Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уроки гражданственности и духовности Донбасса



Уроки гражданственности и духовности Донбасса

Группа № 23 на 05. 10. 2021 г.

Занятие № 5

Тема. Нравственные проблемы современного мира.

Цель: ознакомить студентов с нравственными проблемами современного общества, способствовать более глубокому изучению вопросов этики; провести разъяснительную работу среди студентов по отдельным проблемам нравственного поведения; ознакомить с реальным положением дел по затрагиваемым вопросам; заострить внимание на проблеме терроризма и его последствиях.

Девиз: «Чем более цивилизованным становится образ жизни, тем более приближаются люди к тому, какими были они вначале: наивысшей ступенью знания оказывается неведение, а вершиной искусства - природа и нравственная простота» (Ф. Шатобриан).

«Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение - главная задача образования» (А. Эйнштейн).

Ход занятия.

  Мы - представители своей эпохи. И, на наш взгляд, среди современных людей достаточно таких, кому можно подражать: замечательные ученые и врачи, политики, прилагающие все силы для улучшения жизни нашего общества; люди, совершающие подвиг во имя Родины, и обычные труженики, которые добросовестно относятся к своему делу, укрепляя тем самым нашу экономику и улучшая повседневную жизнь. Значит, людей с высоким уровнем нравственности у нас достаточно много.

Вместе с тем все чаще поднимается вопрос о падении нравов и уровня нравственности вообще. Так что же происходит с нравственностью? Совершенствуется ли она в ходе развития человечества?

    Где-то в 70-е годы ответить на этот вопрос было бы легко и просто. В то время все оптимистично заявляли, что нравственность развивается, а люди поступательно идут по пути прогресса, что герой времени - высоконравственный человек социалистического общества, а безнравственен капиталистический бизнес и его дельцы.

С тех времен многое изменилось в сознании людей. Многие поняли, что бизнес - это не так плохо и что его можно делать и чистыми руками. Кто-то, наоборот, во всем разочаровался, другие усомнились. Но тем не менее достаточно людей, которые уверены в том, что нравственность была, есть и будет. И что она, несмотря на все, развивается и меняется в связи с реальными переменами в жизни людей.

В наше время философы связывают свои надежды на прогресс в развитии (улучшении) общественных нравов с все возрастающим развитием разума, увеличением его влияния на умы человеческие. В конечном итоге, говорят они, человек должен понять, что он живет не изолированно, а в мире таких же людей. И его действия всегда найдут тот или иной отклик. Как говорится, на всякое «ау» есть ответ. Человеку разумному, просвещенному понять это несложно.

К тому же в последнее время развитие морали получило большую поддержку в лице православной церкви, ее христианско-религиозного обоснования моральности.

      Развитие каких идей высокой морали мы можем видеть в дне сегодняшнем?

           Надо отметить, что идеи высокой морали, хоть и не так быстро, как нам бы этого хотелось, находятся в постоянном развитии дня сегодняшнего. Они все активнее проникают в общественное сознание граждан. Об этом в первую очередь говорят гуманистические принципы нашей жизни. Развивается идея ценности жизни каждого человека в мире людей, все большее развитие получают права и свободы. Человек рассматривается как неповторимая индивидуальность. Расовая и этническая принадлежность не мешают человеку стать равным среди равных. Все эти идеи достаточно активно проповедуются средствами массовой информации. Они также отражены в важных документах, которые принимались мировым сообществом на протяжении XX века.

Я бы даже сказала, что нравственность стала распространять нормы морали даже в такие сферы, которые раньше ей были мало подвластны. Я сейчас говорю о формирующемся принципе демократического согласия, он помогает регулировать отношения внутренней и внешней политики государств. Для решения спорных вопросов пропагандируется не насилие, а мирный путь урегулирования, компромисс и взаимовыгодные соглашения. Пытки, физическое и психическое насилие осуждаются и запрещаются. Например, отношение солдат США к военнопленным получило широкий резонанс и осуждение.

Растет нравственность общественного сознания и в вопросах экологии, защиты природы. Морально-практические качества (исполнительность, добросовестность, честность) развиваются у современного человека на основе развития рыночного производства. Люди учатся выполнять свои обязанности и обязательства, уважать права других людей.

История полна фактов, которые указывают на то, что о жизни каждого человека как о великой ценности никто особенно не задумывался. Чего только стоили события одной Варфоломеевской ночи! Да и позже выжигались и вырезались целые города. XX век внес в этот вопрос изменения в том плане, что сделал моральные установки нормами права.

         Жестокость ограничил закон, рыночная конкуренция продиктовала свои правила и нормы: не будешь честным и добросовестным исполнителем, можешь остаться без средств к существованию. Выходит, что определенные ограничения удерживают человека от безнравственных действий и поступков. А как же сам человек, его духовность и нравственность? Чего она стоит, если только находится на уровне сдерживающих факторов? Может ли человек быть высоконравственной личностью в наше время без принуждающих и ограничивающих его поступки обстоятельств?

