Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 «Вне зоны доступа»



 

Команда: " PermFormOnce"

Руководитель: Юлия Архипова

Тема: «Война глазами подростков»

 «Вне зоны доступа»

(по мотивам биографии А. И. Солженицына, публицистический иммерсивный спектакль)

Авторы: Архипова Юлия, Лесничина Диана, Овчинникова Полина

Действующие лица:

Саша (ГГ) – Александр Солженицын
Виткевич – друг по переписке

Учитель – учитель старших классов А. Солженицына

И др.

Сцена 1.

Пустое свободное пространство. Приглушенный свет. Галлографическая проекция теленка, который бодает дуб. Около нее стоит мужчина, наблюдающий за проекцией.
На экране поле у дома. Выбегает мальчик. Смотрит на проекцию, не обращая внимания на мужчину.


ГЗК мамы: Саша, Саша…
ГЗК: СССР - оплот мира во всем мире!
Жить стало лучше, жить стало веселее
Планы партии - планы народа
Искусство принадлежит народу
Партия - это ум, честь и совесть нашей эпохи
Ни одного отстающего рядом!

На экране лицо главного героя крупным планом. ГГ убегает с поляны и продолжает бежать.
Музыка №1. На экране лицо ГГ, который бежит, выражающий испуг. Зал наполняется детьми с родителями. Шагают по периметру зала. ГГ опаздывает, пытается незаметно пробраться на свое место

ГЗК: Ты опоздал…
Саша: Но я же уже здесь…
Выстраиваются лицом к зрителям… Родители уходят к людям в «зал». Прямым эфиром на экране показываются лица юных пионеров

Пионер 1: Мы, вступая в ряды пионеров, перед своими товарищами торжественно обещаем:
Пионер 2: Быть верными наследниками пионерских традиций
Пионер 3: Учиться прилежно, на совесть, как завещал великий Ленин
Пионер 3: Не оставлять в беде товарищей

(ГГ и друг переглядываются)

Пионер 4: Быть честными и справедливыми

На экране лицо главного героя

Посвящающий: Расти настоящими патриотами нашей советской Родины!
Все пионеры: Клянемся! Клянемся! Клянемся!
В зале актеры родителей кричат: «Ураа! ». Детям повязывают красные галстуки. Актеры – родители в этот момент уходят из толпы. После зарисовки дети разбегаются и хватают зрителей за руки, называя их родителями, переводят их в другой зал.


Сцена 2.

Зрители и ГГ входят в новое помещение. Стоят парты и стулья. Висит большая карта СССР и меловая доска. Звенит звонок.

 

Учитель: Что же вы стоите? Быстро занимаем свои места. Совсем расслабились.

Все занимают места.

Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока " Счастье ". В конце урока вы напишите сочинение на эту тему. А пока я предлагаю немного порассуждать вслух. Что такое счастье? Да, Крымцова.
Крымцова: Счастье - сделать всё для общественности, а не для себя.
Учитель: Хороший ответ. Есть ещё варианты?
Денисов: Можно я?
Учитель: Денисов! Сколько раз я говорила тебе, мы поднимаем руку. Здесь существуют такие правила и их надо соблюдать. Чтобы это было в последний раз. Ясно? Отвечай.
Денисов: Счастье - уйти на фронт и защищать СССР.
Учитель: Всё бы воевать. Но хорошее счастье. А ты чего молчишь, Саша? Не согласен?
Саша: Я думаю, что счастье - это чуть больше, чем всё, что назвали ребята. (Морщится) Это когда папа жив. И когда мама улыбается, потому что ей не приходится работать на 3 местах. А ещё счастье - говорить всё, что ты хочешь.
Учитель: Мы все говорим здесь всё, что хотим. Разве нет?
Саша: Нет, мы говорим всё, что правильно. А я хочу говорить всё, что хочу и думаю. Вот это счастье. Быть свободным в своём слове.

Тишина.

Учитель: Саша, мне кажется, что ты не совсем понимаешь о чём говоришь. Придётся оставить тебя после уроков для беседы. Остальные достаём тетради и пишем сочинение.
Ученики начинают доставать тетради, промокашки и другие вещи. Саша сидит и смотрит на учительницу, она на него. Все замирают.

Учитель: Тебе нужно быть аккуратнее, Саша. Мы с тобой уже говорили об этом. Руководство нашей стран делает всё, чтобы мы были счастливы. Ты не знаешь, о чем говоришь.
Саша: Но я вижу, что происходит с другими людьми. Как их... забирают.
Учитель: Прекрати. Забирают только шпионов и предателей. Хороших гражданинов наша страна любит и заботится.
Саша: Но мама говорит…
Учитель: Саша! Не говори глупости. Я бы посоветовала тебе больше читать, а ещё лучше начни уже заниматься тем же, чем твои одноклассники. Тем более скоро целина. А ты знаешь, что в этот раз тебе не удастся избежать этого. Начни помогать своей стране, иначе ты не станешь хорошим человеком.

