Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2 слайд. Спасибо за внимание!



 

Подготовили: Анастасия Новичкова, Юлия Румянцева, Анастасия Захарова, Юлия Кальнева (Журналистика, 2 курс (23 Б)).

1 слайд – титульный

2 слайд

«Песнь о Роланде» занимает почетное место не только во французской литературной истории, но и в мировой. Это произведение называют поэмой, но, если говорить точнее, «Песнь о Роланде» относится к жанру так называемой жесты. В тексте рассказывается о битве, которая состоялась между войском императора Карла Великого и армией басков. Таким образом, произведение считается древнейшим крупным литературным памятником литературы Франции. Более всего жесты были распространены в Нормандии, на севере страны.

3 слайд

Что же значит жанр жесты?

Жестой называется жанр средневековой литературы Франции. Жесту отличает эпический характер, и в этом жанр приближается к древнерусским летописям.

Термин «жеста» впервые появился в литературе, датированной XII веке. Жестой называли рассказы о славных деяниях и подвигах, о войнах и памятных эпических событиях. Жанр касался жизни героев и обращался не только к фигуре самого героя, но также к его роду, семье, друзьям, то есть охватывал большое количество персонажей. Жеста процветала на протяжении XII–XIV столетий. Второе дыхание жар получает в период становления романтизма, то есть в XIX веке. Жеста в это время функционирует не столько как самостоятельное произведение, сколько методология для анализа гомеровских текстов.

4 слайд

Жесту отличает характерная для этого жанра строфа, которая получила название лессы. Литературоведы считают, что именно лесса и легла в основу жесты. Изначально «песни о деяниях героев» выглядели, как «песни о деяниях святых», однако позже тематика сюжетов жест расширилась до героического эпоса. Кроме лессы, в жесту входят система и формула, которые раскрывали логику повествования текста. Тема рыцарства – центральная проблема жест– проявилась уже в «песнях о деяниях святых». Здесь периферийно затрагивались темы, связанные с войной, политикой и подвигами.

5 слайд

История написания «Песни о Роланде»

«Песнь о Роланде» уникальна тем, что существует в нескольких вариантах. Всего таких версий поэмы до наших дней дошло девять. Все рукописи написаны старофранцузским языком. Между тем, Литературоведы выделили одну рукопись, которую признали «оригинальной», «канонической». Это так называемая Оксфордская рукопись «Песни», автор которой, вероятно, прекрасно владел англо-нормандским диалектом французского языка. Время создания текста – приблизительно – промежуток между 1129 и 1165 годами. Эта рукопись поставила исследователей в тупик: изначально считалось, что произведение повреждено или дошло до нас не в полном варианте. Но «вина» такого предположения – особенности структуры жесты.

6 слайд

В чём же особенность структуры жесты?

Жесты производят впечатление крайне неравнопорядковых произведений: тексты разнородны, совмещают стилистически отличающиеся друг от друга части, содержат множество повторов или фрагментов-отступлений. Кроме того, жесты часто кажутся противоречивыми. Но литературоведы все же нашли объяснение этому феномену жест. Предполагается, что до XII века, когда появились письменные данные и записи о жестах, тексты существовали в устной форме. Поэтому большинство дошедших до нас жест – это черновики, шпаргалки, которые делали для себя авторы жест, или же более поздние попытки зафиксировать сюжет произведений.

7 слайд

Откуда произошла «Песнь о Роланде»?

Существует несколько предположений о происхождении «Песни». По мнению французского филолога-медиевиста (специалиста по Средним векам) Жозефа Бедье, произведение было написано неким Турольдом. Иного мнения придерживается испанский филолог Рамон Менендес Пидаль, который считает, что жеста развивалась постепенно, эволюционируя и расширяясь поэтапно. В жесте, между тем, ясно выделяется ядро, поддерживаемое и сохраняемое сказителями.

8 слайд

Историческая основа

В 778 году Карл Великий возвращался после похода в Испанию. Войска продвигались через Пиренейские ущелья, и ночью арьергард Карла был атакован басками. В ночной стычке погиб Хруодланд, начальник Бретонской марки (пограничной полосы между Францией и островом Бретань).

«Песня», хоть и касается реальных событий, все же немного переосмысляет их, трансформируя и слегка искажая исторические факты.

1. В действительности, арьергард армии Карла Великого попал в засаду около Ронсевальского ущелья.

2. Это случилось летом 778 года во время возвращения из испанского похода. На войско императора Карла напали племена басков, но в «Песне о Роланде» рассказывается о нападении мавров (сарацин).

 

9 слайд

Существует 9 списков песни, самый знаменитый из которых Оксфордский, найденный в Оксфордской библиотеке. До нас дошли 289 неточных строф – лэсс, или тирад. В одной тираде от 7 до 17 стихов в строфе, всего 4002. Стихи соединены ассонансами.

10 слайд

Герои «Песни о Роланде»

Традиционно в произведении выделяется группа центральных персонажей и категория второстепенных героев. Начнём с характеристики центральных персонажей.

Карл – справедливый мудрый монарх, хранитель страны. Ему двести лет. Карл объединил всю Европу и покорил Англию (хотя этого не было в действительности). Карл – нежный родственник и ценящий верную вассальную службу сеньор.

Одну из ведущих позиций занимает образ Карла Великого – короля Франции. Карл правил империей франков в 768–814 годах. Также Карл известен под именем короля лангобардов, герцога Баварии и императора Запада. Таким образом, Эта фигура списана с реально существовавшего исторического лица. Именно Карл дал название династии Каролингов.

11 слайд

Главным героем является, разумеется, Роланд.

