|
|||
«Вне зоны доступа»
Команда: " PermFormOnce" Руководитель: Юлия Архипова Тема: «Война глазами подростков» «Вне зоны доступа» (по мотивам биографии А. И. Солженицына, публицистический иммерсивный спектакль) Авторы: Архипова Юлия, Лесничина Диана, Овчинникова Полина Действующие лица: Саша (ГГ) – Александр Солженицын Учитель – учитель старших классов А. Солженицына И др. Сцена 1. Пустое свободное пространство. Приглушенный свет. Галлографическая проекция теленка, который бодает дуб. Около нее стоит мужчина, наблюдающий за проекцией.
На экране лицо главного героя крупным планом. ГГ убегает с поляны и продолжает бежать. Пионер 1: Мы, вступая в ряды пионеров, перед своими товарищами торжественно обещаем: (ГГ и друг переглядываются) Пионер 4: Быть честными и справедливыми На экране лицо главного героя
Сцена 2. Зрители и ГГ входят в новое помещение. Стоят парты и стулья. Висит большая карта СССР и меловая доска. Звенит звонок.
Учитель: Что же вы стоите? Быстро занимаем свои места. Совсем расслабились. Все занимают места. Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока " Счастье ". В конце урока вы напишите сочинение на эту тему. А пока я предлагаю немного порассуждать вслух. Что такое счастье? Да, Крымцова. Тишина. Учитель: Саша, мне кажется, что ты не совсем понимаешь о чём говоришь. Придётся оставить тебя после уроков для беседы. Остальные достаём тетради и пишем сочинение. Учитель: Тебе нужно быть аккуратнее, Саша. Мы с тобой уже говорили об этом. Руководство нашей стран делает всё, чтобы мы были счастливы. Ты не знаешь, о чем говоришь. Звонок. Все отмирают. Учитель: На сегодня урок окончен. Дома нужно дописать сочинение и сдать мне его на следующий урок. Все собирают свои вещи. Учительница садится за стол и опускает голову на руки. Зрители идут за актёрами. В следующий зал.
Командир: Рота смирно! Вольно! Мы стоим на пороге новой эры. Война подкралась и думала сломить нас. Но мы были готовы к ней! Не посрамим честь Родины, Вославим имя Сталина. Солдаты: За Родину, за Сталина! УРА! УРА! УРА!
Рота вбегает в комнату. Там уже происходит боевое действие. Стробоскоп. Сражение фашистов и русских. Всё действие идёт не больше минуты. После чего слышится звук пролетающего самолёта. Комната окрашивается в серый цвет. В комнате уже никого нет кроме гостей. Выходит маленький Саша со стулом. Он испуган. Встаёт на стул начинает читать.
Сидят солдаты у костра, В кострище тает уголек, Их смерть настигла моментально, Во тьме лесов, полей сражений,
Звук самолёта 2 маленький Саша стоит на стуле. ЗТМ. Около стула стоит взрослый Саша. ГЗК в несколько голосов зачитывает награды, которые получит Александр. Он присаживается стул. Начинает читать. Саша: В отношении теоретической ценности (СТАЛИНА) - ты абсолютно прав. Больше того, он очень часто грубо ошибается в теории, и я наглядно мог бы продемонстрировать тебе это при встрече на примере трех лозунгов по крестьянскому вопросу.
На противоположной стороне, за зрителями, сидит человек на стуле. Начинает читать.
Виткевич: Тщательно и глубоко сопоставив цитаты, продумав и покурив, выяснил, что (Сталин) понятия не имеет о лозунгах по крестьянскому вопросу и дурит мозги себе и другим. В октябре 17 года мы опирались на все крестьянство, а он утверждает, что на беднейшее Саша: Москва тоже не нужна, а нужен Ленинград, не свободный город торгашей, а пролетарский и интеллигентный умный город… К тому же по традициям (подумай! ) чужд (СТАЛИНУ) Виткевич: Письмо и злоба твоя отозвались во мне очень громко… Я всегда стараюсь избегать боя - главным образом потому, что надо беречь силы, не растрачивать резервов - и не тебя мне пропагандировать в этом…
ЗТМ. Звонок (приговорный). Саша встаёт. Саша: Комбриг, вызвал меня на командный пункт, спросил зачем-то мой пистолет, я отдал, не подозревая никакого лукавства, - и вдруг из напряженной неподвижной в углу офицерской свиты выбежали двое контрразведчиков, в несколько прыжков (видимо, до этого служили в балете или в ансамбле песни и пляски ) пересекли комнату и, четырьмя руками одновременно (значит, долго тренировались ) хватаясь за звездочку на шапке, за погоны, за ремень, за полевую сумку, драматически закричали (Достали из сумки «Революция») Офицеры: Вы арестованы!
