|
|||
Поль Сезанн (19 января 1839 - 22 октября 1906)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Термин постимпрессионизм был впервые введен и получил официальное признание уже в 1910 г, когда историк искусства Роджер Фрай организовал в одной Лондонской галерее первую выставку постимпрессионизма. Надо сказать, что интерес был столь велик, что через два года в 1912 г уже последовала вторая выставка. В отличие от содержательных названий других направлений и стилей, в названии «пост-импрессионизм» нет и намека на особенности этого направления, только некая хронологическая отсылка на время. Под этим названием в историю искусства принято подразумевать творчество четырех художников: ñ Поль Сезанн ñ Поль Гоген ñ Винсент Ван Гог ñ Анри де Тулуз-Лотрек Общего у них мало и яркая глубоко индивидуальная художественная манера каждого из них не позволяет рассматривать постимпрессионизм как название стиля или направления. Но, все-таки, в самом термине содержится важная информация, т. к. он объединяет всех четырех очень разных художников неким общим истоком, питавшим их искусство. Все они многим обязаны импрессионизму. В какой-то степени хронологически период постимпрессионизма начинается примерно с середины 80-х годов. Это время последней выставки импрессионистов (1886 г). И заканчивается в самом начале 20ого века. Еще один общий момент у постимпрессионистов то, что они стремились запечатлеть не мгновение, а вечность. И разными путями стремились к одной цели — познанию истины сущности вещей, которые скрываются за внешним. Интересно и то, что все постимпрессионисты отрицали образ жизни современного им буржуазного общества в той или иной форме. Поль Сезанн, например, был сыном богатого банкира, но всю жизнь вел как бомж. И даже после смерти отца не изменил этому имиджу.
Поль Сезанн (19 января 1839 - 22 октября 1906) Родился в городе Экс-ан-Прованс в 15 милях (24 км) от Марселя на юге Франции. Семья имела итальянские корни. Отец художника сначала создал предприятие по производству шляп и занимался их продажей, а потом стал преуспевающим банкиром, купил местный банк и обеспечил своей семье высокий уровень благосостояния. Он мечтал сделать своего единственного сына своим приемником, отдал его в лучшее учебное заведение города Коллеж Бурбон. Причем Сезанн учился весьма неплохо. Рисовать он учился в свободной рисовальной школе Экса, которая была при местном музее. В колледже он познакомился с будущим знаменитым французским писателем Эмилем Золя. Поначалу молодой Сезанн поступил на юридический факультет Экса, потом бросил. В Париж первым уехал Золя, Сезанн довольно долго потом добивался согласия отца. В 1861 г Сезанн впервые приехал в Париж. В школу изящных искусств он не поступил и не имел специального образования, кроме своей школы в Эксе. В Париже он только писал модели без консультаций преподавателя в той же самой академии Тьюиса, где писали с натурщиков, рисовали Мане, Моне и Писсаро. Там он и познакомился с Писсаро. Вот такие вещи они делали в академии. Т. е. просто писали натурщиков и натурщиц. Это время, когда он больше всего писал обнаженную натуру, а потом своими этими рисунками он пользовался в зрелые годы, когда делал своих «Купальщиц». Ранний период творчества Сезанна, 60-е годы, принято называть романтическим или барочным. Он увлекался такими художниками как Де ля Круа и Курбе и вдохновлялся мощью венецианцев. Копировал. Как раз в это время в нем пробуждается необузданная революционность видения, которую Сезанн пока что не в состоянии выразить в своей живописи и не в состоянии объяснить, почему он делает так, а не иначе. Его работы этого времени нередко взламывают структуру и форму традиционной живописи, предлагая взору нечто смутно величественное, наполненное агрессивной активностью, выстроенное грозными по цвету и фактуре тяжеловесными мазками. Такой темный в это время. И даже вдохновляясь теми же «Аркадскими пастухами» Пуссена он пишет нечто циклопически мощное. «Пастораль». На исходе периода уже в 70м году.
И даже позже в 70-е годы у него прорываются романтически-барочные вещи. «Искушение св. Антона». 70-е годы.
Искусство Сезанна той поры бывает фантастично. Оно исполнено тревоги, а иногда в то же время, божественного равновесия, причем в любом жанре. Он берется за разные жанры. У него к старости круг жанров сужается. портретик дяди Доминика. Его он часто писал. Тут уже видно, как он строит форму цветом, игнорируя светотень.