Звонок. Все отмирают.

Учитель: На сегодня урок окончен. Дома нужно дописать сочинение и сдать мне его на следующий урок.

Все собирают свои вещи. Учительница садится за стол и опускает голову на руки. Зрители идут за актёрами. В следующий зал.
ГЗК Учителя: Эх, Саша. Ты погубишь себя.

 


Сцена 3.


Гости вместе с героем проходят в призывной пункт, где каждого записывают и выдаю жетоны. После чего они вместе с остальными призывниками подходят ко входу в следующую комнату. Они строятся в одну или две шеренги. Их встречает командир.

 

Командир: Рота смирно! Вольно! Мы стоим на пороге новой эры. Война подкралась и думала сломить нас. Но мы были готовы к ней! Не посрамим честь Родины, Вославим имя Сталина.

Солдаты: За Родину, за Сталина! УРА! УРА! УРА!

 

Рота вбегает в комнату. Там уже происходит боевое действие. Стробоскоп. Сражение фашистов и русских. Всё действие идёт не больше минуты. После чего слышится звук пролетающего самолёта. Комната окрашивается в серый цвет. В комнате уже никого нет кроме гостей. Выходит маленький Саша со стулом. Он испуган. Встаёт на стул начинает читать.


Саша: В лесу деревья поросли,
На месте прошлого сражений.
Здесь был окоп, в окопе том
Нет места горю поражений.

Сидят солдаты у костра,
Нет шуток, смеха и веселья.
Их души сожрала война,
Нет в душах больше сожаленья.

В кострище тает уголек,
Нам знаменуя о кончине.
Покинут душами окоп,
Но не солдатами живыми.

Их смерть настигла моментально,
Сказать не дав последних слов,
Лишь показав последний кадр,
Из их забытых детских снов.

Во тьме лесов, полей сражений,
Лежат забытые тела,
И правду боли поражений
Не примет мертвая земля.

 

Звук самолёта 2 маленький Саша стоит на стуле. ЗТМ. Около стула стоит взрослый Саша. ГЗК в несколько голосов зачитывает награды, которые получит Александр.

Он присаживается стул. Начинает читать.

Саша: В отношении теоретической ценности (СТАЛИНА) - ты абсолютно прав. Больше того, он очень часто грубо ошибается в теории, и я наглядно мог бы продемонстрировать тебе это при встрече на примере трех лозунгов по крестьянскому вопросу.

 

На противоположной стороне, за зрителями, сидит человек на стуле. Начинает читать.

 

Виткевич: Тщательно и глубоко сопоставив цитаты, продумав и покурив, выяснил, что (Сталин) понятия не имеет о лозунгах по крестьянскому вопросу и дурит мозги себе и другим. В октябре 17 года мы опирались на все крестьянство, а он утверждает, что на беднейшее

Саша: Москва тоже не нужна, а нужен Ленинград, не свободный город торгашей, а пролетарский и интеллигентный умный город… К тому же по традициям (подумай! ) чужд (СТАЛИНУ)

Виткевич: Письмо и злоба твоя отозвались во мне очень громко… Я всегда стараюсь избегать боя - главным образом потому, что надо беречь силы, не растрачивать резервов - и не тебя мне пропагандировать в этом…

 

ЗТМ. Звонок (приговорный). Саша встаёт.

Саша: Комбриг, вызвал меня на командный пункт, спросил зачем-то мой пистолет, я отдал, не подозревая никакого лукавства, - и вдруг из напряженной неподвижной в углу офицерской свиты выбежали двое контрразведчиков, в несколько прыжков (видимо, до этого служили в балете или в ансамбле песни и пляски ) пересекли комнату и, четырьмя руками одновременно (значит, долго тренировались )  хватаясь за звездочку на шапке, за погоны, за ремень, за полевую сумку, драматически закричали (Достали из сумки «Революция»)

Офицеры: Вы арестованы!

 

Саша резко поднимает голову, луч направляется на него. Офицеры опускают его на колени.

ГЗК офицера: На основании изложенного, руководствуясь ст. 146 и 157 УПК РСФСР, - постановил: " Александра Исаевича подвергнуть обыску и аресту с этапированием в Москву для ведения следствия…". Суд окончен, всем покинуть зал.

