому другому, названы наивысшими родами, поскольку никакой другой род не стоит над ними. А = самые низшие [сказуемые], которые не сказываются ни о каких видах, называются в высшей степени видами; поскольку имя какой-либо вещи принадлежит тому, что состоит исключительно из собственных свойств (proprietas) данной вещи без всяких примесей. Тот же вид, который подчинен одному, как роду, а над другим возвышается, как над своим видом, не простой вид, но имеет некоторую примесь рода. Напротив, тот вид, который не стоит над другими видами, есть только вид, и простой вид, а потому и в высшей степени вид и называется " specialissimum".
Итак, посередине между наивысшими родами и наинизшими видами находятся некие [сказуемые], которые являются видами, будучи соотнесены с высшими, и родами - будучи соотнесены с нижестоящими. Они называются взаимно подчиненными родами. Таким образом, то, что бывает только родом, называется высшим родом; а те роды, которые могут быть видами, или виды, которые иногда бывают родами, зовутся взаимно подчиненными родами или видами.


Высший род: субстанция. Ее виды: телесное и бестелесное.
субстанция есть высочайший род, ибо она сказывается обо всех остальных. Видами ее в первую очередь являются два: телесное и бестелесное.
Телесному (и вид, и род) подчинены одушевленное и неодушевленное тело.
Деление одушевленного
: под одушевленным телом помещается животное: ведь если к одушевленному телу добавить наделенное чувствами, получишь животное, а оставшаяся часть, то есть другой вид, будет содержать одушевленное ненаделенное чувствами тело.
Деление наделенного чувствами (животного): Далее, под животным - разумное и неразумное;
Деление разумного (животного): под разумным - Бог и человек, ибо если к разумному ты прибавишь смертное - получишь человека, бессмертное - Бога.
Я имею здесь в виду телесного Бога, ибо древние почитали этот мир Богом, призывая его как Юпитера; Богом считали они также солнце и другие небесные тела, относительно которых и Платон и согласный хор большинства ученых утверждали, что они одушевлены.
Наконец, человеку (смертному животному) подчинены индивидуальные и единичные люди, как Платон, Катон, Цицерон, чья численность превосходит бесконечное множество. Человек – в высшей степени вид.
… Телесное же, стоящее на втором месте после субстанции, в равной мере справедливо назвать и видом и родом: видом субстанции, родом для одушевленного. В свою очередь, одушевленное является родом животного и видом телесного.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.