|
|||
Основная часть- Что вы знаете о Марии? (…) Она была из Вифании, деревни рядом с Иерусалимом. Она была, скорее всего, средний ребенок в семье. Старшая сестра Марфа и младший Лазарь. Она была из известной и достаточно обеспеченной семьи. Она не была замужем.
- Что вы можете сказать о ее характере? (…) - Ее характер раскрывается в двух эпизодах, на двух пирах.
- Первую картину рисует для нас Лука. Мы уже читали эту историю на прошлом уроке. Прочитаем еще раз. Лука 10: 38-42. - Что делает Мария в этой истории? (Она села у ног Иисуса и слушала Его) - Такой поступок был очень необычным для того времени. Женщины не садились у ног учителей. Они не учились у раввинов. Это было только мужскоедело. От женщины ожидали поведения Марфы – служить гостям. Многих иудеев поведение Марии могло шокировать. Она пренебрегла женскими обязанностями и сидела у ног Учителя, как ученик. (9, 179)
- Почему Мария поступила так? (…) Мария поняла значимость этого момента. Сын Божий был гостем в ее доме. Она боялась упустить такую возможность, поспешила ею воспользоваться. Она сосредоточила все свое внимание на Нем. Мария внимательно слушала, сосредоточено впитывала в себя слова Иисуса. Она была настолько поглощена Иисусом, что позабыла обо всем на свете. (4, 184) Мария не задумывалась о том, как ее поступок выглядит со стороны, о том, что женщине не место возле ног Иисуса, о том, что скажут другие. Она всем сердцем и всем разумом впитывала слова Иисуса.
- Какова была реакция на ее поступок? (…) Марфа осудила Марию. Она прилюдно выговорила ей, подвергла ее унижению. Если бы спросили окружающих, они поддержали бы в этой ситуации Марфу, а не Марию.
- Как сама Мария реагирует на безосновательные обвинения и прилюдное унижение? (Никак. Она молчит. ) - Иисус открывает нам ее сердце, ее мотивы: «Мария избрала благую часть». Мария сознательно выбрала добрую, полезную часть, действительно важную, даже необходимую. Что это за часть? Мы говорили об этом на прошлом уроке. (…) - Она выбрала время с Господом. Мария выбрала время учиться у ног Иисуса. Иисус вопреки всем традициям оценивает роль Своей ученицы выше житейских забот, оценивает как самое важное и единственно необходимое. Эта «благая часть» не отнимется у нее.
- Сестры, делаете ли вы сознательный выбор в пользу молитвы и чтения Слова Божьего? Священное Писание является тем инструментом, посредством которого Бог ведет нас к совершенству. Невозможно понять волю Божью, Самого Бога, то, как нужно поклоняться Богу, без Его Слова – Библии. Поклонение Богу невозможно без познания Бога. А познание – без личного глубокого размышления над Писанием.
- Другую картину рисует нам Иоанн в 12 главе, Матфей в 26 и Марк в 14. Это помазание миром Иисуса перед Его распятием. - Прочитайте Матфея 26: 6-13, Марка 14: 3-9. - Прочитайте так же Иоанна 12: 1-8.
- Где происходит действие? (В Вифании в доме Симона прокаженного на пиру) - В какое время земной жизни Иисуса? (За 6 дней до распятия) Последнюю неделю Своей жизни Иисус проводит в Вифании. (1, 81)
- Что делает Иисус? (Он возлежит на пиру) - Что делает Мария? (…)
- Во-первых, Мария разбивает алебастровый сосуд с драгоценным миром. - Что это за сосуд такой и что это за миро, что из-за него ученики подняли такое возмущение? (…) Драгоценное миро – это благовонное масло, которое добывали из корней и стеблей ароматной травы, растущей в Индии. Привозили его в алебастровых запечатанных сосудах, которые открывали в особых случаях. (1, 332)
Алебастром называли высококачественный мрамор, добываемый в Египте. Из него делали дорогостоящие сосуды для хранения дорогих ароматных масел. (6, 1428)Полупрозрачный камень брали, высверливали в нем отверстие и наполняли его дорогим маслом и запечатывали. Такой сосуд имел вид бутылочки с длинным горлышком.
- Миро было драгоценным. Оно стоило больше 300 динариев. Это больше годовой заработной платы рабочего. По нашим деньгам – это больше 500 тысяч! Мария разбила горлышко сосуда, она не собиралась экономить. Ее поступок был очень расточительным.