Он пишет и пейзажи: один из ранних его пейзажей «Таяние снегов в Эстаке». Это все 60-70 годы. Он пишет этот прованский пейзаж так, что зритель становится как бы свидетелем некоего угрюмого и прекрасного сотворения нового художественного мира или всемирного потопа. Все это наделено удивительной мощью. Та же грузная гармония проступает и в ранних натюрмортах Сезанна. Причем он всегда будет предпочитать простые вещи: яблоки, луковицы, яйца, кувшины, горшки и обязательно белая салфеточка и нейтральный фон. Удивительно грозный вид имеет его ранний натюрмот с черными часами. Черные часы, раковина причудливой формы, вазы какие-то, салфетка белая. Он подарил его своему другу Золя, но Золя в это время уже обуржуазел и жена не одобрила. Он пробует себя в разных жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет, какие-то сюжетные картины. Он пробует и бытовой жанр. В Эрмитаже есть: «Девушка у пианино» или «Увертюра Тангейзера». Около 1868 г. Наверное это его семья: мать и старшая сестра Мария в гостиной дома. Здесь очень точно ощущается сезанновская способность четко структурировать композицию. Он весьма тяготеет к структурности не меньше чем Пуссен. Женщина занятая вязанием заключена в раму дивана. Интересно, что потом это кресло мелькает в других работах. Несмотря на белые цвета, колорит сумрачный. «портрет отца, читающего газету». На самом деле это либеральная газета, которую его отец терпеть не мог и никогда не читал, но именно в этой газете появился первый положительный отзыв о Сезанне. На стене натюрморт с сахарницей и синей чашкой и двумя грушами. С отцом у него были сложные отношения. Его отец был суровый деспотический человек, который резко противостоял желанию сына стать художником, и всю жизнь до самой смерти отца Сезанн будет от него материально зависеть. Отец давал ему содержание в 150 франков в месяц (когда Сезанн был в Париже). Он вскрывал его письма. Когда Сезанн стал жить со своей натурщицей Мари-Хортанс Фике, он скрывал это от отца. Когда в 1878 г отец узнал об этом и о том, что у них есть сын, он урезал ему содержание до 100 франков. Но когда отец умер в возрасте 88 лет, он оставил сыну большой капитал. Однако он не изменил своему простому образу жизни, но он построил недалеко от Экса двух-этажную мастерскую. В конце 60-х начале 70-х годов Сезанн сближается в Париже со многими членами батиньольской группы и особенно он был близок с Камилем Писсаро, с которым познакомился в академии Сюисса, о котором сам Сезанн позднее говорил, что он был ему учителем, отцом и ангелом-хранителем. Сезанн обладал тяжелым взрывным невыносимым характером, однако с Писсаро он не ссорился, тот на все его скандалы смеялся и улыбался и не обижался. В начале 70-х годов Сезанн часто гостил у Писсаро в Пантуазе и в соседнем Мавере (где в самые последние месяцы своей жизни будет жить Ван Гог) и работал вместе с Писсаро на пленере. Испытал влияние импрессионизма. Поэтому в 70-е годы у него появляются такие работы: «Жа де Буффан», поместье отца. В импрессионистической манере. Эрмитаж. 70-е годы — импрессионистический период Сезанна. Осветление палитры, преобладание в его живописи пейзажа. Сезанн выставился вместе с импрессионистами на их первой выставке в 1874 г. Там были три его картины, в том числе: «Дом повешенного в Овере». Может оказаться на угадайке. Сейчас она находится в музее Орсе. Тут он использует некоторые принципы импрессионизма – короткие мазки, которые у него более плотные и зернистые, краски посветлее. Но у него нет неясности, растворенности форм, вибрации мазков. Зато есть некая сумрачная могучая мощь, не зыбкость, я тяжкая плотность, предметность живописной фактуры, доминирующие над изображением предметного мира. Пространство сгущается и застывает. Картина эта была жестоко осмеяна (как и все с этой выставки, впрочем). Однако, куплена неким коллекционером графом за 300 франков. Он также участвовал в третьей выставке импрессионистов. «Дом доктора Гаше в Овере». Того самого доктора Гаше, который в последние месяцы пытался лечить Ван Гога. Сезаннистая вещь. «Дорога в Пантуазе». Здесь уместно было бы поставить вид, написанный Писсаро. Они часто писали один и тот же мотив, но в отличие от Писсаро Сезанн работает более обобщенно, крупными массами, характерные Сезанновские деревья и кубистические домики. Писсаро предлагал Сезанну отказаться от контуров и строить формами и градациями цвета, писать весь холст целиком, а не отдельные фрагменты. Один из историков искусства потом говорил, что если из пейзажей Шишкина вынуть можно одну сосну и ничего не изменится, то если вынуть дерево из картины Сезанна, то корнями оно утащит почву и останется пустое место, ветвями оно утащит небо и деревья. Т. е. видна была его структурированность. Сам Сезанн работал трудно и мучительно, постоянно жаловался, что занятия живописью не приносят ему удовлетворения. Часто возвращался к старым работам, с трудом их завершал. Многие он просто рвал и выбрасывал. Видно, как развивается его путь в искусстве от брутальной стихийной эмоциональности через усвоение достижений импрессионистов к зрелой манере, которую часто называют конструктивной (это определение Леонардо Вентуре, итальянского историка-искусствоведа). Где-то с 78-79 г по 87 – конструктивный период в творчестве Сезанна. 