Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Андропов, Юрий Владимирович  (1914(19140615)-1984) – сов. государственный и политический деятель.



Андропов, Юрий Владимирович  (1914(19140615)-1984) – сов. государственный и политический деятель.

Председатель КГБ. В этом статусе Андропов был утверждён кандидатом в члены Политбюро, а затем и членом Политбюро. За 15 лет его рук-ва органы госбезоп. существенно укрепили и расширили свой контроль над всеми сферами жизни государства и общества. Одним из направлений деятельности КГБ была борьба с диссидентским движением. При А. проводились суд. процессы над правозащитниками, использ. различные методы подавления инакомыслия, практиковались различные формы внесудебного преследования (например, принудительное лечение в психиатрических больницах). А. получал специальные указания не отвечать на ходатайства об освобождении диссидентов. По инициативе А. началась высылка диссидентов. Так, в 1974 был выслан за границу и лишен гражданства писатель А. И. Солженицын. В 1980 академик А. Д. Сахаров был выслан в г. Горький, где он находился под постоянным контролем КГБ. В 1979 после мюнхенских событий (? ) выступил с инициативой создания подразделения по борьбе с терроризмом, кот. впоследствии получило название «Альфа».

А. был сторонником самых решительных мер по отношению к тем странам соцлагеря, которые стремились проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В августе 1968 он оказал влияние на принятие решения о вводе войск стран Варшавского договора в Чехословакию. В конце 1979 Андропов поддержал предложение о вторжении советских войск в Афганистан, а в 1980 настаивал на проведении военной акции в Польше (? ).

В 1974 он стал Героем Социалистического Труда, а в 1976 Андропову (в один день с его оппонентом министром внутренних дел Н. А. Щёлоковым) было присвоено звание «генерал армии».

Генеральный секретарь. В мае 1982 Андропов вновь был избран секретарём ЦК и оставил руководство КГБ. Уже тогда многие восприняли это как назначение преемника одряхлевшему Брежневу. 12 нояб. 1982 г. Андропов избран Пленумом ЦК ГС ЦК КПСС. Андропов упрочил своё положение, став Председателем Президиума Верховного Совета СССР 16 июня 1983.

Знавшие Андропова свидетельствуют, что интеллектуально он выделялся на общем сером фоне Политбюро застойных лет, был человеком творческим, не лишённым самоиронии. В кругу доверенных людей мог позволить себе сравнительно либеральные рассуждения. В отличие от Брежнева он был равнодушен к лести и роскоши, не терпел взяточничества и казнокрадства. Однако, что в принципиальных вопросах  придерживался жёсткой консервативной позиции.

В первые месяцы своего правления он провозгласил курс, направленный на соц-эк преобразования. Однако все изменения во многом свелись к административным мерам, укреплению дисциплины среди работников партаппарата и на рабочих местах, разоблачению коррупции в близком окружении правящей верхушки. В некоторых городах СССР силовые органы стали применять меры, жёсткость которых в 1980-е населению показалась необычной. Например, в Ленинграде в рабочее время стали проводиться милицейские облавы в кинотеатрах, крупных универмагах и других местах скопления людей, во время которых тотально проверялись документы с целью выявить прогульщиков работы. Твёрдость проверок была такова, что в некоторые из них попадали прогуливающие уроки школьники, решившие посетить полуденный сеанс кино. Через несколько дней на имя директора школы приходило офиц. письмо из силовых органов о поимке прогульщиков с указанием фамилий. Прогульщики предпочитали сидеть дома, боясь показаться на улице.

В нач. 1983 были повышены цены на многие товары. Напр., цена почтовой марки была повышена с 4 до 5 копеек (на старые конверты с маркой полагалось наклеивать дополн. марку стоимостью 1 копейка). Но… была снижена цена на водку.

При Андропове начался массовый выпуск лицензионных грампластинок популярных западных исполнителей тех жанров (рок, диско, синти-поп), которые раньше считались идеологически неприемлемыми - это должно было подорвать экономическую базу спекуляции грампластинками и магнитными записями.

Пол. и экон. система оставалась неизменной. А идеологический контроль и репрессии против инакомыслящих ужесточились. Во внеш. политике усилилась конфронтация с Западом. С июня 1983 он совмещает должность ГС партии с постом главы государства - Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Но на высшем посту он оставался чуть больше года. Последние месяцы своей жизни был вынужден управлять страной из больничной палаты кремлёвской клиники.

