|
|||
№6. Имя прилагательное в современных учебниках русского языка.Часть 2 №6. Имя прилагательное в современных учебниках русского языка. Имя прилагательное в курсе русского языка - одна из важнейших тем. в V классе изучаются степени имени прилагательного. В VI классе (34 ч. ) разряды прилагательных по значению, склонение прилагательных, степени сравнения прилагательных, морфологический разбор имени прилагательного, словообразование прилагательных правописание прилагательных. Трудности усвоения темы в школе: - образование и употребление сравнительной и превосходной степеней, кратких прилагательных, притяжательных прилагательных, склонение притяжательных прилагательных; - правописание падежных окончаний прилагательных (согласование прилагательных в косвенных падежах с именами существительными), правописание суффиксов с –Н и –НН-, суффикса –СК- и –К- и др. ; - Не с прилагательными.
Изучение прилагательных в VI классе проводится в несколько этапов: 1. Имя прилагательное как части речи. 2. Разряд прилагательных по значению. 3. Полные и краткие прилагательные. 4. Склонение качественных и относительных прилагательных. 5. Склонение притяжательных прилагательных. 6. Степени сравнения прилагательных. 7. Морфологический разбор имени прилагательного. 8. Словообразование прилагательных. 9. Правописание НЕ с прилагательными. 10. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. 11. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. 12. Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК- 13. Правописание сложных прилагательных. Учебник Т. А. Ладыженской. Рассматривая содержание параграфов темы «Имя прилагательное» в учебнике Т. А. Ладыженской, функционирующий в школьном образовании с 1970 года, можно заметить, что учебник ориентирован на массовую общеобразовательную школу. Упражнения учебника 5 класса постепенно помогают обучающимся вспомнить уже известную им из 4 класса часть речи. Дети ставят вопросы к пропущенным словам, определяют у них род, число, падеж, вспоминают правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных, их синтаксическую роль в словосочетании и предложении. И только в конце параграфа авторы учебника предлагают пересказать теоретический материал правила по плану и проиллюстрировать своими примерами. Задания и упражнения знакомят обучающихся с новым материалом: прилагательные полные и краткие. Следующий параграф предлагает на основе изученного материала образец устного и письменного морфологического разбора имени прилагательного. Тему «Имя прилагательное», состоящую из 9 упражнений при повторении в 1 части и 37 упражнений 2-ой части учебника для 5 класса, авторы завершают контрольными вопросами и заданиями. Так, в учебнике 5 класса (часть I) Т. А. Ладыженской упражнения 102, 103 §21 раздела «Вспоминаем, повторяем, изучаем» обучающимся необходимо не только сопоставить тексты, но и создать свои. А упражнение 109 этого же параграфа предлагают рассмотреть картину А. Пластова «Летом» и описать её устно или письменно, используя в своей речи, если это нужно, слова, помещенные в рамке: яркий, ослепительный, зелёный, изумрудный. Во второй части учебника для 5 класса в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи» тема «Имя прилагательное» дается уже несколько подробнее. На развитие речи направлен материал §103 «Описание животного». В конце этого параграфа предлагается написать сочинение для конкурса «Мое любимое животное». Многие упражнения позволяют обучающимся понять роль прилагательных в тексте. В некоторых упражнениях дети должны научиться задавать правильные вопросы к прилагательным. Таким образом, мы приходим к выводу, что несомненными достоинствами этого учебника при изучении темы «Имя прилагательное» 26 является его развивающая направленность подачи теоретического материала от простого к сложному, методическая продуманность системы упражнений, системный подход к развитию речи и к формированию прочных орфографических и пунктуационных навыков. Теоретического материала больше дается в учебниках 5-го класса А. Д. Шмелёва (11 тем) и Е. А. Быстровой (7 тем), а затем идет учебник С. И. Львовой (6 тем). При знакомстве с содержанием учебного материала всех четырех анализируемых учебников, мы видим, что три темы являются стержневыми при изучении имени прилагательного («Имя прилагательное как часть речи», «Прилагательные полные и краткие» и «Морфологический разбор имени прилагательного»). Однако необходимо заметить особенность учебников второго поколения: все три учебника именно в 5 классе знакомят обучающихся с разрядами прилагательных по значению.
|
|||
|