         К сожалению, далеко не каждый и не всегда. Люди не похожи друг на друга. Так было, есть и будет. Значит, и уровень их нравственности тоже будет разным. Взять, к примеру, проблему жестокости. В социальных и этнических конфликтах нашего времени проявляются иногда еще более страшные и изощренные виды цинизма и жестокости, чем в былые времена (использование напалма во Вьетнаме, бомбежка Хиросимы, межнациональные конфликты, терроризм и т. д. ). В XX веке участились и войны. Их частота превысила среднюю частоту за известный человечеству период в 1, 5 раза.

Войны стали одной из форм государственного террора. Человечество изобретает все новые методы уничтожения людей: ядерные, биологические, нейтронные. На войнах наживаются, огромные капиталы. Обогащение за счет гибели народа - это верх безнравственности.

         XX век предоставил возможность расцветать всевозможным организациям, тайным и явным, которые не только пропагандируют идеи неравенства и насилия, но и активно претворяют их в жизнь, путем террористических актов. О терроризме и терроре уже упоминалось в предыдущем ответе. Мне приходилось читать о том, что терроризму и террору иногда даже находят какие-то моральные оправдания. Как это понимать?

           Корни терроризма уходят в далекое прошлое. А вот этическая оценка возникающих при этом проблем появилась сравнительно недавно.

Каково же отношение морали к такому явлению, как насилие (а в случае террора оно превентивное)? Когда насилие касается непосредственно нас самих, то мы считаем его опасным и неприемлемым. Этика, провозглашая самоценность личности, не может оправдывать насилие, а значит, и террор. Террор преследует безнравственные цели, потому что воля, права, жизнь людей не берутся в расчет. Насилие отрицает значимость самой жизни человека.

Но возникает, естественно, вопрос о нравственности при применении силы, как говорят, «с добрыми намерениями». Если JI. H. Толстой ратовал за «непротивление злу насилием», то И. А. Ильин обосновал применение морально оправданного принуждения. Когда же принуждение оправдывается?

Во-первых, когда нет другого способа пресечь зло, когда предупреждается другой вид насилия. Необходимая оборона, например война против врагов Отечества, его защита, не может считаться безнравственной. Такие действия вполне оправданны. Под эту категорию подходит и деятельность государственных силовых органов по предотвращению или обузданию преступности. Принуждая преступника, силовые органы стремятся поставить его на путь перевоспитания.

       А разве каждый из тех, кто выступает в качестве представителя насильственного облагораживания личности, имеет на это моральное право?

        С сожалением приходится констатировать, что далеко не каждый. Отсюда и постоянно возникающие вопросы о коррупции и превышении должностных полномочий. К тому же известно, что границы насилия могут расширяться, так как обладание властью и силой способно нравственно развращать людей.

В жизни достаточно много примеров, когда насилие вызывает ответное противодействие, и чаще всего это тоже происходит в форме насилия. Вот так и замыкается наш круг.

Прообразом современного терроризма в России послужила деятельность народовольцев и эсеров. Хотя террористы всегда утверждали, что они за обиженный народ и борются «за идею», это вовсе не означало и не означает, что социум мог принять их деятельность. Ведь терроризм - это всегда насилие. Насилие, которое отнимает жизнь ни в чем не повинных людей.

      Террористы - это тоже люди, хотя скорее, только, в биологическом плане, а не в хорошем смысле этого слова. Если они совершают определенные поступки, значит, находят им какое-то оправдание. Чем же они оправдывают свою деятельность?

    Идеологи терроризма стремятся доказать, что они ведут свою борьбу с благой целью. Но какую благую цель может преследовать уничтожение человеческой жизни ни в чем не повинных людей, детей (например, взрывы домов с мирно спящими людьми, события в Беслане)? Среди причин, оправдывающих их деятельность, они называют пробуждение общественного сознания, месть за страдания народа. Но людей, которые гибнут, не интересуют их цели. Так почему же им приходится страдать?

   Психологи исследуют проблему терроризма. В результате этих исследований установлено, что действиями террориста движет определенный комплекс неполноценности. Среди террористов есть личности с высоким интеллектом и самооценкой. Они во что бы то ни стало стремятся самоутвердиться при помощи, по их выражению, «борьбы за народ и идею». И все это происходит при помощи террористических актов. Но как личности эти люди слабые. Потому что они просто не могут существовать без обязательного внешнего признания. Вот и группируют вокруг себя такое сообщество, которое будет ими восхищаться.

    Не секрет, что среди людей, совершающих террористические акты и убийства на религиозной и этнической почве, достаточно много молодых. Насколько это связано с моральными проблемами «постсовременного мира»?

    Прошлый, XX век называют веком сокрушения традиций. Человечество отошло от тех ценностей, которыми руководствовалось ранее.

XX век породил новую идею, идею ценности личности, каждого индивида, что имело как свои положительные, так и отрицательные стороны. Внимание к личности должно уравновешиваться с ценностями коллективизма. Но как только индивид начинает противопоставлять свои интересы интересам сообщества, нравственные и психологические потрясения неизбежны.

Многие люди, уверовав в то, что Бога нет и, значит, все дозволено, приняли за основу своей жизни только собственную практическую выгоду. Ушло духовное, пришло прагматичное. Потребительство стало чертой нашего времени.