Саша резко поднимает голову, луч направляется на него. Офицеры опускают его на колени. ГЗК офицера: На основании изложенного, руководствуясь ст. 146 и 157 УПК РСФСР, - постановил: " Александра Исаевича подвергнуть обыску и аресту с этапированием в Москву для ведения следствия…". Суд окончен, всем покинуть зал. Офицеры выводят Сашу из зала. Зрители идут за ними. Его заводят в комнату, перед проходом стоят конвоиры. Сцена 4.
Конвоир: Прошу сдать ваши жетоны, а так же другие личные предметы, особенно если они противоречат кодексу нашего лагеря.
Зрителей и других актёров обыскивают конвоиры и пропускают в следующую комнату. Там им выдают форму, которую необходимо надеть поверх своей одежды. Одному из зрителей выдают форму охранника и документы, где написана его новая задача. Теперь он часть актерской группы.
Саша оборачивается на крик. Зрители рассаживаются на лавочки лагерной столовой. Конвоир (усмехаясь): Ну, что Санек. Скажи нам, какого это? Какого быть не шпионом, а предателем Родины?
Конвоир: Бери его, пора научить его любить свою страну.
Конвоир начинает избивать Сашу. Потом все замирают. Саша: вытирает кровь изо рта. Вырывается из рук охранника. Тоже мнеучителя. Я знаю, о чём говорю. А вы знаете? Вы хоть представляете, как жить, когда имеешь себя? Когда тебе хочется иметь свое слово, а не чье-то. Я всю жизнь сталкиваюсь с такими как вы. Учитель, командир, начальник, а теперь я нахожусь в месте, где таких как я собрали со всей страны. Неугодных, ненужных. А что на самом деле? Лучшие ученые, писатели и политики не могут помочь своей Родине, потому что прозябают полжизни в таких лагерях. Где тебя учат жить правильно, а не так как тебе хочется. Но я выживу, я справлюсь, а потом докажу, что был прав. Я могу сказать им всё, что они захотят услышать. А когда всё закончится, буду говорить то, что хочу.
Конвоир и актеры отмирают. Конвоир: Ну, что тебе есть что сказать? Говори уже то, что ты хочешь.
Саша встаёт напротив дверей. Те, открываются, зрители и актёры расступаются. Звенит звонок. В проёме загорается свет, он выходит туда. Актеры идут за ним, следом зрители.
Сцена 5. Зрители проходят в следующий зал. Звонит телефон в будке посреди помещения. Никто не подходит. Актёр среди зрителей просит уже кого-нибудь взять трубку. Саша: Я возьму. Подходит к телефону, поднимает трубку. Саша: Ало, да. Привет. Спасибо за поздравления. Как живу? Ты же знаешь, всё хорошо. Знаешь, тут легче дышится. Нет, не так. Тут свободнее дышится. Где сейчас? В Швейцарии. Виткевич, друг мой, мне Нобель дали 4 года назад, а ты звонишь только сейчас? Зачем бередить всё это. Да, я понимаю, что многое поменялось. Самое важное, что поменялось в нас. Я тут подумал, не хотелось разрывать все связи, но для своей страны я уже давно вне зоны доступа. Примерно с того момента, как родился. Все, что было в прошлом. Сейчас мне действительно хорошо. Я бы сказал, мне не просто хорошо, мне замечательно. Нет, друг мой, ты ошибаешься. Я не предаю вас. Я люблю свою Родину, но не уважаю страну. Я свободный человек, а всё, что мне дала страна – горе и несчастье, а самое ужасное, она дала мне тюрьму. Не ту, где я провел 8 лет, нет. Тюрьмы для моих мыслей. До встречи, друг. Я буду ждать, пока ты появишься в моей зоне доступа. Помни, ты всегда можешь обратиться ко мне за помощью. Мой новый адрес звучит так: Цюрих, Stapferstrasse, 45: «подвал, первый и второй этажи — с кухней, столовой, гостиной, тремя спальнями, и еще мансарда из двух комнаток, куда можно втиснуть полки и письменный стол». Солженицын Александр Исаевич. Саша кладет трубку, долго смотрит на будку, потом разворачивается и уходит из зала. Конец.
|
|||
|