![]()
|
|||
Поль Сезанн (19 января 1839 - 22 октября 1906)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Термин постимпрессионизм был впервые введен и получил официальное признание уже в 1910 г, когда историк искусства Роджер Фрай организовал в одной Лондонской галерее первую выставку постимпрессионизма. Надо сказать, что интерес был столь велик, что через два года в 1912 г уже последовала вторая выставка. В отличие от содержательных названий других направлений и стилей, в названии «пост-импрессионизм» нет и намека на особенности этого направления, только некая хронологическая отсылка на время. Под этим названием в историю искусства принято подразумевать творчество четырех художников: ñ Поль Сезанн ñ Поль Гоген ñ Винсент Ван Гог ñ Анри де Тулуз-Лотрек Общего у них мало и яркая глубоко индивидуальная художественная манера каждого из них не позволяет рассматривать постимпрессионизм как название стиля или направления. Но, все-таки, в самом термине содержится важная информация, т. к. он объединяет всех четырех очень разных художников неким общим истоком, питавшим их искусство. Все они многим обязаны импрессионизму. В какой-то степени хронологически период постимпрессионизма начинается примерно с середины 80-х годов. Это время последней выставки импрессионистов (1886 г). И заканчивается в самом начале 20ого века. Еще один общий момент у постимпрессионистов то, что они стремились запечатлеть не мгновение, а вечность. И разными путями стремились к одной цели — познанию истины сущности вещей, которые скрываются за внешним. Интересно и то, что все постимпрессионисты отрицали образ жизни современного им буржуазного общества в той или иной форме. Поль Сезанн, например, был сыном богатого банкира, но всю жизнь вел как бомж. И даже после смерти отца не изменил этому имиджу.
Поль Сезанн (19 января 1839 - 22 октября 1906)
Поначалу молодой Сезанн поступил на юридический факультет Экса, потом бросил. В Париж первым уехал Золя, Сезанн довольно долго потом добивался согласия отца. В 1861 г Сезанн впервые приехал в Париж. В школу изящных искусств он не поступил и не имел специального образования, кроме своей школы в Эксе. В Париже он только писал модели без консультаций преподавателя в той же самой академии Тьюиса, где писали с натурщиков, рисовали Мане, Моне и Писсаро. Там он и познакомился с Писсаро.
И даже позже в 70-е годы у него прорываются романтически-барочные вещи.
Искусство Сезанна той поры бывает фантастично. Оно исполнено тревоги, а иногда в то же время, божественного равновесия, причем в любом жанре. Он берется за разные жанры. У него к старости круг жанров сужается. портретик дяди Доминика. Его он часто писал. Тут уже видно, как он строит форму цветом, игнорируя светотень.
один из ранних его пейзажей «Таяние снегов в Эстаке». Это все 60-70 годы. Он пишет этот прованский пейзаж так, что зритель становится как бы свидетелем некоего угрюмого и прекрасного сотворения нового художественного мира или всемирного потопа. Все это наделено удивительной мощью.
Удивительно грозный вид имеет его ранний натюрмот с черными часами. Черные часы, раковина причудливой формы, вазы какие-то, салфетка белая. Он подарил его своему другу Золя, но Золя в это время уже обуржуазел и жена не одобрила. Он пробует себя в разных жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет, какие-то сюжетные картины. Он пробует и бытовой жанр. В Эрмитаже есть: «Девушка у пианино» или «Увертюра Тангейзера». Около 1868 г. Наверное это его семья: мать и старшая сестра Мария в гостиной дома. Здесь очень точно ощущается сезанновская способность четко структурировать композицию. Он весьма тяготеет к структурности не меньше чем Пуссен. Женщина занятая вязанием заключена в раму дивана.
Несмотря на белые цвета, колорит сумрачный. «портрет отца, читающего газету». На самом деле это либеральная газета, которую его отец терпеть не мог и никогда не читал, но именно в этой газете появился первый положительный отзыв о Сезанне. На стене натюрморт с сахарницей и синей чашкой и двумя грушами. С отцом у него были сложные отношения. Его отец был суровый деспотический человек, который резко противостоял желанию сына стать художником, и всю жизнь до самой смерти отца Сезанн будет от него материально зависеть. Отец давал ему содержание в 150 франков в месяц (когда Сезанн был в Париже). Он вскрывал его письма. Когда Сезанн стал жить со своей натурщицей Мари-Хортанс Фике, он скрывал это от отца. Когда в 1878 г отец узнал об этом и о том, что у них есть сын, он урезал ему содержание до 100 франков. Но когда отец умер в возрасте 88 лет, он оставил сыну большой капитал. Однако он не изменил своему простому образу жизни, но он построил недалеко от Экса двух-этажную мастерскую. В конце 60-х начале 70-х годов Сезанн сближается в Париже со многими членами батиньольской группы и особенно он был близок с Камилем Писсаро, с которым познакомился в академии Сюисса, о котором сам Сезанн позднее говорил, что он был ему учителем, отцом и ангелом-хранителем. Сезанн обладал тяжелым взрывным невыносимым характером, однако с Писсаро он не ссорился, тот на все его скандалы смеялся и улыбался и не обижался.
