Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Симфоническая сюита «Шехеразада»



Симфоническая сюита «Шехеразада»

1888 г.

Оригинальное и вместе с тем опирающееся на русские классические национальные традиции. Написал в течении месяца. Называл сюитой, но все части связаны программным замыслом и общим тематическим материалом. Кроме того масштабы и сонатная форма в трёх частях не вяжутся с жанром сюиты. Есть программа – краткое введение, в первой редакции каждая часть имела подзаголовок, который затем был убран, чтобы музыка сама создавала художественный образ. Программа не дошла, но общий замысел и его детали известны из высказываний в «Летописи» - это отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины «Тысячи и одной ночи»: «Море и Синдбадов корабль», «Рассказ Календера-царевича», «Царевич и Царевна», «Праздник в Богдаде и корабль, разбивающийся о скалы». Четыре части связаны общими темами, каждый раз они соответствуют различным образам, действиям, картинам.

«Шехеразада» открывается вступлением. Это пролог, за которым следуют 4 самостоятельные волшебные повести. 2 темы вступления связаны с обликом Шахриара и Шехеразады: мощный унисон, суровый и величественный (грозный султан) после протяжных фантастических аккордов и узорчатая нежная мелодия скрипки представляет рассказчицу.

По словам Б. Асафьева это «русская музыка о Востоке». Орнаментальный рисунок от восточных наигрышей и напевов, использование дорийского лада.

I часть посвящена картине моря, по которому плывёт Синдбадов корабль. Г. П. рисует безбрежные морские просторы. Это первая тема вступления, но она утратила грозный облик и звучит спокойно, величаво. В сопровождении как бы перекатываются океанские волны. Появление «интонационного ядра» темы во вступлении облегчает восприятие её дальнейшего развития. Трансформация отдельных тема и мотивов не только цементирует форму, но и подчёркивает волшебный колорит повествования, «чудесность» событий. Изложение Г. П. – пример корсаковского секвенционного развития (многократно повторяется, но нет впечатления однотонности). Динамизируется то расширением до пяти тактов (повторение в 5 такте восклицаний оркестра), то «сжатием» темы.

1-я П. П. – прозрачные аккорды дерева. Ощущение спокойствия создаётся равномерным движением и простой гармонизацией (трезвучия). Возникает картина неторопливо движущегося корабля (задумчивый напев флейты на фоне волнообразного сопровождения).

2-я П. П. – видоизменённая тема Шехеразады. Вначале звучит спокойно, но вскоре начинается буря, «вздымаются могучие волны», с «беляками морской пены на хребтах». После краткого перехода – грозное звучание Г. П. у тромбонов, тубы, начинается реприза. Здесь нет спокойствия экспозиции. Разбушевавшаяся стихия вот-вот проглотит корабль Синдбада. Г. П. сплетается со 2-й П. П. Начало репризы несёт на себе функции отсутствующей разработки. Картинно-повествовательный принцип не требовал интенсивного развития. Появление 1 П. П. говорит о том, что буря стихает, далее экспозиция повторяется без существенных изменений, во 2 П. П. снова поднимается буря, не достигшая прежней силы. В заключении тема моря звучит ласково и нежно у флейты, гобоя, скрипок, затем снова появляется тема корабля.

Контраст присущий симфоническим сочинениям Римского-Корсакова ярко выражен в Iчасти: вступление, 2 темы, между вступлением и Allegro, между эпизодами, темами.

II часть – образец мастерского вариационного развития (в Iчасти - секвентность). Содержание – рассказ Календера-царевича. В сказке говорится о том, как в один из богдадских домов пришли 3 одноглазых календера и каждый рассказывал историю о том, где лишился глаза. Все они были в монашеской одежде, чтобы скрыть своё царское происхождение. Здесь 2 рассказчика: Шехеразада и Календер, повествующий о фантастических эпизодах. Римский-Корсаков вплетает «сказку в сказку».

3-хчастная форма открывается темой Шехеразады из пролога, далее солирующий фагот «неторопливым говорком» излагает основную тему – прихотливо рифмованную, речитативного склада (отдалённое сходство с темой Шехеразады). Это рассказ о восточных чудесах. Колорит Востока в орнаментах мелодии, выросших из неё каденциях, кварто-квинтовых звучаниях.

