|
|||
Вечерние огоньки. «Свечки»
Свечка — это коллективное обсуждение отрядом прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении — содержание. Педагогический смысл свечки — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора.
На «свечке» каждый из ребят садится туда, куда ему захочется и с кем хочется. При этом все вместе они должны образовать круг для того, чтобы видеть глаза и лица каждого участника. Во время «свечки» по этому кругу, как по цепочке проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства и тепла. «Свеча» нужна для того, чтобы всем вместе поговорить о насущных делах смены, обсудить возникшие трудности и порадоваться общим успехам. Здесь можно поспорить и помечтать, получить одобрение и поддержку, а можно просто попеть любимые песни. «Свечку» обычно проводит вожатый. Он выбирает талисман, который передается участниками по кругу. Говорить может только тот, у кого в руках талисман. Затем талисман передается дальше следующему. Последним обычно говорит ведущий, он подводит итог, после чего свечка задувается всеми участниками. У «вечерней свечи» есть свои законы, которым следуют и дети, и вожатые: · когда кто-то говорит, остальные молчат; · нельзя «выносить» сказанное на «свече» за ее пределы; · нельзя перемещаться через центр круга; · на «свече» нельзя есть и танцевать. На первой «свечке» – ребят знакомят с этими правилами и друг с другом, они получают представление о лагерее, в котором им предстоит жить три недели. Свечки-знакомства в первые дни смены могут проходит в самых разных формах. Например, вожатый заранее готовит вопросы или незаконченные фразы, написанные на карточках типа «От нашей встречи (от этого дня, от смены) я жду... » или «Моё самое лучшее качество... » и т. п. Участники «свечки» вытягивают карточки и отвечают на них. Или готовится «Карта знакомства», на которой нарисованы море Радости, остров Одиночества, поляна Печали и т. п. Ребята бросает кубик на карту и рассказывают о случаях из жизни, соответствующих тому месту, куда попал кубик. На «свечке» ребята могут отправится на «машине времени» в будущее и рассказать о предстоящей смене так, будто они ее уже прожили, или представить, что на «волшебной свечке» могут сбыться три любые желания, загадать их и поделится загаданным с другими. Во время смены в лагере могут возникнуть различные конфликтные ситуации, чтобы их погасить вожатый проводит «свечки - откровения». Это может быть «разговор с игрушкой», когда каждый участник рассказывает свои проблемы игрушке или «письмо другу», где ребята устно пишут письмо другу, родным, высказывая накопившиеся за день проблемы. А иногда требуется провести тематическую «свечку», на которой обсуждаются вопросы о дружбе и любви, или ведется разговор о «белых воронах», изгоях в коллективе, о том, как может чувствовать себя человек, когда он не похож на других. Для того чтобы ребята видели причины удач или неудач какого-либо дела проводятся свечка-анализ. Это может быть «коллективный рассказ» на тему «На что похож сегодняшний день? » а может игра в «Море, реку, ручеек», когда ребята по очереди говорят, как они себя сейчас ощущают: как ручеек, как озеро, как море. Каждый отвечает на вопрос: «Кто я сейчас? Может быть, маленький журчащий ручеек или шумная горная река, или же море, на котором бушует шторм». Вариантов проведения «вечерней свечки» множество, и каждый из них имеет свою определённую цель. Свечка – дает возможность каждому участнику высказаться, научится слушать и понимать других людей. Она учит детей осмыслению жизни, прививает навыки коллективного анализа, воспитывает культуру общения — учит искусству разговора. Тематические свечки:
«Звезды».
«Электрический стул». «Дом».
|
|||
|