1888 г – до конца – «синтетический» период. В это же время он пробует себя в натюрмортах, но натюрморты этого времени совсем не такие. «Натюрморт с голубой вазой». 70-е годы. Эрмитаж. Именно в эти годы или чуть позднее Камиль Писсаро познакомил Сезанна с теми людьми, которые стали первыми его поклонниками, покровителями и покупателями. В Овере жил доктор Поль Фердинанд Гаше – друг и поклонник Гюго, Курбе, импрессионистов. «Портрет доктора Гаше», написанный Ван Гогом. Доктор Гаше стал первым покупателем Сезанна и покровительствовал ему, когда он жил в Овере в 70-е годы. В 1873 г Писсаро познакомил Сезанна с Жульеном Танги, который торговал красками, кистями и холстами, дружил с импрессионистами, а иногда обменивал картины непризнанных художников на материалы. В результате у него постепенно скопилась целая коллекция работ художников, которые тогда были непризнанными, а потом стали весьма признанными. В том числе именно к нему ходили смотреть Сезанна. Самая дорогая картина в истории - «Игроки в карты» Сезанна. Виктор Шаке. Парижский таможенный чиновник и коллекционер, который помогал импрессионистам, хотя был не очень богатый человек. Покупал небольшие картинки, давал заказы. Его портрет был на третьей выставке импрессионистов в 1877 г. «Портрет Виктора Шаке в кресле». «Портрет Амбруаза Воллара». В это время Танги уже умер и главным покупателем Сезанна стал Воллар, знаменитый парижский торговец картинами, коллекционер и издатель, который оставил воспоминания о художниках. В середине 90х годов именно в галерее Амбруаза Воллара открылась первая персональная выставка работ Сезанна. Там было показано 150 картин. Через несколько лет после смерти Сезанна (в 1915 г) Воллар издал первую монографию о нем. Сам Воллар уважал и ценил Сезанна. В начале 90-х годов Воллар сам попросил Сезанна написать его портрет, но потом об этом пожалел, потому что Сезанн мучал свои модели. Во многих источниках есть сведения, что он писал этот портрет в течение 115 трехчасовых сеансов, при этом не прощал ни малейшего движения, опять же сам Валар рассказывал в своих мемуарах, что он посадил его на какое-то возвышение и один раз он устал, задремал и упал, но не встретил никакого сочувствия со стороны Сезанна. Он довольно часто брался за писание портретов даже и в поздние годы. В 1906 году в год смерти он писал портрет садовника Валье. Портреты Сезанна странные. Периодически можно встретить, что у него «натюрмортный» подход к человеку. Он пишет человека как яблоко. Они в какой-то манере отражают кризис гуманизма, имевший место в Европе на рубеже 19-20 веков. Это не портреты характера и не портреты характеристики. Это не портреты-биографии, хотя иногда Сезанна сравнивают и с Рембрандтом. И не портреты-исследования. Это вообще не разновидности психологического портрета. Человек для Сезанна — одно из явлений мироздания, но не социума. Социальные мотивы не звучат у Сезанна. Человек у него – скорее носитель общемировых сущностей, явление мироздания. Сезанн подходит к человеку с очень крупным масштабом. Он изымает его из социальной сферы и осмысляет в самых конечных и существенных категориях жизни и смерти. В лучших портретах Сезанна внутренняя жизнь человека настолько сокровенна, что мы можем судить лишь о ее глубине, но не течении или содержании. Для него и пейзажи и портреты и купальщицы и натюрморты — это все проявления одного и того же. Все из одной материи. У него несколько первобытные люди. Автопортреты. На фоне натюрморта, сосна с горой Сен Виктура и автопортрет. Здесь ему было не так много лет. Он себя старит. Портрет ближе к импрессионистам. Здесь свободный мазок, размытость контуров, однако форма у него сохраняет большую плотность и определенность. Выглядит старше своих лет. Внутреннее напряжение, лохматый. Портрет 1875 г. Резкие черты лица, толстые слои краски, резкие контрасты теплого и светлого, смотрит исподлобья. Классическим считается написанный примерно в это же время автопортрет на розовом фоне из музея Орсе. Здесь он более благообразный и у него есть тревожное напряжение, но тут скорее высокая задумчивость. Ощущение пугающей мощи оставляют многие портреты Сезанна К 80-м относится этот портрет ряд автопортретов.
