Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс» (1867) - поэтическая дуэль



Картина Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс» (1867) - поэтическая дуэль

Стих №1

Всё в прошлом

Я снова здесь, в заветном нашем месте,
Где год назад с тобой расстались второпях.
С тех пор не пишешь ты своей невесте
Об одиночестве душевном и страстях.

Как в тот последний раз, сияет солнце,
Но сердцу душно от безжалостных лучей.
Ему бы жажду утолить. На донце
Нетленной памяти едва журчит ручей.

Лицо и душу от дневного зноя
Укрыла крохотным, беспомощным зонтом,
Но даже тень мне не сулит покоя
В темно-зеленом сонном сумраке густом.

Былым пунцовым жаром пышут розы.
В час расставания в петлице ты унёс
Такую же, лелея в сердце грёзы,
Что жребий нас убережет от смут и гроз.

Деревьев кроны – купола собора,
Где не венчаться нам с тобою никогда.
Моей любви не шить наряд из флёра.
Возможно, стоит впредь мне путь забыть сюда.

***

Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк).

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: месте – второпях – невесте – страстях  
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb - перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: солнце – лучей – донце – ручей
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb - перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: зноя – зонтом – покоя – густом
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb - перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: розы – унёс – грёзы – гроз
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb - перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: собора – никогда – флёра – сюда
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb - перекрёстная

***

Я снова здесь в заветном нашем месте
! ! -! -! -! -! - (11 слогов)
Где год назад с тобой расстались второпях
! ! -! -! -! - --! (12 слогов)
С тех пор не пишешь ты своей невесте
! ! ! ! -! -! -! - (11 слогов)
Об одиночестве душевном и страстях
! --! -- -! -! -! (12 слогов)
Как в тот последний раз сияет солнце
! ! -! -! -! -! - (11 слогов)
Но сердцу душно от безжалостных лучей
! ! -! -! -! -- -! (12 слогов)
Ему бы жажду утолить На донце
-! ! ! - --! ! ! - (11 слогов)
Нетленной памяти едва журчит ручей
-! -! -- -! -! -! (12 слогов)
Лицо и душу от дневного зноя
-! ! ! -! -! -! - (11 слогов)
Укрыла крохотным беспомощным зонтом
-! -! -- -! -- -! (12 слогов)
Но даже тень мне не сулит покоя
! ! -! ! ! -! -! - (11 слогов)
В темно зеленом сонном сумраке густом
-! -! -! -! -- -! (12 слогов)
Былым пунцовым жаром пышут розы
-! -! -! -! -! - (11 слогов)
В час расставания в петлице ты унёс
! --! -- -! -! -! (12 слогов)
Такую же лелея в сердце грёзы
-! -! -! -! -! - (11 слогов)
Что жребий нас убережет от смут и гроз
! ! -! ---! ! ! ! ! (12 слогов)
Деревьев кроны купола собора
-! -! - --! -! - (11 слогов)
Где не венчаться нам с тобою никогда
! ! -! -! -! - --! (12 слогов)
Моей любви не шить наряд из флёра
-! -! ! ! -! ! ! - (11 слогов)
Возможно стоит впредь мне путь забыть сюда
-! - -! ! ! ! -! ! - (12 слогов)

***

я СНО/-ва ЗДЕСЬ/, в за-ВЕТ/-ном НА/-шем МЕС/-те,
где ГОД/ на-ЗАД/ с то-БОЙ/ рас-СТА/-лись вто/-ро-ПЯХ/.
с тех ПОР/ не ПИ/-шешь ТЫ/ сво-ЕЙ/ не-ВЕС/-те
об о/-ди-НО/-чес-тве/ ду-ШЕВ/-ном и/ страс-ТЯХ/.

Стихотворение написано разностопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! / _ _ / _! /
_! / _! / _! / _! / _! / _
_ _ / _! / _! / _! / _! / _! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

С тех пор не пишешь ты своей невесте

Как в тот последний раз, сияет солнце,

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Как в тот последний раз, сияет солнце,
Но сердцу душно от безжалостных лучей.
Ему бы жажду утолить. На донце
Нетленной памяти едва журчит ручей

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

в заветном нашем месте, от безжалостных лучей, крохотным беспомощным зонтом, нетленной памяти, в темно-зеленом сонном сумраке густом

(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- сравнение:

Как в тот последний раз, сияет солнце,

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )

***

Стихотворение написано с некоторыми сбоями в ударении. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Клода Моне. Однако, есть некоторые смысловые неточности  

Я снова здесь, в заветном нашем месте,
Где год назад с тобой расстались второпях.
С тех пор не пишешь ты своей невесте
Об одиночестве душевном и страстях.

Если помолвка расторгается, автоматически исчезают понятия «жених и невеста»

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.