Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок русского языка на тему: «Повелительное наклонение глагола»



Урок русского языка на тему: «Повелительное наклонение глагола»

Цели урока:

· организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности о значении, образовании и правописании глаголов повелительного наклонения; формировать умение образовывать формы повелительного наклонения; совершенствовать умения различать и определять наклонение глагола;

· содействовать развитию орфографической зоркости, памяти и логического мышления,  

· способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, точности, взаимоуважения, интереса к предмету, любознательности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности (урок-сказка)

Ход урока

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. Чистописание     Работа по умению различать и определять наклонение глагола. Определение темы урока. IV. Изучение нового материала Включение в деловой ритм.     Запись на доске Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.   - В некотором царстве, в некотором государстве правил могучий король Глагол и было у него 3 сына. И у каждого был свой город, в котором каждый правил в соответствии со своими взглядами и настроениями. - Давайте познакомимся с братьями и узнаем, кто в каком городе правит. Епифан был старший брат. Сам себе он был не рад. Все б у парня получалось, Если б что-то не случалось. Я бы сделал, я бы смог, Если б кто - нибудь помог! - Как звали 1 сына короля Глагола? - А город, в котором он правит?   Брат Тимоня средним был. Тот командовать любил. Только слышно от него: То возьми! Подай того! - Как звали 2 сына короля Глагола? - А город, в котором он правит? Меньший брат Иваномзвался. Он во все дела совался. То зимою дров наколет, А весной засеет поле. Слов на ветер не бросаю, Что надумал, выполняю! - Как звали 3 сына короля Глагола? - А город, в котором он правит?   - Как вы думаете над, чем мы сегодня будем работать? - Правильно. Сегодня мы продолжим работать с наклонениями глагола. И в этом нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примите участие. - Первый город, который мы посетим, будет Изъявительное наклонение. Но у входа в город стоит необычный светофор – в нем только 2 цвета: красный и зеленый. На зеленый цвет проходят глаголы 1 спряжения, на красный 2. Гуляем по городу, стоим на остановке, подъезжает автобус, входим в салон, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, уезжает пустой, грохочет грузовик, лентой бегут машины, мы выполняем правила движения. - Молодцы, ребята. Некоторые правила города мы усвоили. Нас встречают жители города. Их интересует, что мы знаем о глаголах изъявительного наклонения?   - Жители остались довольны нашим ответом. Попрощаемся с ними и отправимся в следующий город – Условного наклонения.   - Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, дети недоучены. - Давайте попробуем спросить у жителей, что случилось?     - Оказывается, жители этого города смогут завершить свои дела только при определенных условиях. Так как мы в сказке, то любое наше желание может исполнится. Запишите своё желание в одно единственное предложение: 1ряд: Если бы я был волшебником, то… 2 ряд: Если бы я был директором школы, то…. 3 ряд: Если бы я стал президентом, то… - Зачитайте предложения. Выделите глаголы условного наклонения.   - А теперь отправимся в город Повелительного наклонения. - Скажу вам, город этот удивительный. Здесь царит полный порядок. Почему?   - Но случилась беда! Некоторые глаголы заколдовал злой Волшебник. И вот что получилось: Серёжа, вытащь мне игрушку. Едь до остановки «Аптека». Работу закончь вовремя. Не ехай по этой дороге. - Помогите жителям города. - Как надо правильно сказать? Запиши правильный вариант в тетрадь. - Посмотрите сюда! Здесь тоже нужна наша помощь. Эти бедняжки никак не могут стать в форму повелительного наклонения ед. и мн. ч. Сижу, иду, молчу, говорю. Молодцы! Вы подтвердили свои знания и помогли этому замечательному городу. В благодарность жители решили открыть нам некоторые тайны своего города. Запись на доске пусть играет пусть читает - Можно ли считать данные формы формами повелительного наклонения? - Выражают ли они значение пожелания? - Откроем учебники на с. 29, прочтем правило. Узнаем, верны ли наши догадки. Выполнение упр. 1 с. 30. (устно) Работа с рубрикой «Давай подумаем» с. 30. Выполнение упр. 2 с. 30 -31 самостоятельно. - Молодцы! Вот и подошло к концу наше путешествие. А для того чтобы узнать что вы из него вынесли выполним маленький тест. Тест 1. Укажите глагол в изъявительном наклонении. а) отдохните; б) отдохнёте; в) думал бы. 2. Укажите глагол в условном наклонении: а) улыбается; б) собрался бы; в) отправься. 3. Укажите глагол в повелительном наклонении: а) тишь; б) брешь; в) режь. 4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме: а) условного наклонения; б) изъявительного наклонения; в) повелительного наклонения. 5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения: а) работа…т; б) вылет…те; в) отправ…тся. Подготовка класса к работе   Объясняют смысл высказывания. Записывают в тетради.   - Епифан   - Условное наклонение   - Тимоня   - Повелительное наклонение     - Иван   - Изъявительное наклонение.   Ответы детей   - Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.     Ответ жителей: Я решил бы … Я сказал бы … Поспешил бы … Написал бы … Коль умел бы, Если мог бы, Полетел бы,   - Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто – то просит или требует выполнить.   Ответы детей   Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками   Регулятивные - контроль, оценка, коррекция Познавательные - общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера  
VI. Итог урока (рефлексия деятельности) VII. Домашняя работа Организует рефлексию. Подводит итог урока. - Что узнали нового о повелительной форме глагола? - Как оцениваете свою работу? Выставление оценок. Учебник с. 31 -32, упр. 4. Спасибо за урок! - Урок окончен! Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия     Ответы детей.   Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные – рефлексия Личностные -смыслообразование

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.