Роланд «весел лицом и красив станом». Лучший рыцарь Карла, требует беспощадной войны до победного конца. В мирный час является перед Карлом «в броне», умирая ложится лицом к стране врага – пусть все знают, что он умер победителем и поле боя осталось за ним. Роланд считал трусостью отступление, в нём нет стратегического мышления военачальника и полководца, он, скорее, отважный воин – из-за его ошибки, гордости погибло двадцатитысячное войско. «Франки падут и я тому виной», - раскаивается Роланд и всё-таки трубит в рог. Он испытывает трагическое чувство вины за погибших воинов: «Коль не убьют, от горя я изною». Роланд несдержан, вспыльчив и непредсказуем: когда ему предлагают должность начальника арьергарда, он сначала говорит с Гунелоном вежливо, а заканчивает: «Негодяй! Худородный мерзавец! » Он преданный вассал, честолюбивый рыцарь («песни дурной пускай о нас не сложат»)

 

12 слайд

В поэме говорится, что Роланд совершает ошибку, в результате которой погибает весь его отряд и он сам. Эта ошибка — следствие его неистового героизма, его веры в свои силы и его высоких принципов:

Пускай не скажет обо мне никто,
Что от испуга позабыл я долг.
Не посрамлю я никогда свой род.
..........................................
Позор тому, в чье сердце страх закрался.

Трагическая ошибка Роланда объясняется и оправдывается его достоинствами эпического героя, и пусть с христианской точки зрения прежний эпический героизм, наполняющий человека тщеславием, — грех, который подлежит искуплению, Роланд полностью искупает подвигом свою ошибку. Героизм его безудержен и безграничен, это герой, нацеленный на личный подвиг во славу своего короля и своего Бога. Это новый, окрашенный христианством вариант эпического героя, вот почему поэма названа его именем, именем Роланда.

13 слайд

Второстепенные герои

К лицам второго плана принадлежат следующие фигуры:

· Фигура Ганелона – вассала императора франков. Ганелон также предстает в образе отчима Роланда;

· Образ Оливье занимает место одного из положительных героев, так как изображен аристократом, графом и – по совместительству – лучшим другом главного героя «Песни». Оливье – смелый и храбрый воин;

· Среди негативных персонажей числится Марсилий, который представлен хитрым и жестоким правителем Сарагосы – одного из испанских городов;

· Наконец, Персонажем второго плана является и Турпен. Герой служит архиепископом, а также описан отважным и доблестным воином.

 

14 слайд

Сюжет выстроен на двух темах: а) борьба против сарацин; б) феодальная месть.

Композиция поэмы строится по принципу симметрии: каждый из трех основных этапов действия состоит из двух контрастных событий.

Завязка поэмы - предательство Ганелона, включает описание двух посольств — мавра Бланкандрина и христианина Ганелона.

Кульминация поэмы — описание двух сражений, одно победное, второе гибельное для французов.

Развязка — возмездие мусульманам и Ганелону.

15 слайд

Расчетливое использование изобразительных средств, лаконизм и четкость языка и стиля произведения опираются на исключительную стройность его построения.
Параллелизм происходящих событий сочетается органически с параллелизмом в подборе действующих лиц. Двенадцати пэрам Франции соответствуют двенадцать сарацинских, среди равных по мужеству полководцев выделяются племянники государей - Роланд и Аэльрот, седобородый римский император Карл Великий близок сарацинскому эмиру Балиганту; обладают некоторым сходством Гвенелон и сарацинский царь Марсилий. Характерно, что и другие действующие лица привлечены для лучшего выявления особенностей каждой из враждующих сторон. Несомненно, больше внимания и места уделено тем из них, которые сильнее влияют на развитие сюжета; в свяси с этим только немногие характеры " Песни" индивидуализированы, большинство же наделяется или только положительными, или отрицательными свойствами.

16 слайд

Черты эпического повествования сказываются во всех строфах " Песни о
Роланде". В ней наряду с параллелизмом событий и персонажей можно встретить эпические повторы в описании битвы, в плачах по умершим, в перечислениях стран и народов, городов и географических названий рек и гор. Подчас вымышленные, не имеющие прямых исторических прототипов, персонажи заслоняют собой тех, кто выведен под историческим именем, хотя и утратил присущие носителю этого свойства. В поэме нашла широкое применение гипербола при описании сражений, физической силы и выносливости воинов, в перечислении неведомых стран и народов. Надо отметить также употребление устойчивого, постоянного эпитета, который неизменно сопутствует упоминанию Франции (прекрасная, краса), Карла Великого (седобородый вождь) и т. д. Поэма написана десятисложным стихом, с соблюдением ассонансов. Для эпических поэм средневековой Франции такой размер довольно характерен, хотя встречается употребление восьми- и двенадцатисложных стихов.

 

17 слайд

Особое внимание в «Песни о Роланде» уделено характеристике главного героя. В результате тонкого и убедительного анализа образ доблестного защитника «милой Франции» создается при помощи трех сопоставлений. Это параллель-противопоставление Роланда и Аэльро, племянника Марсилия, это антитеза «Роланд — Ганелон», отчим и предатель героя, это, наконец, оппозиция-параллель «Роланд — Оливье». В результате возникает многомерный образ, увиденный, как и другие французские персонажи поэмы, с четырех точек зрения: авторской, обобщенносарацинской, с точки зрения другого персонажа и через самохарактеристику.

18 слайд

Таким образом, " Песнь о Роланде" записывалась в то время, когда уже сложилось сословие рыцарей с его особой идеологией. Рыцарский кодекс чести наложил известный отпечаток на изображение взаимоотношений между героями " Песни".
Рыцарские конфликты найдут отражение в самом популярном эпическом жанре литературы высокого средневековья — в рыцарском романе.

19 слайд

Спасибо за внимание!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.