|
|||
Летчик. Писатель. История одной встречи ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Летчик В 1941 году, за два дня до начала войны он закончил Борисоглебское летное училище. Всю войну прошел летчиком-истребителем. Но не очень любил говорить о войне. Точнее, не любил, когда расспрашивали о совершенных им подвигах и полученных орденах. Так объяснял это корреспонденту в своем последнем интервью: «Не потому, что мне мало есть чем похвастаться, просто я считаю, что изображать войну по дурацкой арифметике — это принципиальная ошибка. «Он награжден тремя орденами Красного знамени». Молодец, ну и что? Ордена-то не для того вводились, чтобы по ним измерять закон. Кстати сказать, следующая моя книга после книги о Чкалове была посвящена моим товарищам, мальчикам, не вернувшимся с войны. Ведь нам всем было в районе восемнадцати — двадцати лет. Дрались, как могли, как научили, как обеспечили горючим. И погибали… Скажите, пожалуйста, разве они платили за победу меньше, чем Герои Советского Союза? »* Анатолий Маркуша После войны Маркуша работал летчиком-испытателем. В его летной книжке вписано 54 типа самолетов. Почти все, существовавшие в то время. Но в 1955 году из авиации пришлось уйти. После аварии на высоте 7000 метров начались проблемы со здоровьем. Врачи не рекомендовали летать. Пришлось начинать с нуля. «Приятель свел меня с начальником гаража. Начальник долго меня выспрашивал насчет прошлого, потом сказал: Но перестав летать, Маркуша не простился с небом. Наоборот, он стал служить любимому делу, получая такую огромную отдачу, которой бы никогда не увидел, просто работая испытателем. Он начал писать книги о небе и стал крестным отцом в авиации для сотен мальчишек. Его книги «Вам взлет», «33 ступеньки в небо» и многие другие открыли путь в небо огромному количеству людей. Анатолий Маркуша Писатель Первая книжка вышла в 1957 году. «Всю войну я вел записи, вот из них и сложилось нечто. Отпечатал, сложил в папочку. На папочке написал: «Записки старого летчика». Кому нести? На афишке прочел, что в Доме пионеров выступает генерал Вершигора — личность в то время очень известная. Он был разведчиком у Ковпака, личным врагом Берии. И, к слову, неплохим литератором. Его роман «Люди с чистой совестью» уже был знаменит. Подошел к нему: «Прочтете? » Он взял папку: «Стихи? » «Нет», — говорю — «Тогда прочту». Посмотрел на название и спрашивает: «Ты на себя в зеркало когда последний раз смотрел? » «Сегодня», — отвечаю. «А что же такое название: «Записки СТАРОГО летчика»? Ты же пацан еще…» Писал Маркуша не только об авиации. Есть у него и «Азбука мужества», и «Желаю счастья, девочки! », и «Книга для сыновей и пап». Свой писательский успех он объяснял так: «Главная, быть может, моя заслуга перед литературой – это то, что я не вру. Какие-то элементы художественной фантазии вы в моих писаниях найдете, но голого вранья – нет, никогда. Это честный разговор. С этим, видимо, связана и моя склонность писать от первого лица, то есть о себе и для себя. У моих книжек оказывалось огромное количество читателей. И именно мальчишек». **** Сейчас Маркушу переиздают мало. Но в сети выложены почти все его главные книги. И никогда не забывают его летчики. До сих пор на форумах летчиков вспоминают повести, на которых выросли, пересылают друг другу сканы и ссылки, делятся впечатлениями: «NN: Мои дети тоже его книги читать будут. Обязательно. Письма от читателей Анатолию Маркуше приходили тысячами. И на все он отвечал. Для него это было очень важно: «…Меня разыскивают время от времени дети тех мальчиков, что в свое время начинали вхождение в авиацию с книги «Вам – взлет! ». Папы – генералы, полковники, отставники; сыновья – лейтенанты. Пожалуй, это моя главная гордость. Раз вспоминают, значит, им это для чего-то нужно». ***** Анатолий Маркуша на фоне своих книг История одной встречи Среди сообщений на форуме летчиков, где искали книги Маркуши люди, живущие в разных концах мира, выделялось одно. Автор его писал: «В 13 лет (1973 год) прочитал эту прекрасную книгу («Вам взлет»). В конце была приписка: «Ребята, кто мечтает об авиации, напишите, я отвечу». Я написал. Пришел ответ, и переписка продолжалась 15 лет. В 1988 году я летел в Афган. Заночевал в Москве — позвонил. Он пригласил меня. Посидели от души, поговорили. Анатолий Маркович попросил: «Будешь лететь обратно — зайди или позвони». Я возвращался через полгода. Ночью прилетел в Домодедово из Ашхабада. Не стал звонить, подумал: прилечу в часть, возьму отпуск и потом приеду, все равно буду через Москву лететь. Улетел прямо на Киев своим бортом. Потом домой в Ивано-Франковск. Прихожу домой, мать говорит: «Маркуша 15 минут, как ушел. Бери тачку и догоняй в аэропорту». Возвращаюсь в аэропорт. Нахожу его. Он чернее тучи. «Почему ты мне не позвонил? » Я говорю, как было, мол, так и так. Ладно, все. «Я вообще, думал — на могилу еду» — сказал. С тех пор больше он на мои письма не отвечал. Я очень виноват перед ним. Если москвичи, ребята, у вас есть контакт с А. М., пожалуйста, зайдите, я не могу — не смею. Это святой человек. Он сделал из меня пилота. Я всем обязан ему. Скажите: есть на свете такой Тарас, пилот-инструктор, который помнит его и для кого он крестный отец в авиации». Сообщение было написано в июле 2005-го, а очень скоро, в августе, Анатолий Маркуша умер… Мы нашли Тараса Сеника, написавшего это сообщение. Он рассказал, что все так же летает, все так же считает Маркушу великим человеком с большой душой, читал его книги своим детям, а сейчас уже подрастают и внуки. И посоветовал всем обязательно прочитать единственный взрослый роман Маркуши «Нет» — «лучшее его художественное произведение о жизни летчика-испытателя».
|
|||
|