|
|||
Человек и история в романе Б. Л. Пастернака Доктор ЖивагоИстория создания и публикации романа. В 1956 году " Доктор Живаго" был предложен в журнал Новый мир и отвергнут. В 1957 году роман был напечатан за рубежом. В 1958 году " Доктору Живаго" была присуждена нобелевская премия. Началась травля художника. Отказ от нобелевской премии. Суть случившегося Пастернак передал в одноименном стихотворении: Что же сделал я за пакость, Я, убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Существуют разные точки зрения на роман и проблему человек и история как центральную в нем: Д. С. Лихачев: взгляд на роман как на большое стихотворение. " Доктор Живаго" не роман, а род автобиографии, лирическая исповедь. Пастернак пишет о самом себе как о постороннем, придумывает себе судьбу, в которой можнобыло бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь. Наибольшей точностью самовыражения обладает лирическая поэзия и лирический герой. Ю. А. Живаго и есть лирический герой Пастернака и в прозе, и в поэзии. Он поэт, как и Пастернак. Его стихи приложены к произведению. Это стихи Пастернака. Живаго – выразитель сокровенного Пастернака. Живаго воспринимает эпоху нисколько в нее не вмешиваясь, не пытаясь повлиять на ход событий. Главная его черта – безволие ввиду ощущения громадности совершающихся событий. Воля – заслон от мира; у Живаго – открытость безволия. События Октябрьской революции входят в него как входит сама природа. Живаго безусловно вдумывается в смысл исторических событий. И в то же время он воспринимает их как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы: " Какая великолепная хирургия!... ". Главное, что понято героем: революции нельзя избежать; неотвратимость событий революции делает человека безвольным. В. Н. Альфонсов: роман как исторический образ России за последнее 45-летие. Личность и история. Специфика жанра. Революция в романе предстает как сокрушительная ломка во имя немедленной переделки мира. Эта идея всегда вызывала у Пастернака сопротивление, ибо он смотрел на историю сквозь культуру, а культура в его представлении – дело вековечное. В этой связи революция лишала человека главного: чувства соизмеренности с целым мира, награждая его другой, безличной символикой – функции, материала. Пастернак же изо всех сил утверждает эту соизмеренность, это понимание мира как " явленной тайны" и чувства " короткости со вселенной". Пастернак задает в романе модель личности самого универсального свойства. " И вот в завал этой мраморной и золотой безвкусицы …пришел человеческий намеренно провинциальный, галилейский…" (69). Пастернак в письме к О. М. Фрейденберг от 1 окт. 1948 г.: " Для них (людей, которых люблю) я пишу этот роман, пишу как длинное большое письмо им…". Перед нами исповедь. И еще: слова о том, что он " до безумия неизобразимо счастлив открытою, широкою свободой отношений с жизнью". Пастернак как на исповеди, но он же и проповедник. Исповедь и проповедь – это зерно жанрообразующего смысла. Именно в этой связи можно понять характеристику замысла самим пастернаком: " Атмосфера моей вещи – мое христианство". Идея воскресения и бессмертия, составляющая мировоззренческий центр романа, не умозрительная и не церковно-каноническая. Бессмертие у Пастернака в постижении того, что " все время одна и та же необъятно торжественная жизнь наполняет вселенную и ежечасно обновляется в неисчислимых превращениях". Н. Л. Лейдерман: кристаллизация новой художественной стратегии – " Доктор Живаго" Б. Пастернака. Смыслообразующие мотивы романа. Пафос работы Лейдермана заключается в попытке понять модус художественной реальности, представленной на страницах " Доктора Живаго". Один из главных мотивов – игра в людей. Он проявлен владычеством фразы, обесцениванием личного мнения, пренебрежением человеком. Другое последствие игры в людей – кровь и смерть. Жуткая реальность как следствие переделки мира, которая оказалась враждебной не только жизни, но и человеческому существованию. Игре в людей противостоит повседневная человеческая жизнь. Так естественное противостоит искусственному. Две высших ценности существуют в поэтическом мире Пастернака: жизнь как чудо и человек как венец творения. Секрет творения в связях между чудом жизни и феноменом личности. Н. Н. Веденяпин замечает: " Стадность – прибежище неодаренности; надо быть верным бессмертию, Христу! " Христос – идеал личеости, с ним как с вечным архетипом Пастернак соотносит деяния своих героев и прежде всего Юрия Живаго. Сюжет судьбы Живаго и библейская история Христа – структурная ось романа. В этой связи обращают на себя внимание следующие моменты: хронология сюжета ведется по православному календарю; актуализирована форма священных книг; судьба Юрия Живаго задана изначально; можно наметить аналогии с персонажами, что сопровождали Христа. Однако мессианское в Юрии Живаго произрастает из земного. Герой погружен в обыденность. Все его поступки есть деятельное осуществление любви к близким и дорогим людям. Пастернак в определенной степени использует мистериальный принцип обращения к сакральным текстам, сочетающий Бога с богохульством. Мистериальным принципом в художественной литературе является такое отношение к тексту Священного писания, в основе которого лежит рефлексия по поводу предугаданных в нем судеб человечества. Авторами дается " поправка" к Его букве, учитывающая подлинный опыт истории.
|
|||
|