Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ШИМАНСКИЙ. ЮЛИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ



  ШИМАНСКИЙ

ЮЛИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

(17/XII 1883—11/1V 1962)

 

Выдающийся ученый в области строительной механики корабля, академик Юлиан Александрович Шиманский родился 17 декабря 1883 г« в Ташкенте, в семье военного врача. Среднее образование получил в 3 Мос­ковском кадетском корпусе, по окончании. которого в 1901 г. поступил на кораблестроительное отделение Морского инженерного училища в Кронштадте. В 1905 г. успешно завершил курс обучения и получил зва­ние корабельного инженера.

Практическая деятельность Ю. А. Шиманского началась в Севасто­поле, где он участвовал в постройке и ремонте военных кораблей, а также приемке судостроительной стали.

В 1908 г. Ю. А. Шиманский поступил на кораблестроительное отделе­ние Морской Академии в Петербурге, которое успешно окончил в 1910 г. По окончании Академии Ю. А. Шиманский был назначен на Балтийский судостроительный и машиностроительный завод помощником строителя линейного корабля типа «Севастополь, спроектированного под руковод­ством и при непосредственном участии А. Н. Крылова и И. Г. Бубнова.

С 1912 г. начинается педагогическая деятельность Ю. А. Шиманского: он переводится в Морское инженерное училище на должность помощника инспектора классов кораблестроительного отделения. Здесь Ю. А. Шиман­ский читает лекции и ведет со слушателями практические занятия по тео­рии корабля, строительной механике, конструкции корпуса и другим дисциплинам. Одновременно с преподаванием, Ю. А. Шиманский зани­мается научными исследованиями, печатает ряд статей в «Морском Сбор­нике» и работает над созданием справочника для корабельных инженеров (вышел в свет в 1916 г. под названием «Справочная книга для корабельных инженеров»). По словам Юлиана Александровича, значение справочника в его жизни было очень велико: «Справочник», работа над ним — опре­делили направление всей моей научной и практической деятельности». Из небольшой книги справочник при последующих переизданиях превра­тился сначала в двухтомник, а затем — в трехтомное руководство объемом около 150 печ. л. 1, ставшее настольным пособием при расчетах прочности и проектировании корабельных конструкций.

С 1916 г. Ю. А. Шиманский — начальник судостроительной техни­ческой конторы Путиловской верфи, переименованной впоследствии в Северную судостроительную верфь (ныне завод имени А. А. Жданова).

После Великой Октябрьской социалистической революции Ю. А. Ши­манский выполняет ряд заданий правительства по ремонту военных кораблей, а после гражданской войны — участвует в решении. вопроса о переделке корпусов двух линейных крейсеров в нефтевозы. В 1918 г. Юлиан Александрович предлагает новую систему набора корпусов судов.

В 1920 г. Алексей Николаевич Крылов, являвшийся в то время началь­ником Морской Академии, привлекает Ю. А. Шиманского к реорганиза­ции Академии на новых началах. Юлиан Александрович читает в Морской Академии курс строительной механики корабля. Когда в 1925 г. было образовано Техническое Управление Рабоче-Крестьянского Красного флота, начальником Управления был назначен Ю. А. Шиманский. В 1927 г. Юлиан Александрович был переведен в Научно-Технический Комитет РККФ, где возглавил кораблестроительную секцию.

В 1930 г. Ю. А. Шиманского избирают членом президиума Всесоюзного Научно-технического инженерного общества судостроения (ВНИТОСС), членом редколлегии журнала «Судоходство и Судостроение» и «Трудов» ВНИТОСС. Все чаще появляются в печати его научные работы: «Приме­нение метода наложения к исследованию изгиба неразрезных пластин» (1928 г. ), «Исследования деформации пластины, нагруженной сосредото­ченными усилиями, действующими в ее плоскости» (1929 г. ), «О сопро­тивлении заклепок па растяжение» (1931 г. ). Исключительный интерес представило выступление Юлиана Александровича в журнале «Судоход­ство и Судостроение» с полемической статьей о необходимости покончить с технической отсталостью и ввести в гражданском судостроении при проектировании корабельных конструкций расчетные методы.

Одним из первых оценил Ю. А. Шиманский перспективность исполь­зования в судостроении электросварки. Его статья «О перспективах применения электросварки в судостроении» (1932 г. ) способствовала внед­рению этого прогрессивного способа соединения элементов судовых конструкции. Много внимания уделяет Юлиан Александрович вопросам расчета прочности железобетонных судов. Совместно с проф. И. Н. Сиверцевым им написана книга «Расчет прочности железобетонных плавучих сооружений» (1932 г. ), явившаяся первой работой по весьма актуальному вопросу судостроения.

