|
|||
Тема урока: Старославянизмы. 1. Работа по теме урока. Признаки старославянизмов. 2. Тренировочные заданияТема урока: Старославянизмы Дата: 9. 11 Сегодня мы вспомним, какой язык называют старославянским, повторим признаки славянизмов, будем учиться находить старославянизмы в тексте, определим роль старославянизмов в речи. 1. Работа по теме урока
Признаки старославянизмов
2. Тренировочные задания 1. В следующих примерах найдите старославянизмы, укажите их признаки, подберите к каждому из них однокоренное русское слово. 1)…Раздался звучный глас Петра. 2)И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)…Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья. (Из произведений А. С. Пушкина) Ответы: глас – голос, пред – перед, могущ – могуч, млат – молот, полнощи – полночи, бразды – борозды, младость – молодость.
- Сравните по значению старославянские и исконно русские слова. - Схожи ли они по значению? - С какой целью использовал А. С. Пушкин старославянизмы? 2. Перепишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните. С полученными словосочетаниями составьте пять предложений. 1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).
Выполните 2 задание в рабочей тетради, вышлите мне фото выполненной работы.
|
|||
|