Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ цикла Стихи о Москве



 

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941 гг. ), русская поэтесса. Родилась в Москве, в семье И. В. Цветаева, известного учёного, основателя Музея изобразительных искусств. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в Лозанне и Фрейбурге. В 16 лет прослушала в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Писать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах. Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого взлёта поэтессы. Октябрьскую революцию не приняла, видя в ней «восстание сатанинских сил». Муж Цветаевой С. Я. Эфрон был офицером белой армии. В послереволюционные годы Цветаева работала над циклом романтических пьес: «Метель», «Фортуна» и др. В 1922 Цветаева с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу, который учился в Пражском университете. Здесь они прожили три года и в 1925 переехали в Париж. Обострение отношений с эмигрантскими кругами привело к тому, что её перестали печатать. Последний прижизненный сборник стихов «После России», включавший стихотворения, написанные в 1922-1925, вышел в Париже (1928). Летом 1939 вернулась в СССР. Вскоре муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия оказалась в лагере. Цветаева зарабатывала на жизнь поэтическими переводами. С началом войны была эвакуирована с сыном в Елабугу. Измученная, одинокая и безработная поэтесса в 1941 покончила жизнь самоубийством. Цветаева — поэтесса трагического склада, трагической судьбы, она осталась в истории русской литературы «одиноким духом». Романтический максимализм, обреченность любви, неприятие повседневного бытия — темы ее поэтических сборников «Версты», «Ремесло», «После России», поэм «Поэма Горы», «Поэма Конца». Писала эссеистскую прозу — «Мой Пушкин», воспоминания об А. Белом, В. Брюсове, М. Волошине, Б. Пастернаке и др

 

Родилась 8 октября 1892 года в Москве. Отец — Иван Владимирович Цветаев (1847—1913), учёный. Мать — Мария Александровна Мейн (1868—1906). С 1899 по 1902 годы училась в Музыкальном Общедоступном училище на фортепиано. С 1902 по 1905 годы жила за границей и училась в разных пансионах. В 1910 году напечатала первый сборник стихов. В 1912 вышла замуж за Сергея Эфрона. Вскоре у них родилась дочь Ариадна. В 1922 году эмигрировала к мужу в Прагу, который там уже жил, а через несколько лет они переехали в Париж. В 1925 году у них родился сын — Георгий. В 1939 году вернулась с сыном в СССР следом за мужем и дочерью, которые вернулись чуть ранее. Вскоре муж и дочь были арестованы (мужа расстреляли в 1941 году). Умерла (покончила жизнь самоубийством) 31 августа 1941 года в Елабуге, в возрасте 48 лет. Похоронена на Петропавловском кладбище в Елабуге (точное месторасположение могилы неизвестно). Основные произведения: «Крысолов», «Маме», «Мирок», «Не хочу ни любви, ни почестей», «Самоубийство», «В Париже» и другие.

Краткая биография (подробно)


Марина Цветаева – русская поэтесса, прозаик и переводчик. Марина Цветаева является одним из крупнейших поэтов XX века. Она родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора-филолога и пианистки. Детские годы поэтессы прошли в Москве и в небольшом городке в Калужской области – Тарусе. Училась в частной московской гимназии, а затем в пансионах Европы. Писать поэтесса начала довольно рано в возрасте шести лет. У нее получалось писать стихи не только на русском языке, но и на французском и немецком. В 16 лет юная поэтесса отправилась в Сорбонну, чтобы прослушать лекции о старо-французской литературе.

Первый сборник её стихов «Вечерний альбом» вышел в 1910 году. Эта книга сразу привлекла внимание многих известных писателей того времени. Среди них были Гумилев, Волошин, Брюсов. Через пару лет появился сборник «Волшебный фонарь». В это же время Цветаева примыкает к кругу московских символистов и регулярно посещает организованные ими встречи. В 1911 году она познакомилась с Сергеем Эфроном, с которым они вскоре поженились. Третий сборник поэтессы «Из двух книг» появляется в 1913 году.