Портрет 80х годов из нашего музея. С зеленым носом. Телесный цвет Сезанн почти не упортреблял. Он исполнен мощи и внутреннего драмматизма. Здесь он предстает человеком с суровым и внимательным взглядом, высоким выпуклым лбом, как у античного мудреца Сократа или Диогена. При полном отсутствии активной мимики изображение наделено большой внутренней энергией благодаря ритмическим повторам, мощные формы, перевосходство структуры над образностью всегда чувствуется в работах Сезанна. Так называемые его «цветоконструкции». Это, кстати, общепринятый термин. один из лучших автопортретов. Здесь видно и превосходство структурности над образностью и то, что человек у Сезанна также структурен, как гора, дерево, яблоко. Человек на его полотне взращивается таким же методом цветоконструкции, как и любой другой мотив. Живопись преодолевает материальность краски и начинает складываться в структуры насыщенные и одухотворенные нервной духовной энергией. У него переход от материального в духовное очень своеобразный. Один из поздних портретов. С себя он написал порядка 35 автопортретов. Больше чем самого себя он писал свою жену и гору Сен Виктуар. Сезанн встретил Мари-Хортанс Фике в 1869 г, когда ему было 30 лет (а ей 19). Это была барышня не его круга. Она работала брошюровщицей в типографии и подрабатывала натурщиствованием. Она как-то ему позировала и стали они жить вместе. И родился у них сын Поль Сезанн Младший. В 1872 г. Официальной женой она стала лишь в 1886 г после 17 лет совместной жизни. Тогда они уже не жили вместе. Писал он ее очень по-разному. Портреты тоже очень своеобразные. По портретам трудно сказать, была ли супруга миловидной. довольно известный портрет «Хортанс в голубом».
«Мадам Сезанн в красном кресле или в полосатом платье».
«Мадам Сезанн в зимнем саду или оранжерее».
Если говорить о его портретах, нужно смотреть эти вещи: «портрет садовника Валье». 1906 г. Он долго над ним работал. Сам Сезанн в одном из писем говорил: «больше всего на свете я люблю облик людей, которые состарились, ничем не нарушив обычаев, а подчинялись законам времени и природы». Этим он подчеркнул сущность своих образов, как его многочисленные курильщики, игроки в карты, портреты садовника. Как сказал Леонелло Вентуре: «крестьянин Сезанна индивидуален как портрет; универсален, как идея; торжественнен, как монумент; и крепок, как чистая совесть». Не трудно увидеть, что человек тем ближе Сезанну, чем смиреннее он перед жизнью, природой и их законами. Неудивительно, что для Сезанна, как и для всех постромантиков, начиная с Милле, носителем этого нравственного идеала становится крестьянин. Сезанн смиренно склоняется перед величием природы, он всегда подчеркивал, что хочет писать в соответствие с природой. Человек и природа, осмысляемые художником в единых целостных пластических категориях образуют целостный сезанновский мир. Такая живопись, как живопись Сезанна, не могла и не должна была делать различий между портретом, пейзажем, натюрмортом. Как предмет живописи все эти предметы равноценны, одна и та же живописная ткань, которая является прямым воплощением одной и той же сущности. Творчество Сезанна хронологизируют так: 1) Ранний период — романтический — 60-е годы 2) импрессионистический — 70-е годы 3) конструктивный — 78-88 гг 4) синтетический период — 88 — первые годы 20 века По-тематике разделение другое.
|
|||
|