Его политика не нашла своего завершения - Андропов умер 9 февр. 1984, по офиц. версии, из-за отказа почек вследствие многолетней подагры. Среди населения распространялись слухи о покушении на Андропова. Преемником стал представитель консерв. крыла советских коммунистов Черненко. Похоронен на Красной площади в Москве у кремлёвской стены. На церемонию прощания с Андроповым прилетела Маргарет Тэтчер, также присутствовал Дж. Буш-старший.

 Отношение общества. У значительной части граждан короткая «эпоха Андропова» вызывала поддержку и сочувствие. Во многих отношениях он казался лучше Брежнева. Впервые после многих лет победных реляций новый генсек откровенно заговорил о трудностях, испытываемых страной. В одном из первых своих выступлений Андропов заявил: «У меня готовых рецептов нет». Но и такая позиция способствовала росту популярности нового руководителя страны: честен, не склонен к пустым обещаниям. Андропов появлялся на людях с единственной Золотой звездой Героя соцтруда. По сравн. с увешанным наградами Брежневым это казалось невероятной скромностью. Андропов грамотно и внятно говорил, чем выигрывал на фоне своего косноязычного предшественника.

Другие вспоминают невероятную давку в общественном транспорте, вызванную борьбой с опозданиями на работу. Якобы Андропов заметил, что он сам ездит в Кремль без опозданий. Оказалось, что транспорт просто не в состоянии доставить всех на работу в положенное время. С его именем также связаны инцидент с южнокорейским Боингом (1983), а также начало широкого использования психиатрических больниц специального (тюремного) и обычного типов для борьбы с противниками существовавшего политического строя.

Константи́ н Усти́ нович Черне́ нко (1911-(19110924)1985).  

В период правления Брежнева Черненко был заведующим общим отделом ЦК КПСС, через него проходило большое количество документов и целых досье на верхушку партии; по самому складу характера он был склонен к малозаметной аппаратной работе, но вместе с тем был весьма осведомлён. Информацией он регулярно делился с Брежневым и, таким образом, имел репутацию «секретаря Брежнева». Колоссальная энергия, усердие и скромные знания годами тратились Черненко на бесподобную чиновничью карьеру. В канцелярской работе он обрел свое призвание. Он ведал почтой, адресованной генсеку; прописывал предварительные ответы. К заседаниям Политбюро готовил вопросы и подбирал материалы. Черненко был в курсе всего происходящего в высшем партийном эшелоне. Он вовремя мог подсказать Брежневу о чьем-то приближающемся юбилее или об очередном награждении. В то время, как для Брежнева ежедневная рутинная работа с многочисленными документами была более чем обременительной, для Черненко она была в удовольствие. Нередко решения исходили от Константина Устиновича, но оглашались от имени генсека. За годы совместной работы он ни разу не подвел Брежнева, не вызвал его неудовольствия, а тем более раздражения по какому-либо поводу. Никогда ему не возражал. Но не только исполнительность и пунктуальность Черненко импонировала Брежневу. Константин Устинович умело ему льстил и всегда находил повод для восхищения генсеком и его восхваления. Со временем стал для Брежнева незаменим. И на вторых ролях чувствовал себя очень комфортно. Страдавший бронхиальной астмой, Черненко поднимался с постели по первому предложению Брежнева поехать поохотиться. Приглашение на охоту в Завидово было знаком особого доверия генсека. Черненко охоту не любил и каждый раз там простужался. Но благорасположение Брежнева для Константина Устиновича, видимо, было важнее, чем собственное здоровье. Все эти качества Брежнев в Черненко особенно ценил. Он щедро награждал Константина Устиновича, продвигал по партийной лестнице, полностью ему доверял. С ним он встречался чаще, чем с другими членами политбюро ЦК партии, иногда по нескольку раз в сутки. Дважды Константин Устинович сопровождал Брежнева в заграничных поездках: в 1975 г. - в Хельсинки, где происходило международное Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, и в 1979 г. - на переговоры в Вену по вопросам разоружения.