Октябрьская революция и Гражданская война сильно повлияли на творчество поэтессы. Она негативно относилась к происходящему. Её супруг служил офицером Белой армии. Цветаева же в это время работала над циклом стихов «Лебединый стан», в котором поддерживала белое движение. В 1922 году она решила вместе с дочерью Ариадной отправиться в Европу к мужу, который уже некоторое время пребывал в Праге. В 1925 году они всей семьей переехали в Париж. Вскоре Цветаеву перестали печатать, так как обострилось отношение к эмигрантам. Её последний сборник, вышедший при жизни, назывался «После России».

В 1939 году, после возвращения в СССР, муж и дочь Цветаевой были арестованы. Она зарабатывала на жизнь поэтическими переводами. Когда началась Вторая мировая война, её с сыном отправили в Елабугу. 31 августа 1941 года, не выдержав одиночества, безработицы и гонений, покончила жизнь самоубийством. В истории русской литературе эта поэтесса трагической судьбы оставила немалый след. Дома-музеи, посвященные Марине Цветаевой и её творчеству, есть в Москве, Александрове, Иванове, Елабуге, Феодосии и некоторых других городах.

СТИХИ О МОСКВЕ

  Облака - вокруг, Купола - вокруг, Надо всей Москвой Сколько хватит рук! - Возношу тебя, бремя лучшее, Деревцо мое Невесомое!   В дивном граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой - мне Будет радостно, - Царевать тебе, горевать тебе, Принимать венец, О мой первенец!   Ты постом говей, Не сурьми бровей И все сорок - чти - Сороков церквей. Исходи пешком - молодым шажком! - Все привольное Семихолмие.   Будет твой черед: Тоже - дочери Передашь Москву С нежной горечью. Мне же вольный сон, колокольный звон, Зори ранние - На Ваганькове.      31 марта 1916                               2   Из рук моих - нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат.   По церковке - всe сорок сороков, И реющих над ними голубков.   И Спасские - с цветами - ворота, Где шапка православного снята.   Часовню звездную - приют от зол - Где вытертый от поцелуев - пол.   Пятисоборный несравненный круг Прими, мой древний, вдохновенный друг.   К Нечаянныя Радости в саду Я гостя чужеземного сведу.   Червонные возблещут купола, Бессонные взгремят колокола,   И на тебя с багряных облаков Уронит Богородица покров,   И встанешь ты, исполнен дивных сил... Ты не раскаешься, что ты меня любил.      31 марта 1916                             3   Мимо ночных башен Площади нас мчат. Ох, как в ночи страшен Рев молодых солдат!   Греми, громкое сердце! Жарко целуй, любовь! Ох, этот рев зверский! Дерзкая - ох - кровь!   Мой рот разгарчив, Даром, что свят - вид. Как золотой ларчик Иверская горит.   Ты озорство прикончи, Да засвети свечу, Чтобы с тобой нонче Не было - как хочу.      31 марта 1916     Настанет день - печальный, говорят! Отцарствуют, отплачут, отгорят, - Остужены чужими пятаками- Мои глаза, подвижные как пламя. И-двойника нащупавший двойник- Сквозь легкое лицо проступит лик. О, наконец тебя я удостоюсь, Благообразия прекрасный пояс!   А издали - завижу ли и Вас? - Потянется, растерянно крестясь, Паломничество по дорожке черной К моей руке, которой не отдерну, К моей руке, с которой снят запрет, К моей руке, которой больше нет.   На ваши поцелуи, о, живые, Я ничего не возражу - впервые. Меня окутал с головы до пят Благообразия прекрасный плат. Ничто меня уже не вгонит в краску, Святая у меня сегодня Пасха.   По улицам оставленной Москвы Поеду - я, и побредете - вы. И не один дорогою отстанет, И первый ком о крышку гроба грянет, И наконец-то будет разрешен Себялюбивый, одинокий сон. И ничего не надобно отныне Новопреставленной болярыне Марине.      11 апреля 1916, 1-й день Пасхи                               5   Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром.   Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой.   Царю Петру и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари, колокола.   Пока они гремят из синевы - Неоспоримо первенство Москвы.   И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей!      28 мая 1916   Над синевою подмосковных рощ Накрапывает колокольный дождь. Бредут слепцы калужскою дорогой, -   Калужской - песенной - прекрасной, и она Смывает и смывает имена Смиренных странников, во тьме поющих Бога.   И думаю: когда - нибудь и я, Устав от вас, враги, от вас, друзья, И от уступчивости речи русской, -   Одену крест серебряный на грудь, Перекрещусь, и тихо тронусь в путь По старой по дороге по калужской.      Троицын день 1916   Семь холмов - как семь колоколов! На семи колоколах - колокольни. Всех счетом - сорок сороков. Колокольное семихолмие!   В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова. Дом - пряник, а вокруг плетень И церковки златоголовые.   И любила же, любила же я первый звон, Как монашки потекут к обедне, Вой в печке, и жаркий сон, И знахарку с двора соседнего.   Провожай же меня весь московский сброд, Юродивый, воровской, хлыстовский! Поп, крепче позаткни мне рот Колокольной землей московскою!      8 июля 1916. Казанская     - Москва! - Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси - бездомный. Мы все к тебе придем.   Клеймо позорит плечи, За голенищем нож. Издалека - далече Ты все же позовешь.   На каторжные клейма, На всякую болесть - Младенец Пантелеймон У нас, целитель, есть.   А вон за тою дверцей, Куда народ валит, - Там Иверское сердце Червонное горит.   И льется аллилуйя На смуглые поля. Я в грудь тебя целую, Московская земля!      8 июля 1916. Казанская     Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась.   Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.   Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть

Анализ цикла " Стихи о Москве"

1 вариант анализа цикла
Поэтический цикл М. И. Цветаевой «Стихи о Москве» включает в себя девять наиболее значительных стихотворений ее раннего творчества, написанных весной и летом 1916 года. Он воплощает характерные особенности цветаевского синтаксиса (фрагментарность, обилие тире и восклицаний), передающие взволнованное отношение лирической героини к миру, любование красотой родного города.

В цикле «Стихи о Москве» изображен дореволюционный город, главным украшением которого являются храмы. Сорок со-роков церквей, купола, часовни, соборы изображены М. И. Цветаевой в радостном величии, на фоне колокольного звона. «Как золотой ларчик, Иверская горит», — пишет Цветаева в третьем стихотворении цикла, имея в виду московскую чудотворную икону Божьей Матери. Празднование в честь этой иконы совершается как раз 31 марта, когда и написаны эти поэтические строки (все три первых стихотворения цикла). Во втором стихотворении упоминается знаменитая икона «Нечаянная радость», также посвященная Божьей Матери. На иконе изображена горница и перед нею на коленях — раскаявшийся грешник.

Лирическая героиня стихотворения обещает своему чужеземному гостю, которому она показывает Москву, покровительство богородицы («И на тебя с багряных облаков Уронит богородица покров»). Икона находится в Кремле, неслучайно Цветаева упоминает Спасские ворота. Но очевидно, что автора интересуют не просто архитектурные красоты Москвы, а в первую очередь православные святыни. Празднование иконы Иверской Божьей Матери происходит во время Великого Поста, о котором также упоминает Цветаева в цикле («Ты постом

— говей, Не сурьми бровей»).

Каждое поколение бережно, как самую драгоценную святыню, передает следующему из рук в руки Москву. Однако и после смерти лирическая героиня М. И. Цветаевой не отделяет свою судьбу от образа родного города («Мне же — вольный сон, колокольный звон. Зори ранние На Ваганькове», «В дивном граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой мне Будет радостно... »). Употребление древнерусского варианта слова «град» вместо современного «город» на уровне лексики подчеркивает древнюю историю Москвы.

