Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина русского художника Фирса Сергеевича Журавлева «Перед венцом» (1874) - поэтическая дуэль



Картина русского художника Фирса Сергеевича Журавлева «Перед венцом» (1874) - поэтическая дуэль

Стих №1

О, сколько здесь свидетелей несчастья!
В глазах их плещется немой упрёк,
Ни капли нет в них доброго участия,
От сострадания их взгляд далёк...

Что люди, что иконы смотрят молча,
Как бедная заходится душа.
Как трудно жить по злым законам волчьим,
Особенно, когда лицом ты хороша!

Ты лишь добыча – в длинном платье белом,
В каменьях, в жемчугах... Ты лишь трофей.
Ведь невозможно вопреки судьбе быть смелой,
И нет в реальности из сказок добрых фей –

Есть нянька, что застыла с караваем,
И матушка, что руки опустив,
Лишь грустно головой тебе кивает,
Свою судьбу давно уже простив.

Нет храбрых принцев здесь, как в старой сказке,
Есть лишь старик да муж сестры родной...
Есть мальчик, чьи наивны глазки...
Им не понять желания побыть одной.

Ты знаешь, что вот-вот капкан замкнется,
Навеки отсекая для любви пути...
Тебе лишь плакать на коленях остаётся,
Готовясь тяжкий крест всю жизнь нести.

***

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки).

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: несчастья – упрёк – участия – далёк  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb - перекрёстная

2-я cтрофа – 4  строки, четверостишие.
Рифмы: молча – душа – волчьим – хороша
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb - перекрёстная

3-я cтрофа – 4  строки, четверостишие.
Рифмы: белом – трофей – смелой – фей  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb - перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: караваем – опустив – кивает – простив  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb - перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: сказке – родной – глазки – одной  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb - перекрёстная

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: замкнется – пути – остаётся – нести  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb - перекрёстная

***

О сколько здесь свидетелей несчастья
! ! -! -! -- -! - (11 слогов)
В глазах их плещется немой упрёк
-! ! ! -- -! -! (10 слогов)
Ни капли нет в них доброго участия
! ! -! ! ! -- -! -- (12 слогов)
От сострадания их взгляд далёк
! --! --! ! -! (10 слогов)
Что люди что иконы смотрят молча
! ! -! -! -! -! - (11 слогов)
Как бедная заходится душа
! ! -- -! -- -! (10 слогов)
Как трудно жить по злым законам волчьим
! ! -! ! ! -! -! - (11 слогов)
Особенно когда лицом ты хороша
-! -- -! -! ! --! (12 слогов)
Ты лишь добыча в длинном платье белом
! ! -! -! -! -! - (11 слогов)
В каменьях в жемчугах Ты лишь трофей
-! - --! ! ! -! (10 слогов)
Ведь невозможно вопреки судьбе быть смелой
! --! - --! -! ! ! - (13 слогов)
И нет в реальности из сказок добрых фей
! ! -! --! ! -! -! (12 слогов)
Есть нянька что застыла с караваем
! ! -! -! - --! - (11 слогов)
И матушка что руки опустив
! ! --! ! - --! (10 слогов)
Лишь грустно головой тебе кивает
! ! - --! -! -! - (11 слогов)
Свою судьбу давно уже простив
-! -! -! ! - -! (10 слогов)
Нет храбрых принцев здесь как в старой сказке
! ! -! -! ! ! -! - (11 слогов)
Есть лишь старик да муж сестры родной
! ! -! ! ! -! -! (10 слогов)
Есть мальчик чьи наивны глазки
! ! -! -! - -! (9 слогов)
Им не понять желания побыть одной
! ! -! -! -- -! -! (12 слогов)
Ты знаешь что вот вот капкан замкнется
! ! -! ! ! -! -! - (11 слогов)
Навеки отсекая для любви пути
-! - --! -! -! -! (12 слогов)
Тебе лишь плакать на коленях остаётся
-! ! ! -! -! - --! - (13 слогов)
Готовясь тяжкий крест всю жизнь нести
-! -! -! ! ! -! (10 слогов)

***

о, СКОЛЬ/-ко зДЕСЬ/ сви-ДЕ/-те-лей/ не-СЧАС/-тья!
в гла-ЗАХ/ их ПЛЕ/-ще-тся/ не-МОЙ/ уп-РЁК/,
ни КАП/-ли НЕТ/ в них ДОБ/-ро-го/ у-ЧАС/-ти-я/,
от со/-стра-ДА/-ни-я/ их ВЗГЛЯД/ да-ЛЁК/...

Стихотворение написано разностопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _! / _ _ / _! / _
_! / _! / _ _ / _! / _! /
_! / _! / _! / _ _ / _! / _ _ /
_ _ / _! / _ _ / _! / _! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

В глазах их плещется немой упрёк,

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

В глазах их плещется немой упрёк,
Ни капли нет в них доброго участия,

Что люди, что иконы смотрят молча,

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Немой упрёк, законы волчьи, тяжкие крест

(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- сравнение:

Нет храбрых принцев здесь, как в старой сказке,

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )

- риторическое восклицание:

О, сколько здесь свидетелей несчастья!

(Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, так называемые фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. )

***

Стихотворение написано со сбоем в количестве слогов. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины «Перед венцом».

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.