Офицеры выводят Сашу из зала. Зрители идут за ними. Его заводят в комнату, перед проходом стоят конвоиры.

Сцена 4.

 

 

Конвоир: Прошу сдать ваши жетоны, а так же другие личные предметы, особенно если они противоречат кодексу нашего лагеря.

 

Зрителей и других актёров обыскивают конвоиры и пропускают в следующую комнату. Там им выдают форму, которую необходимо надеть поверх своей одежды. Одному из зрителей выдают форму охранника и документы, где написана его новая задача. Теперь он часть актерской группы.


Конвоир: Александр!

Саша оборачивается на крик. Зрители рассаживаются на лавочки лагерной столовой.

Конвоир (усмехаясь): Ну, что Санек. Скажи нам, какого это? Какого быть не шпионом, а предателем Родины?
Саша: Я не предатель.
Конвоир: Как же, разве не у тебя нашли эти никчемные письма, где ты САМ пишешь, что ненавидишь свою Родину, в которой живешь?
Саша: Я люблю свою Родину. А страну лишь не уважаю. В вашем возрасте пора различать эти понятия.
Конвоир: Да, как ты смеешь? Взять его. Сейчас мы научим тебя уму разуму. Коваленко, что ты стоишь?


Конвоир обращается к охраннику из числа зрителей.

Конвоир: Бери его, пора научить его любить свою страну.

 

Конвоир начинает избивать Сашу. Потом все замирают.

Саша: вытирает кровь изо рта. Вырывается из рук охранника. Тоже мнеучителя. Я знаю, о чём говорю. А вы знаете? Вы хоть представляете, как жить, когда имеешь себя? Когда тебе хочется иметь свое слово, а не чье-то. Я всю жизнь сталкиваюсь с такими как вы. Учитель, командир, начальник, а теперь я нахожусь в месте, где таких как я собрали со всей страны. Неугодных, ненужных. А что на самом деле? Лучшие ученые, писатели и политики не могут помочь своей Родине, потому что прозябают полжизни в таких лагерях. Где тебя учат жить правильно, а не так как тебе хочется. Но я выживу, я справлюсь, а потом докажу, что был прав. Я могу сказать им всё, что они захотят услышать. А когда всё закончится, буду говорить то, что хочу.

 

Конвоир и актеры отмирают.

Конвоир: Ну, что тебе есть что сказать? Говори уже то, что ты хочешь.
Саша: Это ничего, что я в тюрьме. Меня, видимо, не расстреляют. Зато я стану тут умней. Я многое пойму здесь, Небо! Я еще исправлю свои ошибки — не перед ними — перед тобою, Небо! Я здесь их понял — и я исправлю!

 

Саша встаёт напротив дверей. Те, открываются, зрители и актёры расступаются. Звенит звонок. В проёме загорается свет, он выходит туда. Актеры идут за ним, следом зрители.

 

Сцена 5.

Зрители проходят в следующий зал. Звонит телефон в будке посреди помещения. Никто не подходит. Актёр среди зрителей просит уже кого-нибудь взять трубку.

Саша: Я возьму.

Подходит к телефону, поднимает трубку.

Саша: Ало, да. Привет. Спасибо за поздравления. Как живу? Ты же знаешь, всё хорошо. Знаешь, тут легче дышится. Нет, не так. Тут свободнее дышится. Где сейчас? В Швейцарии. Виткевич, друг мой, мне Нобель дали 4 года назад, а ты звонишь только сейчас? Зачем бередить всё это. Да, я понимаю, что многое поменялось. Самое важное, что поменялось в нас. Я тут подумал, не хотелось разрывать все связи, но для своей страны я уже давно вне зоны доступа. Примерно с того момента, как родился. Все, что было в прошлом. Сейчас мне действительно хорошо. Я бы сказал, мне не просто хорошо, мне замечательно. Нет, друг мой, ты ошибаешься. Я не предаю вас. Я люблю свою Родину, но не уважаю страну. Я свободный человек, а всё, что мне дала страна – горе и несчастье, а самое ужасное, она дала мне тюрьму. Не ту, где я провел 8 лет, нет. Тюрьмы для моих мыслей. До встречи, друг. Я буду ждать, пока ты появишься в моей зоне доступа. Помни, ты всегда можешь обратиться ко мне за помощью. Мой новый адрес звучит так: Цюрих, Stapferstrasse, 45: «подвал, первый и второй этажи — с кухней, столовой, гостиной, тремя спальнями, и еще мансарда из двух комнаток, куда можно втиснуть полки и письменный стол». Солженицын Александр Исаевич.

Саша кладет трубку, долго смотрит на будку, потом разворачивается и уходит из зала.

Конец.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.