Уже в ранней лирике М. И. Цветаевой мотив смерти является одним из ключевых. В четвертом стихотворении цикла лирическая героиня пытается представить картину своего прощания с миром. Образ смерти ассоциируется у М. И. Цветаевой с благообразием («Сквозь легкое лицо проступит — лик», «О, наконец, тебя я удостоюсь. Благообразия прекрасный пояс! », «Меня окутал с головы до пят Благообразия прекрасный плат»), отстраненностью («Отцарствуют, отплачут, отгорят... Мои глаза») и покоем («Паломничество по дорожке черной К моей руке, которой не отдерну»).

В пятом стихотворении цикла М. И. Цветаева называет Москву «городом, отвергнутым Петром». Здесь имеется в виду факт переноса Петром Первым столицы из Москвы в Петербург. Однако М. И. Цветаева все равно считает Москву первым городом России. Для нее важен православный календарь. Неслучайно в цикле упоминается Пасха, Троицын день и, наконец, Иоанн Богослов.

В восьмом стихотворении главной становится тема соборного единения («Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный, Мы все к тебе придем»).

От картины собственных похорон лирическая героиня мысленно переносится ко дню собственного рождения. Последнее стихотворение цикла начинается и заканчивается любопытной художественной деталью — образом красной рябиновой кисти. Эта кисть в последней строфе стихотворения наделяется эпитетами «жаркий», «горький» и символизирует страстный, импульсивный характер лирической героини. «Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть», — пишет М. И. Цветаева.

Цикл «Стихи о Москве» создан в традициях русской православной культуры, и образ города воспринимается как символ национальной святыни. Перестав быть официальной столицей, Москва продолжает восприниматься лирической героиней как сердце родной земли, чему немало способствуют расположенные здесь православные храмы и иконы.

2 вариант анализа цикла

Уже по названию мы понимаем, что данный цикл стихов будет посвящен городу, где родилась Цветаева и это Москва. В цикл Марины Цветаевой «Стихи о Москве» вошло девять самостоятельных работ, которые могут существовать самостоятельно, но благодаря объединению их в цикл, стихотворения Цветаевой в цикле «Стихи о Москве» приобретают новые смысловые комплексы. Стихи о Москве Цветаева Все стихи о Москве Цветаевой имеют общий образ и это образ Москвы, которая у поэтессы ассоциируется прежде всего с храмами, соборами, иконами, куполами и колоколами. Почти в каждом произведении из цикла Цветаева упоминает образ «сорока сороков церквей». Так данный образ встречается в первом, во втором, пятом, седьмом стихах. Часто в стихах является нам образ колоколов и колокольных звонов: «Мне же – вольный сон, колокольный звон», «накрапывает колокольный дождь», «спорили сотни колоколов» и так далее. При этом Цветаева в своих произведениях описывает конкретные церкви. Они у нее не безликие: «Пятисоборный колокольный звон», «Иверская горит», «Иверское сердце». Использует писательница в своих работах и образ холмов, на которых, по преданию, и была заложена Москва. Все стихотворения Цветаевой, что вошли в цикл «Стихи о Москве» открывают читателям разные стороны души лирической героини, так, мы видим героиню – мать, героиню, переполненную чувствами любви. Уже в третьем стихотворении у лирической героини проявляется «озорство». В четвертом стихотворении используется мотив страстности, и при этом фигурирует мотив смерти. Далее в цикле «Стихов о Москве» Цветаевой и в анализе стихотворения мы видим, что в пятом стихотворении Москва противопоставляется Петербургу, сама же героиня сравнивает свою судьбу с судьбой своего города: она «отвергнутая», как и ее Москва «отвергнутая Петром». Далее мы видим усталость героини, и ее желание следовать за «смиренными странниками». В восьмом стихотворении Цветаева показывает свое отношение к Москве, свою любовь, рассказывает нам о том, чем ей так близка Москва, а в последнем стихотворении из цикла «Стихи о Москве» Цветаевой и в анализе поэтесса рассказывает о своем рождении в день Иоанна Богослова, когда поспела рябина. Цикл «Стихи о Москве» поведал нам о любви к родному краю, о любви к родной земле, о широте русской души, о готовности отказаться от благ.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.