Тема развивается вариационно. Мелодия почти не меняется, главное – новые оркестровые краски. От фагота переходит к гобою, скрипкам, затем к дереву и меди. С каждой вариацией нарастает звучность и ускоряется темп. В конце каждой вариации мотив, выросший из темы Календера. Постепенно они вырастают в каденции орнаментального типа.

Центральный раздел рисует чудесные события – картина битвы с двумя основными темами: одна – видоизменённая тема Шахриара, не имеющая связи с этим образом, другая – фанфарный возглас, тема битвы. Их развитие рождает батальную картину. Сцена битвы прерывается каденционным мотивом у кларнетов. Он передаёт изумление слушателей. Новый эпизод – проносится сказочная птица Рухх (флейта). И снова картина битвы с каденцией фагота.

Заключительный раздел – варьируется основная тема, орнаментальные каденции. Музыкальные образы IIчасти обильны, красочны, контрастны и как противовес в IIIчасти Царевич и Царевна. Римский-Корсаков избегает резких контрастов. Господствует светлый лирический тон.

III часть – сонатная форма без разработки. Здесь 2 музыкальные мысли с восточным колоритом. 1 тема – нежная, лирическая мелодия восточной окраски, 2 более оживлённая, грациозная. Тема Царевича – песня, тема Царевны – томная пляска. Характер подчёркивает инструментовка. 1-ю тему поют струнные, затем дерево; 2-ю все ударные вместе с деревом. Реприза повторяет темы в варьированном виде, оркестр колоритнее, первая тема прерывается темой Шехеразады, она звучит у арпеджированных аккордов скрипки, подчёркивая, что основная рассказчица Шехеразада.

Финал – самая сложная по строению и обилию образов часть сюиты. Широко развитая сонатная форма, можно рассматривать как рондо-сонату с дополнением – заключение всей сюиты. Во вступлении звучит 1-я тема пролога, радостная, возбуждённая, она вводит в атмосферу праздника. Дважды её прерывает тема Шехеразады. Возникает картина праздника в Багдаде (Vivo). Главное – острый ритм, который скрепляет темы из предшествующих частей. Лаконичный зажигательный мотив – Г. П., изложенная с камерной лёгкостью и прозрачностью, но звучность нарастает, и она вливается в 1-ю П. П., которая звучала в сцене битвы II части. 2-я П. П. – отголоски темы Календера, здесь же есть каденционный мотив. 3-я П. П. – тема Царевны из III части. Во 2-й и 3-й побочных сопоставлены два арифметически равных размера: 3/8 и 6/16, в 3-й П. П. они звучат одновременно: «тарантельная ритмика сопровождения 6/16 хорошо оттеняет плавность движения мелодии Царевны (3/8)».

В разработке проходят изменённая тема Шахриара и воинственный возглас из сцены битвы (на празднике появляются знакомые лица). В репризе и коде разгорается веселье, но нарастает тревога. Тема битвы приобретает угрожающий характер, а тема праздника создаёт впечатление мрачной стихийной силы. В момент кульминации – смена картин. Вздымаются волны, начинается ураган. Морская буря из Iчасти более грозная. Могучий аккорд оркестра зловещим ударом там-тама и корабль разбивается о скалу. Буря стихает, и тема моря звучит печально, сожалея о погибших моряках. Как воспоминание об отважных путешественниках звучит тема корабля. Римский-Корсаков отступает от рассказа Шехеразады, где корабль благополучно возвращается в Багдад.

В кратком эпилоге темы поменялись местами Мелодия Шехеразады поднимается к вершине и на фоне этого высокого звука проходит смягчённая, потерявшая свои грозные черты тема Шахриара.

Нет ни одной подлинной восточной темы. По египетскому радио каждый вечер передают одну из сказок в сопровождении музыки Римского-Корсакова. Не менее связана с русским эпосом. В ней не только изумительная живописность. Чарующий облик восточной красавицы перекликается с обаятельными женскими образами опер (Волхова, царевна-Лебедь). IIIчасть покоряет светлым чувством любви. Картина моря в Iчасти и финале – непревзойдённые «марины», в них величие и красота природы. Музыка полна подлинной поэзии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.