|
|||
Картина русского художника Фирса Сергеевича Журавлева «Перед венцом» (1874) - поэтическая дуэльСтр 1 из 2Следующая ⇒ Картина русского художника Фирса Сергеевича Журавлева «Перед венцом» (1874) - поэтическая дуэль Стих №1 О, сколько здесь свидетелей несчастья! Что люди, что иконы смотрят молча, Ты лишь добыча – в длинном платье белом, Есть нянька, что застыла с караваем, Нет храбрых принцев здесь, как в старой сказке, Ты знаешь, что вот-вот капкан замкнется, *** Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки). 1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. 2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. 3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. 4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. 5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. 6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. *** О сколько здесь свидетелей несчастья *** о, СКОЛЬ/-ко зДЕСЬ/ сви-ДЕ/-те-лей/ не-СЧАС/-тья! Стихотворение написано разностопным ямбом с применением безударного пиррихия. Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _! Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. Схема пиррихия: _ _ Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя. Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом: _! / _! / _! / _ _ / _! / _ *** В произведении использованы различные выразительные средства лексики: - инверсия: В глазах их плещется немой упрёк, (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности ) - метафора: В глазах их плещется немой упрёк, Что люди, что иконы смотрят молча, (Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным) - эпитет: Немой упрёк, законы волчьи, тяжкие крест (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. ) - сравнение: Нет храбрых принцев здесь, как в старой сказке, (Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. ) - риторическое восклицание: О, сколько здесь свидетелей несчастья! (Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, так называемые фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. ) *** Стихотворение написано со сбоем в количестве слогов. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины «Перед венцом». Итог:
|
|||
|