Благовещение
(9 голосов: 4. 8 из 5)
Вода, отстаиваясь, отдает осадок дну, и глубина яснеет.
Меж голых, дочиста отмытых стен, где глинян пол и низок свод; в затворе меж четырех углов, где отстоялась такая тишина, что каждой вещи возвращена существенность: где камень воистину есть камень, в очаге огонь – воистину огонь, в бадье вода – воистину вода, и в ней есть память бездны, осененной Духом, –
а больше взгляд не сыщет ничего, –
меж голых стен, меж четырех углов стоит недвижно на молитве Дева. Отказ всему, что – плоть и кровь; предел теченью помыслов. Должны умолкнуть земные чувства. Видеть и внимать, вкушать, и обонять, и осязать единое, в изменчивости дней неизменяемое: верность Бога.
Стоит недвижно Дева, покрывалом поникнувшее утаив лицо, сокрыв от мира – взор, и мир – от взора; вся сила жизни собрана в уме, и собран целый ум в едином слове молитвы. Как бы страшно стало нам, когда бы прикоснулись мы к такой сосредоточенности, ни на миг не позволяющей уму развлечься. Нам показалось бы, что этот свет есть смерть. Кто видел Бога, тот умрет, – закон для персти. Праотец людей, вкусив и яд греха, и стыд греха, еще в Раю искал укрыть себя, поставить Рай между собой и Богом, творенье Бога превратив в оплот противу Бога, извращая смысл подаренного чувствам: видеть все – предлог, чтобы не видеть, слышать все – предлог, чтобы не слышать; и рассудок сменяет помысл помыслом, страшась остановиться. Всуе мудрецы об адамантовых учили гранях, о стенах из огня, о кривизне пространства: тот незнаемый предел, что отделяет ум земной от Бога, есть наше невнимание. Когда б нам захотеть всей волею – тотчас открылось бы, как близок Бог. Едва достанет места преклонить колена.
Но кто же стерпит, вопрошал пророк, пылание огня? Кто стерпит жар сосредоточенности? Неповинный, сказал пророк. Но и сама невинность с усилием на эту крутизну подъемлется. Внимание к тому, что плоти недоступно, есть для плоти подобье смерти. Мысль пригвождена, и распят ум земной; и это – крест внимания. Вся жизнь заключена в единой точке словно в жгучей искре, все в сердце собрано, и жизнь к нему отхлынула. От побелевших пальцев, от целого телесного состава жизнь отошла – и перешла в молитву.
Колодезь Божий. Сдержана струя, и воды отстоялись. Чистота начальная: до дна прозрачна глубь. И совершилось то, что совершилось:
меж голых стен, меж четырех углов явился, затворенную без звука минуя дверь и словно проступив в пространстве нашем из иных глубин, непредставимых, волей дав себя увидеть, – тот, чье имя: Божья сила. Кто изъяснял пророку счет времен на бреге Тигра, в огненном явясь подобии. Кто к старцу говорил, у жертвенника стоя. Божья сила.
Он видим был – в пространстве, но пространству давая меру, как отвес и ось, неся в себе самом уставы те, что движут звездами. Он видим был меж голых стен, меж четырех углов, как бы живой кристалл иль столп огня. И слово власти было на устах, неотвратимое. И власть была в движенье рук, запечатлевшем слово.
Он говорил. Он обращался к Ней.
Учтивость неба: он Ее назвал по имени. Он окликал Ее тем именем земным, которым мать Ее звала, лелея в колыбели: Мария! Так, как мы Ее зовем в молитвах: Благодатная Мария!
Но странен слуху был той речи звук: не лепет губ, и языка, и неба, в котором столько влажности, не выдох из глуби легких, кровяным теплом согретых, и не шум из недр гортани, – но так, как будто свет заговорил; звучание без плоти и без крови, легчайшее, каким звезда звезду могла б окликнуть: «Радуйся, Мария! »
Звучала речь, как бы поющий свет:
«О, Благодатная – Господь с Тобою – между женами Ты благословенна –»
Учтивость неба? Ум, осиль: Того, Кто создал небеса. Коль эта весть правдива, через Вестника Творец приветствует творение. Ужель вернулось время на заре времен неоскверненной: миг, когда судил Создатель о земле Своей: «Добро зело», – и ликовали звезды? Где ж проклятие земле? Где, дочерь Евы? И все легло на острие меча.
О, лезвие, что пронизало разум до сердцевины. Ты, что призвана: как знать, что это не соблазн? Как знать, что это не зиянье древней бездны безумит мысль? Что это не глумленье из-за пределов мира, из-за грани последнего запрета? Сколько дев языческих, в чьем девстве – пустота безлюбия, на горделивых башнях заждались гостя звездного, чтоб он согрел их холод, женскую смесив с огнем небесным кровь; из века в век сидели по затворам Вавилона служанки злого таинства, невесты небытия; и молвилась молва о высотах Ермонских, где сходили для странных браков к дочерям людей во славе неземные женихи, премудрые, – и покарал потоп их древний грех. Но здесь – иная Дева, в чьей чистоте – вся ревность всех пророков Израиля, вся ярость Илии, расторгнувшая сеть Астарты; Дева, возросшая под заповедью той, что верному велит: не принимать языческого бреда о Невесте превознесенной. Разве не навек отсечено запретное? Но Вестник уже заговорил опять, и речь его была прозрачна, словно грань между камней твердейшего, и так учительно ясна, чтобы воззвать из оторопи ум, смиряя дрожь: «Не бойся, Мариам; Ты не должна страшиться, ибо милость велика Тебе от Бога».