«Жа де Буффан», поместье отца. В импрессионистической манере. Эрмитаж. 70-е годы — импрессионистический период Сезанна. Осветление палитры, преобладание в его живописи пейзажа.
«Дом повешенного в Овере». Может оказаться на угадайке. Сейчас она находится в музее Орсе. Тут он использует некоторые принципы импрессионизма – короткие мазки, которые у него более плотные и зернистые, краски посветлее. Но у него нет неясности, растворенности форм, вибрации мазков. Зато есть некая сумрачная могучая мощь, не зыбкость, я тяжкая плотность, предметность живописной фактуры, доминирующие над изображением предметного мира. Пространство сгущается и застывает. Картина эта была жестоко осмеяна (как и все с этой выставки, впрочем). Однако, куплена неким коллекционером графом за 300 франков. Он также участвовал в третьей выставке импрессионистов. «Дом доктора Гаше в Овере». Того самого доктора Гаше, который в последние месяцы пытался лечить Ван Гога. Сезаннистая вещь.
1888 г – до конца – «синтетический» период. В это же время он пробует себя в натюрмортах, но натюрморты этого времени совсем не такие. «Натюрморт с голубой вазой». 70-е годы. Эрмитаж. Именно в эти годы или чуть позднее Камиль Писсаро познакомил Сезанна с теми людьми, которые стали первыми его поклонниками, покровителями и покупателями. В Овере жил доктор Поль Фердинанд Гаше – друг и поклонник Гюго, Курбе, импрессионистов.
Доктор Гаше стал первым покупателем Сезанна и покровительствовал ему, когда он жил в Овере в 70-е годы. В 1873 г Писсаро познакомил Сезанна с Жульеном Танги, который торговал красками, кистями и холстами, дружил с импрессионистами, а иногда обменивал картины непризнанных художников на материалы. В результате у него постепенно скопилась целая коллекция работ художников, которые тогда были непризнанными, а потом стали весьма признанными. В том числе именно к нему ходили смотреть Сезанна. Самая дорогая картина в истории - «Игроки в карты» Сезанна.
«Портрет Виктора Шаке в кресле».
Он довольно часто брался за писание портретов даже и в поздние годы. В 1906 году в год смерти он писал портрет садовника Валье. Портреты Сезанна странные. Периодически можно встретить, что у него «натюрмортный» подход к человеку. Он пишет человека как яблоко. Они в какой-то манере отражают кризис гуманизма, имевший место в Европе на рубеже 19-20 веков. Это не портреты характера и не портреты характеристики. Это не портреты-биографии, хотя иногда Сезанна сравнивают и с Рембрандтом. И не портреты-исследования. Это вообще не разновидности психологического портрета. Человек для Сезанна — одно из явлений мироздания, но не социума. Социальные мотивы не звучат у Сезанна. Человек у него – скорее носитель общемировых сущностей, явление мироздания. Сезанн подходит к человеку с очень крупным масштабом. Он изымает его из социальной сферы и осмысляет в самых конечных и существенных категориях жизни и смерти. В лучших портретах Сезанна внутренняя жизнь человека настолько сокровенна, что мы можем судить лишь о ее глубине, но не течении или содержании. Для него и пейзажи и портреты и купальщицы и натюрморты — это все проявления одного и того же. Все из одной материи. У него несколько первобытные люди.
На фоне натюрморта, сосна с горой Сен Виктура и автопортрет. Здесь ему было не так много лет. Он себя старит.
К 80-м относится этот портрет ряд автопортретов.
Один из поздних портретов. С себя он написал порядка 35 автопортретов. Больше чем самого себя он писал свою жену и гору Сен Виктуар.
довольно известный портрет «Хортанс в голубом».
«Мадам Сезанн в красном кресле или в полосатом платье».
«Мадам Сезанн в зимнем саду или оранжерее».
1) Ранний период — романтический — 60-е годы 2) импрессионистический — 70-е годы 3) конструктивный — 78-88 гг 4) синтетический период — 88 — первые годы 20 века По-тематике разделение другое.
|
|||
|