В 1933 г. Ю. А. Шиманского избирают членом-корреспондентом Ака­демии Наук СССР но отделению технических наук. Он разрабатывает ряд сложных вопросов, посвященных изгибу пластин. В 1934 г. выходит в свет его книга «Изгиб пластин» и в том же году — новое двухтомное издание «Справочника по строительной механике корабля».

Начиная с 1938 г., Юлиан Александрович принимает активное участие в деятельности Арктического и Антарктического научно-исследователь­ского института. Им была написана статья «Условные измерители ледовых качеств судна». Ученый впервые дал теоретические обоснования и расчет­ные нормы при определении прочности корпусов ледоколов и судов ледо­вого плавания. За большие заслуги в деле освоения Арктики Ю. А. Шиманскому было присвоено звание «Почетный полярник».

Наряду с научно-исследовательской работой Ю. А. Шиманский зани­мался и изобретательской деятельностью; в 1938 г. им запатентована конструкция «Автономный самоходный гидростат».

В 1941 г. Юлиан Александрович Шиманский был удостоен Государ­ственной премии I степени за капитальный труд «Динамический расчет судовых конструкций». Б книге освещались теоретические и практические вопросы, связанные с динамическим расчетом судовых конструкции, которыми автор занимался в течение многих лет. Труд Ю. А. Шиманского стал основным практическим руководством для инженеров, работающих в области расчетов судовых конструкций, подверженных динамическим нагрузкам.

В период Великой Отечественной войны Ю. А. Шиманский продолжал вести активную научно-исследовательскую и общественную деятельность, уделяя особенное внимание нуждам военно-морского флота.

С 1945 г. Юлиан Александрович заведовал кафедрой строительной механики корабля в Ленинградском кораблестроительном институте и наряду с этим вел большую научную работу.

Спустя два года Ю. А. Шиманский бил избран председателем правле­ния Всесоюзного научного инженерно-технического общества судострое­ния. Под руководством Юлиана Александровича деятельность общества значительно активизировалась.

В 1949 г. издана новая книга Юлиана Александровича Шиманского — «Проектирование прерывистых связей корпуса корабля». В ней изложена разработанная Ю. А. Шиманским общая приближенная теория деформа­ции прерывистых связей и практическое использование ее применительно к главнейшим разновидностям прерывистых связей корпуса. В 1950 г. Ю. А. Шиманскому за большие заслуги в работе Всесоюзного научного инженерно-технического общества судостроения присваивается звание заслуженного члена научно-технического общества.

В 1953 г. Юлиан Александрович Шиманский был избран действитель­ным членом Академии Наук СССР.

25 июня 1955 г. па Всесоюзной конференции Научно-технического общества Юлиана Александровича вновь избирают председателем Цен­трального правления научно-технического общества судостроения и почет­ным членом общества. Это совпало с пятидесятилетием научной, инженер­ной, педагогической и общественной деятельности академика Ю. А. Ши­манского.

За пятьдесят лет работы в отечественном судостроении Ю. А. Шиманским было опубликовано более ста трудов по самым разнообразным вопро­сам теории и практики кораблестроения. Основной своей специальностью Юлиан Александрович считал строительную механику корабля. Сочи­нения Ю. А. Шиманского в этой области, как и труды акад. А. II. Кры­лова, проф. И. Г. Бубнова и чл. -корр. АН СССР П. Ф. Папковича, состав­ляют основной фонд научной литературы по строительной механике корабля, достигшей в нашей стране весьма высокого уровня развития. Не менее значительны и работы Ю. А. Шиманского по теории упругости, сопротивлению материалов и конструкции корпуса судна. Немаловажное значение имели исследования Юлиана Александровича по остойчивости, качке, непотопляемости, а также проектированию судов, железобетонному судостроению, технологии постройки судов и подъему затонувших кораб­лей. Каждая из работ Ю. А. Шиманского — ценный вклад в кораблестрои­тельную науку и практику.

Ю. А. Шиманский был награжден орденами и медалями Советского Союза. За выдающиеся работы в области судостроения Общество англий­ских корабельных инженеров избрало его своим членом.

Принципом всей многогранной деятельности академика Ю. А. Шиман­ского всегда было единство теории и практики. В этом — сила и глубина научного творчества Юлиана Александровича Шиманского, одного из вы­дающихся представителей советской науки.

Ю. А. Шиманский скончался II апреля 1962 г. в Ленинграде; он похо­ронен на Волковом кладбище.

По ходатайству научной общественности одному из новых судов присвоено наименование «Академик Шиманский».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.