О, не лесть: ни слова о славе звездной: все о Боге, только о Боге. Испытуется душа: воистину ли веруешь, что Бог есть Милостивый? – и дает ответ: воистину! До самой глубины: воистину! Из сердцевины сердца: воистину! Как бы младенца плач, стихает смута мыслей, и покой нисходит. Тот, кто в Боге утвержден, да не подвижется. О, милость, милость, как ты тверда. И вновь слова звучат и ум внимает: «Ты зачнешь во чреве, И Сын родится от Тебя, и дашь Ему Ты имя: Иисус – Господь спасает». Имя силы, что во дни Навиновы гремело. Солнце, стань над Гаваоном и луна – над долом Аиалон! «И будет Он велик, и назовут Его правдиво Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь престол Давида, пращура Его, и воцарится Он над всем народом избрания, и царствию Его конца не будет».
Нет, о, нет конца отверстой глуби света. Солнце правды, от века чаянное, восстает возрадовать народы; на возврат обращена река времен, и царство восстановлено во славе, как во дни начальные. О, слава, слава – злато без примеси, без порчи: наконец, о, наконец Господь в Своем дому – хозяин, и сбываются слова обетований. Он приходит – Тот, чье имя чудно: Отрок, Отрасль – тонкий росток процветший, царственный побег от корня благородного; о Ком порой в загадках, а порой с нежданным дерзанием от века весть несли сжигаемые вестью; Тот, пред Кем в великом страхе лица сокрывают Шестикрылатые –
Но в тишине неимоверной ясно слышен голос Отроковицы – ломкий звук земли над бездной неземного; и слова текут – студеный и прозрачный ток трезвейшей влаги: Внятен в тишине, меж: голых стен, меж четырех углов вопрос: «Как это будет, если Я не знаю мужа? » – Голос человека пред крутизной всего, что с человеком так несоизмеримо. О, зарок стыдливости: блюдут ли небеса, что человек блюдет? Не пощадит – иль пощадит Незримый волю Девы и выбор Девы? О, святой затвор обета, в тесноте телесной жизни хранимого; о, как он устоит перед безмерностию, что границ не знает? Наставляемой мольба о наставлении: «как это будет? » –
Дверь мороку закрыта. То, что Божье, откроет только Бог. На все судил Он времена: «Мои пути – не ваши пути». Господне слово твердо. Тайну гадания не разрешат. Не тем, кто испытует Божий мрак, себя обманывая сами, свой ответ безмолвию подсказывая, бездне нашептывая, – тем, кто об ответе всей слезной болью молит, всей своей неразделенной волей, подается ответ. И Вестник говорит, и вновь внимает Наставляемая, ум к молчанию понудив: «Дух Святой – тот Огнь живой, что на заре времен витал над бездной, из небытия тварь воззывая, возгревая вод глубь девственную, – снидет на Тебя; и примет в сень Свою Тебя, укрыв как бы покровом Скинии, крыла Шехины простирая над Тобой, неотлучима от Тебя, как Столп святой – в ночи, во дни – неотлучим был от Израиля, как слава та, что осияла новозданный Храм и соприсущной стала, раз один в покой войдя, – так осенит Тебя Всевышнего всезиждущая сила».
О, сила. Тот, чье имя – Божья сила, учил о Силе, что для всякой силы дает исток. Господень ли глагол без силы будет? Сила ль изнеможет перед немыслимым, как наша мысль изнемогает? Длилось, длилось слово учительное Вестника – и вот что чудно было: ангельская речь– как бы не речь, а луч, как бы звезда, глаголющая – что же возвещала она теперь? Какой брала пример для проповеди? Чудо – о, но чудо житейское; для слуха Девы – весть семейная, как искони ведется между людьми, в стесненной теплоте плотского, родового бытия, где жены в участи замужней ждут рождения дитяти, где неплодным лишь слезы уготованы. И Дева семейной вести в ангельских устах внимала – делу силы Божьей. «Вот Елисавета, сродница Твоя, бесплодной нарицаемая, сына в преклонных летах зачала; и месяц уже шестой ее надеждам». Знак так близок для Внимающей, да будет Ей легче видеть: как для Бога все возможно – и другое: как примера смирение – той старицы стыдливо таимая, в укроме тишины лелеемая радость – гонит прочь все призраки, все тени, все подобья соблазна древнего. Недоуменье ушло, и твердо стало сердце, словно Господней силой огражденный град.
И совершилось то, что совершилось:
как бы свидетель правомочный, Вестник внимал, внимали небеса небес, внимала преисподняя, когда слова сумела выговорить Дева единственные, что звучат, вовеки не умолкая, через тьму времен глухонемую: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему».
И Ангел от Марии отошел.
|