- Андрей Вовк так комментирует поступок Марии: «Многие люди пытаются служить Богу, не напрягаясь, как они говорят, «по мере возможности», без страстного желания сгореть в служении, растратить самого себя. Они согласны что-то делать, что-то жертвовать, но без особых усилий. И причина – недостаток любви к Богу, недостаток поклонения… Поклонение, приятное Богу, отличается жертвенностью. Оно не может быть другим, оно не может быть ничего не стоящим. » (3, 229-230)
- Во-вторых, Мария мажет голову Иисуса миром. В те времена возлить кому-то миро на голову считалось проявлением высочайшего уважения. Но помазание Марии было необычным, превосходящим всякие ожидания. (5, 447)
- В-третьих, Мария мажет ноги Иисуса. - Что значило омывать ноги в то время? (…) Мыть ноги гостям должны были рабы. Самые низшие из рабов. Раб-еврей не должен был мыть ноги. Это считалось очень унизительно. Вспомните, ученики Иисуса «не опускались» до такого. В 13 главе Иоанна Иисус опоясывается и моет ноги своим ученикам, чтобы показать им, что Он до конца возлюбил их. О женщине-грешнице, которая в начале служения Иисуса сделала так же, как и Мария – помазала ноги Иисуса, Иисус сказал, что она возлюбила много. Мария так же демонстрирует свою любовь к Учителю. А так же свое смирение.
- В-четвертых, Мария распускает волосы и оттирает ноги Иисуса волосами. Мария не остановилась на том, что вылила все драгоценное миро. Она распустила свои волосы и стала оттирать их своими волосами. Ни одна порядочная женщина еврейка не могла показаться на людях с распущенными волосами. Распуская свои волосы, оттирая ими ноги, Мария унижала себя, смиряла себя. (3, 228) (10, 136)
- Какова была реакция на ее поступок? (…) - Что говорят ученики? (К чему такая трата мира…) Они не просто говорят, написано, что ученики негодовали, то есть разозлились. Они ругали ее за сделанное. - Почему? (…) - Сколько мира потратила Мария? (…) - Масла было целый фунт - это 340гр, около 360 мл. (6, 1595) (9, 245)Другие толкователи считают, что было около 500 мл мира. (10, 135). В любом случае, для обычного помазания не требовалось столько мира. Так много масла не использовалось за один раз. Кроме одного случая – когда готовили к погребению. Так обильно умащали только мертвые тела. (10, 136)
- Написано, что весь дом наполнился ароматом от мира. Мария не думала о бережливости, о цене своего дара. Она находилась во власти благоговения перед Господом. Мария вместе с миром излила свою душу в поклонении Господу. Она в знак любви без колебания отдала все самое ценное, что у нее было из земных богатств. (11, 155)
- Слова учеников открывают их сердце. Что было в нем? (…) Иоанн пишет, что Иуда делал это из жадности и любви к деньгам. Ин. 12: 4-6. Другие ученики считали, что драгоценное миро потрачено впустую. Задумайтесь! Жертва Марии Иисусу для учеников – пустая трата драгоценного мира! Чем мазать на Иисуса, лучше бы продать и раздать нищим.
- О чем это говорит? (…) Это говорит о недостатке в учениках уважения и почитания к Иисусу. (5, 448) другими словами, зачем оказывать такие непомерные почести?
- Мария благоговеет перед Господом, но для учеников не понятна ее жертвенность, ее поклонение. Ученики помощь нищим ставят выше поклонения Господу Иисусу. (2, 238)
- По словам Иисуса, ученики смущали Марию. Что это значит? (…) Слово, переведенное у нас как смущать, значит затруднять, делать трудным, беспокоить и даже причинять страдания. - Как Мария оправдывает себя? (Никак, она молчит) Мария ничего не сказала и не сделала в свою защиту. Никак себя не оправдывала. Мы видим красоту ее кроткого и молчаливого духа. (8, 262) Она не ссорится, не осуждает, не обижается, не ропщет, не жалуется.
- За Марию и здесь вступается Иисус и объясняет ученикам мотивы ее сердца. Что Он говорит? (…) - «Мария сделала доброе дело для Меня». - Поступок Марии был подготовкой Христа к погребению. Господь много раз говорил о приближающейся смерти. К этому времени Иисус предсказывал Свою смерть по крайней мере 6 раз и еще раз 6 или 8 намекал на нее. (10, 136) Но ученики были глухи к этому. Они не слышали своего Учителя. Они были заняты другими вопросами – делили места в царстве. А Мария услышала и поверила. (1, 82) похоже, Мария была способна понимать Иисуса лучше, чем любой из Его двенадцати учеников. Мария приготовила Иисуса к погребению. (10, 136) Это указывает на удивительную проницательность Марии. Такое понимание было результатом ее стремления сидеть, слушать и размышлять. (4, 184-185) Мария слушала Иисуса внимательнее всех остальных! Похоже, только она одна верила в скорую смерть учителя. И только она одна поняла то, что говорит Иисус.
- В истории до этого Иисус сказал, что добрая часть, что Мария избрала, не отнимется у нее. Здесь же Он дает еще одно обещание. Какое? (…) Везде будет рассказано о ее поступке. История о помазании миром записана в трех евангелиях. И на момент написания евангелия от Иоанна, что было уже намного после смерти Иисуса – около 90х гг, Мария была известна среди христиан. Прочтите 11: 2.
|
|||
|