|
|||
(2) ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯСтр 1 из 2Следующая ⇒
(2) ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ
Не известно как у прочих, а в деревне «Красное» всяк был обладателем фамилии двойной, прозвища ли меткого - истории тут разные: дед наш Тихон Сидоров звался Клиновой.
Клиновые сыновья - Николай и Шурка, Клиновихины девчата - Надька, Манька, Нюрка, . . От какого пращура фамилия/прозвище? Имячко другое наше - иваны непомнящие.
Нам простым, не из графьёв, в дебрях родословности разбираться и трясти древо - не с руки. Пусть всем будет хорошо, Иисусе Господи, и чтоб в памяти потомков не было нужды.
От «лирического» отступления вновь к заявленной выше теме, потому что у этой темы презанятные есть примеры:
Как была у бабки нашей Клиновихиной Параши товарка Авдотья, что Говорушкой зовётся: говорит и говорит, не может остановиться. - «Ягодка, иди домой спать, мы будем ложиться». Все Авдотьины сыны звались Говорушкины*. (Борисовы)
Только Ваське Говорушкину, натуре чувствительной завели односельчане иное прозвание; равнодушными не в силах быть к душе впечатлительной, враз перекрестили на Васю - Страдание. А потом на языке и в сознании закрепилось просто - Страдание.
Противоположный край - юродивый Вася Рай …..
По соседству с Клиновыми жил-был Гусь, * он от гуся (Василий Сёмин) что-то перенял в походке и от внешности, неся голову свою особо, и выпячивая грудь. А у Гуся , стал быть, два сына - Витька Гусь и Колька Гусь.
Жил в деревне также Грач*, непомеристо носач - (Иван Сёмин, брат Гуся) он фамилии Грачёвых веской послужил основой.
Иван Климнов, Егор Климнов - братья - сыны Клима. Это ладно, но забавно домочадцы слыли: Иван-Климновы, Егор-Климновы. Из подобной схемы вытекали ещё: Пётр-ИвАновы и Семён-Гавриловы, …. .
Как и со Страданием из-за сострадания Иван Климнов с руки легкой был переиначен на « Коленкин » - вследствие заметного касания при ходьбе коленей — произвольно-нечаянного.
А во имя Марфы, по масштабам местным в чём-то легендарной, всё её семейство отзывалось на « Марфушины » - охотно и лестно, хоть Тимохины все были они, как известно.
(Их племянник — ленинградский парнишка сквозь блокаду, всю семью его убившую, чудом выживший и чудом достигший берег ПлАвицы, скитальца приютивший). - - - Много было привечаемо, напоено молоком - хватало родича заезжего! Пусть воздастся мерой щедрою, наполненной - от трудов своих великих не заевшемуся! - - - Может с Первой Мировой, судьбой неисповедимой полонённый австрияк обзавёлся здесь квартирой; взял себе жену и з А жил счастливо, но без избытка, их единственная дочь Австриякова Полинка.
Видно, фермером он был у себя там в загранице, огороды разводить стал вдоль берега Плав И цы, умно организовал труд колхозно-огородный - тем признание снискал, уважение народа.
Малосольных огурцов кадки, квашеной капусты - это все благодаря трудодням на грядках грузных, на поливке из реки принесённою водою, на прополке сорняка - в свой мешок- обед корове.
Не сгори дотла в пожаре мельница, ещё была б и запруда, и, как следствие, обильная вода, овощные урожаи, «невзначай» в мешок с травой - огурцы, - не поросло бы всё высокой лебедой. - - - В этой жизни грешной всякое случается - от сумы и от тюрьмы никто не зарекается. А в годину скорбную и голодоморную можно было запростки загреметь за колоски.
Дочь Коленкина Ивана - Вера Иван-Климнова, в замужестве Филипкова - на год в лагерь сгинула. Может Филиппок -супруг пребывал на фронте, а семья перебивалась без кормильца впроголодь? Умыкнуть овцу сумела и мешок пшеницы, стоило Макарычевым* отлучиться. (по деду Макару, а так - Буравцовы )
Но мешок предательский, тонкой струйкой метивший, он по следу верному следствие привёл к тушке недоеденной, в сенях замурованной, и безжалостно соседку под статью подвёл. - - - Считалось у Макарычевых достаток выше среднего; рачительный хозяин - таковым почёт и честь. Бывало - обворовывали, но раз - беспрецедентное случилось ограбление в хозяинов отъезд.
Бандиты бабку старую, что на пороге встала им, связали на кровати и в ночь канули с добром. Но в них залётных парубков, гостивших на Стрекаловке, признала Нюшка маленькая, спасаясь чердаком.
