Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Летчик. Писатель. История одной встречи



Летчик

В 1941 году, за два дня до начала войны он закончил Борисоглебское летное училище. Всю войну прошел летчиком-истребителем. Но не очень любил говорить о войне.

Точнее, не любил, когда расспрашивали о совершенных им подвигах и полученных орденах. Так объяснял это корреспонденту в своем последнем интервью:

«Не потому, что мне мало есть чем похвастаться, просто я считаю, что изображать войну по дурацкой арифметике — это принципиальная ошибка. «Он награжден тремя орденами Красного знамени». Молодец, ну и что? Ордена-то не для того вводились, чтобы по ним измерять закон. Кстати сказать, следующая моя книга после книги о Чкалове была посвящена моим товарищам, мальчикам, не вернувшимся с войны. Ведь нам всем было в районе восемнадцати — двадцати лет. Дрались, как могли, как научили, как обеспечили горючим. И погибали… Скажите, пожалуйста, разве они платили за победу меньше, чем Герои Советского Союза? »*

Анатолий Маркуша

После войны Маркуша работал летчиком-испытателем. В его летной книжке вписано 54 типа самолетов. Почти все, существовавшие в то время.

Но в 1955 году из авиации пришлось уйти. После аварии на высоте 7000 метров начались проблемы со здоровьем. Врачи не рекомендовали летать.

Пришлось начинать с нуля.

«Приятель свел меня с начальником гаража. Начальник долго меня выспрашивал насчет прошлого, потом сказал:
– В авиации я не слишком понимаю. А в переводе на общеармейский статус, какова примерно была твоя категория?
– Ну, что-то вроде комбата.
– Отлично, – обрадовался начальник. – Начальником колонны пойдешь ко мне?
– Нет, – отвечаю.
– Почему?
– Воровать не умею.
Он подумал немного, и вдруг совершенно спокойно заявляет:
– Это дело поправимое. Научим.
Я не соглашался – мол, неспособный я к этому совершенно. Он тогда принялся пугать меня тем, что работа у слесарей очень грязная. Но я ответил, что с мылом вроде бы дефицита нет. И он сдался. Так я сменил профессию. Был летчиком-испытателем, стал автослесарем». **

Но перестав летать, Маркуша не простился с небом. Наоборот, он стал служить любимому делу, получая такую огромную отдачу, которой бы никогда не увидел, просто работая испытателем. Он начал писать книги о небе и стал крестным отцом в авиации для сотен мальчишек. Его книги «Вам взлет», «33 ступеньки в небо» и многие другие открыли путь в небо огромному количеству людей.

Анатолий Маркуша

Писатель

Первая книжка вышла в 1957 году.

«Всю войну я вел записи, вот из них и сложилось нечто. Отпечатал, сложил в папочку. На папочке написал: «Записки старого летчика». Кому нести? На афишке прочел, что в Доме пионеров выступает генерал Вершигора — личность в то время очень известная. Он был разведчиком у Ковпака, личным врагом Берии. И, к слову, неплохим литератором. Его роман «Люди с чистой совестью» уже был знаменит. Подошел к нему: «Прочтете? » Он взял папку: «Стихи? » «Нет», — говорю — «Тогда прочту».

Посмотрел на название и спрашивает: «Ты на себя в зеркало когда последний раз смотрел? » «Сегодня», — отвечаю. «А что же такое название: «Записки СТАРОГО летчика»? Ты же пацан еще…»
Книжка вышла, называлась она «Ученик орла». Тоненькая, но в твердом переплете. Когда я нес ее из издательства, все нюхал, как полевой цветок». ***

Писал Маркуша не только об авиации. Есть у него и «Азбука мужества», и «Желаю счастья, девочки! », и «Книга для сыновей и пап».

Свой писательский успех он объяснял так:

«Главная, быть может, моя заслуга перед литературой – это то, что я не вру. Какие-то элементы художественной фантазии вы в моих писаниях найдете, но голого вранья – нет, никогда. Это честный разговор. С этим, видимо, связана и моя склонность писать от первого лица, то есть о себе и для себя. У моих книжек оказывалось огромное количество читателей. И именно мальчишек». ****

Сейчас Маркушу переиздают мало. Но в сети выложены почти все его главные книги.

И никогда не забывают его летчики. До сих пор на форумах летчиков вспоминают повести, на которых выросли, пересылают друг другу сканы и ссылки, делятся впечатлениями:

«NN: Мои дети тоже его книги читать будут. Обязательно.
А яблочный пирог у нас в семье до сих пор «Маркушинским» зовут (рецепт был в книге «А я сам». Это первое блюдо, после яичницы, которое я САМ готовить научился: )»

Письма от читателей Анатолию Маркуше приходили тысячами. И на все он отвечал. Для него это было очень важно:

«…Меня разыскивают время от времени дети тех мальчиков, что в свое время начинали вхождение в авиацию с книги «Вам – взлет! ». Папы – генералы, полковники, отставники; сыновья – лейтенанты. Пожалуй, это моя главная гордость. Раз вспоминают, значит, им это для чего-то нужно». *****

Анатолий Маркуша на фоне своих книг

История одной встречи

Среди сообщений на форуме летчиков, где искали книги Маркуши люди, живущие в разных концах мира, выделялось одно. Автор его писал:

«В 13 лет (1973 год) прочитал эту прекрасную книгу («Вам взлет»). В конце была приписка: «Ребята, кто мечтает об авиации, напишите, я отвечу». Я написал. Пришел ответ, и переписка продолжалась 15 лет. В 1988 году я летел в Афган. Заночевал в Москве — позвонил. Он пригласил меня. Посидели от души, поговорили. Анатолий Маркович попросил: «Будешь лететь обратно — зайди или позвони». Я возвращался через полгода. Ночью прилетел в Домодедово из Ашхабада. Не стал звонить, подумал: прилечу в часть, возьму отпуск и потом приеду, все равно буду через Москву лететь. Улетел прямо на Киев своим бортом. Потом домой в Ивано-Франковск. Прихожу домой, мать говорит: «Маркуша 15 минут, как ушел. Бери тачку и догоняй в аэропорту». Возвращаюсь в аэропорт. Нахожу его. Он чернее тучи. «Почему ты мне не позвонил? » Я говорю, как было, мол, так и так. Ладно, все. «Я вообще, думал — на могилу еду» — сказал. С тех пор больше он на мои письма не отвечал. Я очень виноват перед ним. Если москвичи, ребята, у вас есть контакт с А. М., пожалуйста, зайдите, я не могу — не смею. Это святой человек. Он сделал из меня пилота. Я всем обязан ему. Скажите: есть на свете такой Тарас, пилот-инструктор, который помнит его и для кого он крестный отец в авиации».

Сообщение было написано в июле 2005-го, а очень скоро, в августе, Анатолий Маркуша умер…

Мы нашли Тараса Сеника, написавшего это сообщение. Он рассказал, что все так же летает, все так же считает Маркушу великим человеком с большой душой, читал его книги своим детям, а сейчас уже подрастают и внуки. И посоветовал всем обязательно прочитать единственный взрослый роман Маркуши «Нет» — «лучшее его художественное произведение о жизни летчика-испытателя».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.