|
|||
Выступление руководителя ШМО воспитателей ГПД Потаповой А.В. на педагогическом совете «Приоритеты воспитания в системе образования в условиях реализации ФГОС»Выступление руководителя ШМО воспитателей ГПД Потаповой А. В. на педагогическом совете «Приоритеты воспитания в системе образования в условиях реализации ФГОС» 26. 12. 2020г. Впервые в истории отечественного образования в Федеральный государственный стандарт общего образования включён воспитательный компонент. Развитие воспитания и обеспечение позитивной социализации детей и молодёжи являются идеологической доминантой, приоритетом социально-экономической политики любого прогрессивного государства. Воспитание подрастающих поколений, создание условий для гражданского, духовно-нравственного становления детей и молодёжи, самореализации личности в социальном творчестве — это одна из ведущих, неоспоримых, имеющих глубокие культурные корни ценностей российского общества. Воспитание детей и молодёжи — задача государственной важности. Она нашла отражение в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Воспитание, забота о подрастающем поколении являются в России той национальной идеей, которая на протяжении веков способствовала единению российского народа, объединяла разные политические группы, социальные слои общества, и сегодня она должна привести к консолидации усилий разных социальных институтов в создании единого воспитательного пространства в масштабах страны. Воспитание — это тот масштабный социокультурный процесс, которым обусловлено качество человеческих ресурсов страны, воспроизводство культуры, её будущее. Воспитание — это обеспечение государственной безопасности и эффективной реализации национальной стратегии социально-экономического развития. Примерные программы воспитания и социализации предлагают комплекс социально-педагогических ориентиров, направленных на создание оптимальных условий для формирования воспитательного пространства образовательного учреждения как пространства социокультурного развития личности каждого учащегося. Это — базовый компонент для социально-педагогического проектирования воспитательного процесса, развития инновационной деятельности образовательных учреждений, создания педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного процесса, формирования пространства самореализации личности с учётом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного и окружающего социокультурного пространства. Примерные программы обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учётом типов и видов образовательных учреждений, образовательных потребностей и запросов учащихся. В качестве основного вектора прогрессивного развития воспитания рассматриваем сегодня вектор гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей, свободы и ответственности, ценностей коллектива и личности, природы и социума. Демократическая сущность нового воспитания заключается в следующем: — предоставление ребёнку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования; — создание условий для самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности; — подготовка школьника к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей; — стимулирование его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов. Но предоставление свободы должно сочетаться с воспитанием у детей чувства ответственности за свои поступки, и чем выше у них чувство ответственности, тем более широкими должны быть возможности выбора. Подготовка ребёнка к самоопределению может быть успешной только в том случае, если ему есть из чего выбирать, если учреждение образования обеспечивает пространство для его самостоятельного выбора форм и видов деятельности, если предоставляет образцы успешной самореализации и для каждого ребёнка создаёт ситуацию успеха. Успешным самоопределение может быть также в том случае, если каждому подростку оказана поддержка в проектировании личностного роста, если интересы коллектива и личности не противоречат друг другу, а высоконравственная, гармонично развитая личность является одной из основных ценностей и целей коллективной деятельности наряду с решением актуальных проблем современного социума. Сущность воспитания как процесса личностно образующего проявляется в педагогической поддержке растущего человека на всех этапах его взросления, в введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении соответствующих им моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни. Воспитание в системе образования должно обеспечить ориентацию подростков на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты; гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у подростков готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, в пользу таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у подростков уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом. Аксиологический подход. В контексте проектирования содержания воспитания в конкретном социокультурном и образовательном пространстве этот подход предполагает конкретизацию аксиологических основ программы с учётом региональной специфики, этнокультурных традиций. Он также предполагает выявление, отбор объектов окружающего социума, которые обеспечивают трансляцию ценностей подрастающему поколению, предоставление школьникам образцов высокой нравственности, культуры, возможности реализовать духовно-нравственные ценности в практической деятельности. Это может найти отражение в определении направлений совместной деятельности детей и взрослых, в целеполагании и наименовании конкретных проектов, реализуемых школьниками в контексте общей программы такой деятельности. Благодаря регионализации Примерной программы общие понятия становятся более близкими, доступными. Таким образом, упрощается процесс присвоения ценностей, поскольку носителями их выступают референтные группы людей — семья, родственники, учителя, представители окружающего социума. Системно-деятельностный подход. Предполагает целенаправленную работу педагогического коллектива по формированию пространства самореализации учащихся, их социальных инициатив с учётом интересов, склонностей, потребностей. Программа воспитания по мере её развития при участии всех субъектов воспитательного процесса всё более приобретает характер комплекса разнонаправленных коллективных и индивидуальных проектов учащихся, предполагающих конкретную практическую деятельность по реализации духовно-нравственных ценностей в социальной практике. Системность деятельности обеспечивается за счёт последовательности, преемственности проектов и интеграции всех содержательных направлений воспитательного процесса на основе одного приоритетного направления или определённой сюжетной линии программы, если она реализуется в форме длительной игры. При этом сохраняется направленность программы на гармоничное развитие личности ребёнка. Развивающий подход. В контексте проектирования содержания воспитания в конкретном социокультурном и образовательном пространстве предполагает обеспечение целостности воспитательного пространства, гуманистической атмосферы в образовательном учреждении, позволяющей школьнику развивать свои способности, интересы, апробировать различные позиции, роли в коллективной деятельности. Этот подход предполагает также целенаправленную деятельность по формированию информационной, предметно-пространственной среды образовательного