Черненко стал тенью Брежнева, его самым близким советником. С конца 1970-х годов Черненко стал считаться одним из возможных преемников Брежнева, связанным с консервативными силами в его окружении. К моменту кончины Брежнева в 1982 он считался (и западными политологами, и высокопоставленными партийцами) одним из двух, наряду с Андроповым, претендентов на полноту власти; верх одержал Андропов. Политбюро ЦК КПСС после кончины Брежнева рекомендовало Черненко предложить Пленуму ЦК КПСС кандидатуру Андропова на пост Генерального секретаря. Он это сделал 12 ноября 1982 в конце своего выступления на Пленуме (большая часть которого была посвящена характеристике Брежнева), подчёркивая, вместе с тем, необходимость коллективного руководства; после этого Андропов был единогласно избран генсеком.

Когда же 73-летний Черненко получил высшую должность в советском государстве, у него уже не осталось ни физических, ни духовных сил, чтобы руководить страной.

Скорая болезнь и кончина Андропова и затруднения относительно исхода дальнейшей внутрипартийной борьбы сделали Черненко, практически неизбежно, новым главой партии и государства.

Генеральный секретарь. 13 февраля 1984 г. К. У. Черненко единогласно был выбран Генеральным секретарем ЦК КПСС. К власти в огромной державе пришел человек, нигде и никогда не работавший на самостоятельном участке. С этого момента и для скрытых сталинистов стало очевидным, что существующая система агонизирует, не будучи в состоянии даже избрать приемлемого партийного и государственного лидера.

К этому времени 72-летний Черненко был уже очень тяжело болен и рассматривался как промежуточная фигура. Значительную часть своего правления он провёл в Центральной Клинической Больнице, где иногда даже проводились заседания Политбюро ЦК КПСС. В больнице (незадолго до смерти) ему было вручено удостоверение об избрании народным депутатом РСФСР; эта церемония была продемонстрирована по всесоюзному телевидению.

За время правления Черненко было предпринято несколько так и не удавшихся проектов: реформа школы, поворот северных рек, усиление роли профсоюзов. При нём был официально введён как праздник День знаний (1 сентября 1984). В июне 1983 года Черненко выступил с программным докладом «Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии». В нём, в частности, Константин Устинович подверг критике самодеятельные эстрадные группы с репертуаром «сомнительного свойства», которые «наносят идейный и эстетический ущерб». Этот доклад стал началом крупномасштабной борьбы с независимыми музыкальными исполнителями в 1983-84, главным образом с исполнителями русского рока. Выступление на «квартирниках» и подобных самодеятельных концертах было приравнено к незаконной предпринимательской деятельности, нарушающей монополию компании Росконцерт, и грозило тюремным заключением. [При Черненко началась постбрежневская и постмаоистская разрядка в отношениях с КНР, однако отношения с США оставались крайне напряжёнными; в 1984 СССР, в ответ на бойкот Московской олимпиады США и их союзниками, бойкотировал олимпиаду в Лос-Анджелесе. В этот период СССР впервые посетил глава испанского государства — король Хуан Карлос I. При Черненко не происходило каких-либо существенных изменений в составе Политбюро и Совета Министров.

Будучи «правой рукой» Брежнева, он неустанно почитал его. Когда же сам Константин Устинович стал генсеком, он нуждался в подобном в свой адрес. От подчиненных он требовал, чтобы они докладывали ему об откликах о его беседах, встречах, выступлениях, читал обзоры о собственной персоне. Как правило, восторженные отклики О генсеке черпались из советской прессы и печати социалистических стран. Труднее было обнаружить что-то позитивное в его адрес в западных изданиях.

Активные расследования и репрессии против различного рода коррупционеров брежневского времени, начатые при Андропове, не были остановлены и при Черненко. Так, уже при нём был расстрелян бывший глава Елисеевского магазина Соколов, покончил с собой бывший министр внутренних дел Н. А. Щёлоков, был предан суду Юрий Чурбанов и проч.

По предложению Ричарда Косолапова генсек восстановил в КПСС 94-летнего В. М. Молотова; Молотов, будучи старше Черненко на 21 год, ещё и пережил его, умерев в возрасте 96 лет. Решение о реабилитации и восстановлении в партии Молотову объявил лично Генсек. За два дня до своей смерти Черненко, поддерживаемый Гришиным, вдруг появился на телеэкране и с трудом произнёс несколько приветственных фраз. Константин Устинович скончался после года и двадцати пяти дней правления и стал последним похороненным у Кремлёвской стены.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.