Налётчики-грабители похищенное сбыли, а от мешка-предателя избавиться забыли. Вот он и выступил на следствии свидетелем с каким-то на него нашитым вензелем. --------- Я сама, поправ приличия, устои, отрясала золотой налив у Маркиных ( Михлевы - звались они). Но совесть мучима от дел не упомянутых. *** Через два двора справа - изба Лузгана. Лузган с Лузганихой* - неординарная пара. (Фёдор и Марья Емельяновы ) Для советской власти они, что мозоль на пальце, что фанату православнутому - протестанцы.
Генеральной линии на коллективизм вразрез — единоличие, индивидуализм. В обратку Лузгаткиным за это - экспроприация коровы во славу коллективизации.
Стоит и не падает изба на подпорках, картошка с очистками идет безотходно. Лузган чинит обутку за кто чего даст съестн о го, а на досуге супруги режутся в подкидного.
Отъём коровы, прав попрание не освобождают от права голосования. - Граждане-единоличники, опустите бюллетень в урну! - Ходи Марья, козыри бубны!
Их девчонка Лузгаткина Нюрка, подобрав длиннополую юбку, раз к садовнику приступила: дядечка, дайте мне, приезжей, яблочка. Мол, не местная она, таковская. - Я, говорит, московская.
Ведь яблони поперву лишь в колхозном цвели саду. На трудодни к зерновым вдобавок спелых давали ещё яблок.
Единоличник - крот ёшкин, хрумкает пусть картошку!
Куст картофельный Лузгану / грузных клубней сулил гроздь говорили, что Лузган - колдун, / вызывает на свой участок дождь. ------ Впрочем, при образовании «Красная Заря» были согнаны коровы с каждого двора. Часть из них колхозу приказала долго жить - с голоду. Остатних порешили возвратить.
Жёстк, безоговорочен план по раскулачиванию - молотилка клиновихина попала под раздачу. Из наивности, что крайности не властью одобрены, в вышестоящие Прасковья маханулаорганы.
Она им - про молотилку. Они ж - променад прочат ей, куда Макар не гонял телят. ------ Первых азов основа - четырёхлетняя школа. Низкий поклон учителю Константин-Леонидовичу. ( Зеленев К. Л. ) В одной комнате сразу обучалося по два классу, порознь по программе учитель давал задание.
Ходили без всякой опаски, потому что от длинной указки доставалось лишь балбесу-сыну Учителеву Леониду. (Видели его потом на остановке с топором - По плотницкому, значит, делу в столице подвизался он).
Из переклички в классе просочились по некоторой массе сельчан — их официальные персональные фамильные данные. ------------------------------------- Евстаховы - Астаховы ( Николай Евстахов - Герой СССР, погиб в Германии) Пахомовы - Кузмичёвы ( дед Кузьма) Борисовы - Спиридоновы ( дед Спиридон) Бурмистровы - Трошины - Похлёбкины -
??? - Титковы: Ягодки - у Тиши, а у Титкова Миши без тени ухмылки все женщины — малинки!
??? - Жирновы: Удивила всех Тоня Жирнова: находясь вдалеке от дома, шлёт от одиночества в нервозе телеграмму, что почила в Бозе.
С той же скоростью, что телеграмма, в общежитие примчалась мама с полной сумкой (на помин) снеди. Так достигла Тоня своей цели!
??? - Калюкаевы: Калюкаева Полинка, что на свадьбе у Гуся (мужа своего с разлучницей) отплясывала, а дитя Витьк у сесть к отцу подталкивала в угрызенье беглеца, в перспективу возвертания к сыну блудного отца,
в перспективу рождества Кольки. Всё на кр у ги своя, в свои сроки!
А, зазноба эта, с Тюринки, была бедной, но сундук с телеги стаскивали тяжеленный, давший повод во языцех для пр и тч и, что взаместо там прид а ного - кирпичи. *** Для раскрытия тайны фамилии информацию пробьём по линии персонажа предания - пра бабки Наталии.
Что известно про неё, мать родную Тихона? Красивая, дородная, пред мужем не тихая;
вечно нюхала табак, строга была к внукам, затрудняя доступ им к конфетам и сушкам,
пряча в кованый сундук посылочки со сладостями (московские гостинцы - ей), чтоб были в сохранности.
Версия просится такая: - да, это ж Наталья Клиновая! А Иван Сидоров, ежели так - прапра деду нашему - зять и примак*. (живущ. в доме жены) А примак у, в уязвление чести, не пересилить фамилию тестя - значит, он сам и наследие слыли:
|
|||
|