  А что же плохого вы находите в том, что человек хочет потреблять много и хорошо?

    Само по себе это желание и неплохое. Плохо то, что оно все больше становится самоцелью. Люди стремятся все больше потреблять, к тому же за счет других (использование способностей, помощи, услуг и т. д. ). Разве, поставив своей целью только потребление, человек сможет поделиться чем-то своим внутренним или внешним: добром, милосердием и т. д.?

Заострение интереса на индивидуальном сказалось и на семейных и половых отношениях. На первое место выходят личные интересы, поэтому возрастает количество разводов и детей в неполных семьях. Родители больше заняты своими чувствами и не чувствуют ответственности за воспитание своих детей. Процветают отклонения от форм полового поведения, и все это не только происходит, но еще и рекламируется. Все это может привести к непредсказуемым переменам в психологии и этике пола, угрозе вырождения.

Интим и тело перестали быть чем-то тайным и волнующим. Теперь это просто один из видов рекламы. Когда же желания и фантазии такого плана удовлетворены, люди начинают искать более острых ощущений. И находят это в алкоголе, наркотиках, насилии и убийствах.

К тому же мораль и психика разрушаются далеко не первосортными программами голубого экрана. Так нас тоже потребляют, ссылаясь на спрос продукции сомнительного плана. Происходит манипулирование сознанием человека и посягательство на свободу мышления (различные виды рекламы, в том числе 25-й кадр, который влияет на подсознание и др. ). Но не следует при этом забывать, что у нас всегда есть право и возможность что-то смотреть или просто выключить телевизор.

Развитие науки и техники, новых технологий тоже не осталось в стороне от проблем нравственности. Взять, к примеру, современные виды оружия, вплоть до тектонического, способного вызывать землетрясения. Раньше воин сражался против воина. А сейчас страдает много мирного населения и окружающая среда, которая впоследствии тоже дает о себе знать новыми бедами для людей.

Возникают также и биоэтические проблемы, которые связаны с пересадкой органов (люди продают их, чтобы заработать деньги). Клонирование может привести к созданию интеллектуально-ограниченных людей, которые будут подчинены чужой воле.

До сих пор дискутируются проблемы, связанные с вопросом суррогатных матерей, сменой пола, эвтаназией. Человечество еще далеко от совершенства.

Общая картина вырисовывается далеко не радужная. Но все общее состоит из частностей. Не кажется ли вам, что одной из таких частностей является вопрос девиантного поведения молодежи. Мы знаем, что девиация - это отклонение от нормы, которое рассматривается большей частью членов общества как что- то недопустимое, предосудительное. Молодые люди сегодня - это наше и ваше будущее завтра. Что же нас всех ожидает завтра? Насилие, террор, все более непонятные акты жестокости (например, сжигание молодого человека на Вечном огне), эффект толпы, группы, стаи? Ведь именно молодые пополняют ряды группы риска.

    К основным формам девиантного поведения, кроме преступности, относится еще алкоголизм, наркомания, проституция и суицид. И каждый из этих вопросов находится далеко не в спокойной стадии.

Если говорить о преступности несовершеннолетних и молодежи, то следует отметить, что ее фактический уровень превышает уровень раскрываемости в 2-3 раза. К тому же преступления молодых людей носят чаще всего групповой характер.

Что же происходит? Уголовные элементы, подстрекают молодежь и передают ей криминальный опыт. Молодежь вовлекается в группировки для получения прибыли от рэкета, торговли наркотиками и проституции. Приблизительно в 2 раза выросла преступность среди девушек. Более половины преступлений совершается молодыми людьми. И все это на фоне алкоголизма, наркомании, этнических конфликтов и т. д.

В чем мы видим выход из создавшегося положения? Прежде всего:

• в укреплении семьи и ее положительного примера на детей;

• положительном влиянии на детей их ближайшего окружения (учебные заведения, быт);

• запрете пропаганды культа силы, половой распущенности, алкоголя, наркотиков и т. д., то есть всего того, что является стереотипом поведения, несовместимого с общественными ценностями;

• формировании в сознании учащихся позитивных идеалов в условиях плюрализма мнений;

• трудоустройстве молодежи и организации ее свободного времени;

• ограничении передач с криминальными сюжетами;

• воспитании интеллекта и общей культуры личности;

• возврате к нравственным ценностям;

• устранении причин беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, решении проблем социального сиротства;

• нормализации социально-демографических, психологических и криминальных процессов, происходящих в обществе;

• соблюдении прав детей в области образования и профессионального обучения;

• организации работы учреждений всех уровней профилактики;

• координации работы всех заинтересованных структур;

• создании и соблюдении единого правового поля по этим вопросам в рамках федеральных законов.

Подводим итог занятия словами  В. Г. Белинского: «Если до сих пор человечество достигло многого, это значит, что оно еще большего должно достигнуть в скорейшее время. Оно уже начало понимать, что оно - человечество: скоро оно захочет в самом деле сделаться человечеством».

 

Домашнее задание.  Ознакомиться с материалом по теме. Составить краткий план-конспект. Эл. адрес: gaidukelena1959@gmail. com

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.