учреждения, транслирующей гуманистические ценности, способствующей духовно-нравственному развитию школьников. Таким образом, развивающий подход конкретизируется применительно к проектированию содержания воспитания в принципе гуманизации уклада школьной жизни, формирования гуманистической атмосферы в образовательном учреждении. Компетентностный подход — это создание условий для формирования у школьников совокупности актуальных для каждого возрастного этапа социально-личностных компетенций, что может быть обеспечено только достаточной вариативностью программ, предполагающей разнообразие как направлений, так и видов, форм, средств, методов деятельности. Компетентностный подход, таким образом, конкретизируется применительно к проектированию содержания воспитания в принципе вариативности программ. Возрастной подход предполагает отбор доступного для школьников на каждом возрастном этапе содержания совместной деятельности, постановку доступных задач, выбор соответствующих возрасту тем и сроков проектов, а также дифференциацию воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Принцип доступности содержания и индивидуализации воспитательного процесса обеспечивает проектирование и реализацию каждым школьником индивидуального маршрута в контексте совместной деятельности детей и взрослых, что является условием успешного формирования у них готовности к самоопределению и самореализации. Совокупность названных подходов и принципов определяет характер воспитательного процесса и предполагает: • определяющее значение гуманистической парадигмы воспитания в разработке целей, содержания, методов воспитания; направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности как достижение гармонии во внутреннем духовном мире и с окружающим миром; направленность воспитательного процесса на подготовку учащихся основной школы к жизненному самоопределению, формирование у них гражданской позиции, базирующейся на системе гуманистических ценностей; • приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, общенациональным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям и обеспечение событийности воспитательного процесса; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; • целенаправленное формирование социального опыта подростка как основы его гражданской позиции; последовательное и учитывающее особенности возрастного развития освоение учащимися социокультурного опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями и неразрывно связанного с духовными устоями, историей и культурой Родины; • субъект-субъектные отношения участников воспитательного процесса, основанные на принципах сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания; совместную коллективную творческую деятельность детей и взрослых, ориентированную на идеалы высоконравственной, гармонично развитой личности; • целенаправленное формирование пространства самореализации подростка для осуществления им самостоятельного выбора форм и видов деятельности, реализации его субъектной позиции, обеспечивающих эффективность подготовки его к жизненному самоопределению; предоставление подростку образцов высокой нравственности, гражданственности, культуры, успешной самореализации в социальном творчестве; • обеспечение каждого подростка психолого-педагогической поддержкой в проектировании личностного роста, индивидуального маршрута, свободы самоопределения, достижения им ситуации успеха, содействие его самовоспитанию; уважение к индивидуальности ребёнка, его субъективной картине мира, признание индивидуальности каждой личности, особенностей пути её развития и, следовательно, индивидуально особенных результатов развития каждого ребёнка; • реализацию в качестве ведущих принципов программирования воспитательного процесса таких идей: целенаправленности, целостности, учёта основных жизненных задач возраста; ориентации воспитания на нравственную активность подростка, его включённость в разнообразную деятельность; созидательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; нормативно-правового соответствия, ресурсной обеспеченности, планирования по результатам, контролируемости выполнения планов; • реализацию принципа социального партнёрства, который обусловливает открытый характер воспитательной системы; расширение социального, межкультурного, межведомственного взаимодействия и сотрудничества в постановке и решении воспитательных задач; создание социально-открытого уклада школьной жизни. Педагогически организованное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, совместная с взрослыми деятельность по узнаванию и воплощению ценностных установок создают условия для формирования у ребёнка позитивного социокультурного опыта. Содержание воспитания будет отражать, прежде всего, тот социокультурный опыт ребёнка, приобретение которого состоится в результате педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром. В качестве основных видов социокультурного опыта ребёнка, формирование которых имеет принципиальное значение для становления его нравственной гражданской позиции, позитивной социализации, следует рассмотреть: — опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора; — опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности; — опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой); — опыт реализации различных уровней социально-нравственной позиции в коллективной деятельности (активного участника, организатора, консультанта и др. ); — опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков в социально значимой деятельности; — опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки. сверяемой с оценками взрослых и сверстников; — опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми; — эмоционально-чувственный опыт; — опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности; — опыт общения и ролевого взаимодействия; — опыт самоорганизации, проектирования собственной деятельности, прогнозирования и последующего анализа её результатов. Проектирование содержания воспитания представляет собой непрерывный процесс, органично взаимосвязанный с реализацией программы. Содержание воспитания может рассматриваться только в постоянной динамике, оно не является статичным, раз и навсегда определённым, а также одинаковым для всех субъектов воспитательного процесса. Принцип непрерывности проектирования воспитательного процесса отражает диалектику его развития — взаимосвязь действий целеполагания и достижения результатов. С одной стороны, процесс проектирования содержания воспитания выражается в разработке программы воспитания как вполне реального завершённого документа, определяющего направления, виды и результаты совместной деятельности субъектов воспитательного процесса. С другой стороны — выступает механизмом реализации программы: каждый субъект воспитательного процесса осуществляет проектирование индивидуального маршрута в контексте направлений совместной деятельности, а результаты совместной деятельности, достигаемые на каждом этапе реализации программы, предполагают проектирование её новых направлений. В процессе реализации воспитательного компонента федеральных государственных стандартов важно сохранить его ориентацию на гуманистические приоритеты современной социальной политики, создание условий для решения задач консолидации нации, обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов.
|
|||
|