Урок русского языка на тему: «Повелительное наклонение глагола»
Урок русского языка на тему: «Повелительное наклонение глагола»
Цели урока:
· организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности о значении, образовании и правописании глаголов повелительного наклонения; формировать умение образовывать формы повелительного наклонения; совершенствовать умения различать и определять наклонение глагола;
· содействовать развитию орфографической зоркости, памяти и логического мышления,
· способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, точности, взаимоуважения, интереса к предмету, любознательности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности (урок-сказка)
Ход урока
Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Универсальные действия
| I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Чистописание
Работа по умению
различать и определять наклонение глагола.
Определение темы урока.
IV. Изучение нового материала
| Включение в деловой ритм.
Запись на доске
Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.
- В некотором царстве, в некотором государстве правил могучий король Глагол и было у него 3 сына. И у каждого был свой город, в котором каждый правил в соответствии со своими взглядами и настроениями.
- Давайте познакомимся с братьями и узнаем, кто в каком городе правит.
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто - нибудь помог!
- Как звали 1 сына короля Глагола?
- А город, в котором он правит?
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
То возьми! Подай того!
- Как звали 2 сына короля Глагола?
- А город, в котором он правит?
Меньший брат Иваномзвался.
Он во все дела совался.
То зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
- Как звали 3 сына короля Глагола?
- А город, в котором он правит?
- Как вы думаете над, чем мы сегодня будем работать?
- Правильно. Сегодня мы продолжим работать с наклонениями глагола. И в этом нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примите участие.
- Первый город, который мы посетим, будет Изъявительное наклонение.
Но у входа в город стоит необычный светофор – в нем только 2 цвета: красный и зеленый. На зеленый цвет проходят глаголы 1 спряжения, на красный 2.
Гуляем по городу, стоим на остановке, подъезжает автобус, входим в салон, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, уезжает пустой, грохочет грузовик, лентой бегут машины, мы выполняем правила движения.
- Молодцы, ребята. Некоторые правила города мы усвоили.
Нас встречают жители города. Их интересует, что мы знаем о глаголах изъявительного наклонения?
- Жители остались довольны нашим ответом. Попрощаемся с ними и отправимся в следующий город – Условного наклонения.
- Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, дети недоучены.
- Давайте попробуем спросить у жителей, что случилось?
- Оказывается, жители этого города смогут завершить свои дела только при определенных условиях. Так как мы в сказке, то любое наше желание может исполнится. Запишите своё желание в одно единственное предложение:
1ряд: Если бы я был волшебником, то…
2 ряд: Если бы я был директором школы, то….
3 ряд: Если бы я стал президентом, то…
- Зачитайте предложения. Выделите глаголы условного наклонения.
- А теперь отправимся в город
Повелительного наклонения.
- Скажу вам, город этот удивительный. Здесь царит полный порядок. Почему?
- Но случилась беда! Некоторые глаголы заколдовал злой Волшебник. И вот что получилось:
Серёжа, вытащь мне игрушку.
Едь до остановки «Аптека».
Работу закончь вовремя.
Не ехай по этой дороге.
- Помогите жителям города.
- Как надо правильно сказать?
Запиши правильный вариант в тетрадь.
- Посмотрите сюда! Здесь тоже нужна наша помощь. Эти бедняжки никак не могут стать в форму повелительного наклонения ед. и мн. ч.
Сижу, иду, молчу, говорю.
Молодцы! Вы подтвердили свои знания и помогли этому замечательному городу. В благодарность жители решили открыть нам некоторые тайны своего города.
Запись на доске
пусть играет
пусть читает
- Можно ли считать данные формы формами повелительного наклонения?
- Выражают ли они значение пожелания?
- Откроем учебники на с. 29, прочтем правило. Узнаем, верны ли наши догадки.
Выполнение упр. 1 с. 30. (устно)
Работа с рубрикой «Давай подумаем» с. 30.
Выполнение упр. 2 с. 30 -31 самостоятельно.
- Молодцы!
Вот и подошло к концу наше путешествие. А для того чтобы
узнать что вы из него вынесли выполним маленький тест.
Тест
1. Укажите глагол в изъявительном наклонении.
а) отдохните;
б) отдохнёте;
в) думал бы.
2. Укажите глагол в условном наклонении:
а) улыбается;
б) собрался бы;
в) отправься.
3. Укажите глагол в повелительном наклонении:
а) тишь;
б) брешь;
в) режь.
4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме:
а) условного наклонения; б) изъявительного наклонения; в) повелительного наклонения.
5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:
а) работа…т;
б) вылет…те;
в) отправ…тся.
| Подготовка класса к работе
Объясняют смысл высказывания. Записывают в тетради.
- Епифан
- Условное наклонение
- Тимоня
- Повелительное наклонение
- Иван
- Изъявительное наклонение.
Ответы детей
- Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.
Ответ жителей:
Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
- Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто – то просит или требует выполнить.
Ответы детей
| Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные - контроль, оценка, коррекция
Познавательные - общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
| VI. Итог урока (рефлексия деятельности)
VII. Домашняя работа
| Организует рефлексию. Подводит итог урока.
- Что узнали нового о повелительной форме глагола?
- Как оцениваете свою работу?
Выставление оценок.
Учебник с. 31 -32, упр. 4.
Спасибо за урок!
- Урок окончен!
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Ответы детей.
| Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные – рефлексия
Личностные -смыслообразование
|
|